Налоговая политика и налоговая система. Основы формирования налоговой политики государства Налоговая политика гос ва
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики ценовая, таможенная и т.д.). Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Субъект управления - государство
объект - налоги и налоговая система
Цели налоговой политики:
1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
4) выбор конкретных норм и методов налоговой политики определяется теми целями, которое государство ставит перед собой разрабатывая и реализуя налоговую политику.
Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).
Задачи налоговой политики: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.
Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.
Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов.
Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами. Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.
Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.
Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.
Различают:
Дискреционная налоговая политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек.
Недискреционная налоговая политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.
Стратегия налоговой политики: решение долгосрочных задач (определяется президентом). Тактика должна быть направлена на быстрое решение задач, увязана со стратегией, определяется правительством, органами субъектов.
максимальные налоги - применяют в период войн
политико - экономическое развитие - уменьшение расходов на соц. программы, уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщика. Цель - стимулирование инвестиционной активности. Применяют в период экономического спада, для предотвращения кризиса.
разумные налоги - средняя налоговая нагрузка, средние социальные налоги, минимальные государственные инвестиции в экономику. Применяют в период стабильного экономического роста.
Инструменты:
НС, НБ, налоговые льготы, налоговые санкции.
Налоговая политика до 2013 г.
Ряд значимых мер, направленных на перевод экономики на инновационную модель развития, поддержку бизнеса, принимали участие представители объединений предпринимателей, включая ТПП России. К указанным мерам, в частности, относятся:
1. Компенсация из федерального бюджета в течение продолжительного периода (до 2020 года) затрат сектора экспортеров информационных технологий, резидентов технико-внедренческих ОЭЗ, малых инновационных компаний при ВУЗах, прочих инновационных компаний (при условии создания эффективного механизма их идентификации), связанных с повышением страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование для сотрудников инновационных компаний.
2. Переход на формирование амортизационных групп по функциональному признаку и сокращение сроков амортизации отдельных видов основных средств.
3. Повышение эффективности системы налогового учета расходов на НИОКР (разрешить создание специального резерва предстоящих расходов на НИОКР и др.).
4. Освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с начала эксплуатации.
5. Передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита инновационным организациям субъектам РФ.
6. Повышение порога выручки с 3 до 10 млн. руб. для уплаты налога на прибыль ежеквартально, а не ежемесячно.
7. Установление отдельного налогового режима для вновь создаваемых компаний инновационных секторов. Предлагается установить для вновь создаваемых компаний инновационного сектора нулевые налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, НДС, налога на имущество организаций и земельного налога. Обязательные страховые взносы планируется взимать фиксированным платежом в размере 4,8 тыс. руб. в месяц за работника.
2. Таможенные пошлины – содержание назначение ставки. Контроль таможенных и налоговых органов за правильностью исчисления и взимания пошлин. T. (по-старинному - таможные от татарского слова тамга - печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов и представляют собою сбор с товаров , взыскание которого связано с перемещением товара через какую-либо линию - через государственный рубеж, через границу области, через городскую черту и т. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ - денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Существуют ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Ставки ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН содержатся в таможенных тарифах, где приводится список облагаемых ими товаров. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ на импортируемые товары выполняют ценообразующую функцию. Они выступают в качестве дополнительного внутреннего налога, удорожающего цену импортируемых товаров, что позволяет государству регулировать объем импорта и его структуру. С другой стороны ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ широко используются странами - членами ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) для содействия национальному экспорту путем взаимного обмена в ходе переговоров сопоставимыми и равнозначными тарифными уступками. Используются следующие ставки таможенных пошлин: адвалорные - определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров; специфические - устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара; комбинированные - сочетающие элементы адвалорных и специфических таможенных пошлин. Исчисление таможенных пошлин, а также НДС и акцизов, уплачиваемых с товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, начинается с установления объекта обложения (ст. 75 ТК). Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию , определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК. В качестве примера особого порядка расчета можно привести норму п. 2 ст. 360 ТК, в соответствии с которой таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются ФЛ по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 ТК. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного Союза. Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Кодексом, международными договорами государств-членов ТС и законодательством государств-членов ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Основной задачей налоговых органов становится ведение налогового контроля за перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле стран - участниц ТС. Если ранее основным документом, регламентирующим перемещение товаров через таможенную границу государства, являлась грузовая таможенная декларация (ГТД), то теперь с созданием ТС на смену ГТД приходит налоговая декларация - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены.
Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно. При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК.
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- – определение налоговой политики государства;
- – цели и задачи налоговой политики;
- – стратегию и тактику налоговой политики;
- – виды налоговой политики государства;
уметь
– анализировать взаимосвязи налоговой политики с экономической, финансовой, бюджетной и денежно-кредитной политикой государства;
владеть
- – культурой мышления;
- – способностью к экономическому образу мышления;
- – способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.
Налоговая политика государства: понятие, цели, задачи и инструменты
Составной частью экономической политики государства является налоговая политика. Возрастание роли налогов в современном обществе, значимость налоговой системы как неотъемлемого элемента рыночной экономики обусловливают роль и значение налоговой политики государства. Под воздействием налоговой политики развивается налоговая система. Налоговая политика государства оказывает непосредственное влияние на формирование доходной части бюджета, на уровень налоговой нагрузки в национальной экономике. Налоговая политика в области прямого налогообложения оказывает влияние на предпринимательскую активность, а значит, на темпы экономического роста. Налоговая политика в области косвенного налогообложения сказывается на инфляционных процессах в обществе. Налоговая политика самым тесным образом связана с бюджетной политикой и социальной политикой государства. Также следует отметить связь налоговой политики с финансовой и денежно-кредитной политикой государства.
В самом общем виде налоговую политику можно определить как совокупность мероприятий государства в области налогов. Финансово-кредитный энциклопедический словарь дает следующее определение налоговой политики: "Налоговая политика – система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики" . Из данного определения следует, что налоговая политика (как, впрочем, и любой другой вид политики государства) представляет собой субъективную деятельность людей. Государственные деятели разрабатывают налоговую политику, формулируют цель налоговой политики, ставят задачи по ее достижению, разрабатывают законы, посредством которых реализуется налоговая политика. Однако субъективная деятельность людей приносит желаемые плоды только в том случае, когда она опирается на объективные явления и объективные экономические законы. Только при соблюдении данного условия налоговая политика государства становится научно обоснованной, способствующей развитию общества. Объективной основой налоговой политики как субъективной деятельности политиков и законодателей являются присущие налогам функции (фискальная и регулирующая). Налоговая политика, прежде всего, ориентируется на максимальную реализацию потенциала фискальной функции налогов, что позволяет формировать доходы бюджета в объеме, достаточном для выполнения государством принятых на себя обязательств перед обществом. Однако налоги не должны разорять бизнес и население. Задача государства в том, чтобы посредством налоговой политики создать такие условия, которые бы стимулировали предпринимательскую активность, развитие экономики, высокие темпы роста. Успешно развивающаяся экономика, кроме того, позволяет государству эффективно решать социальные задачи. Именно научно обоснованная налоговая политика позволяет сформировать такую налоговую систему, которая способствует развитию предпринимательства и на этой основе обеспечивает наполнение доходной части бюджета для решения поставленных социально-экономических задач.
Налоги по своей экономической природе являются принудительным, законодательно установленным платежом. Поэтому налоги неразрывно связаны с законодательной деятельностью государства. Мероприятия государства в области налогов осуществляются только через принятие соответствующих законов, нормативных актов. Из всего сказанного выше следует, что определение налоговой политики как системы мероприятий государства в области налогов сегодня не отражает в полной мере содержания налоговой политики. Требуется более широкий подход к дефиниции налоговой политики. Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения ресурсов .
При проведении налоговой политики государство преследует определенные цели. Следует отметить, что цели налоговой политики отражают функции налогов. Можно выделить фискальные, экономические и социальные цели налоговой политики государства. Фискальные цели налоговой политики состоят в обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнении соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций. Экономические и социальные цели отражают регулирующую функцию налогов. В современных условиях экономические цели налоговой политики состоят в обеспечении экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики на международном рынке. Социальные цели налоговой политики – обеспечение государственной политики регулирования доходов населения, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.
Цель налоговой политики не является абстрактным понятием. Цели налоговой политики всегда конкретны. Они конкретны для каждой страны и для каждого периода развития. Цели налоговой политики формируются под воздействием ряда факторов: уровень развития экономики в целом, уровень развития налоговой системы, экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка политических сил в обществе.
Поставленные цели реализуются через совокупность задач налоговой политики. Задачи налоговой политики весьма разнообразны и всегда отражают конкретную социально-экономическую и политическую ситуацию в стране. Задачами налоговой политики могут быть проведение налоговой реформы, снижение бюджетного дефицита, стимулирование развития отдельных отраслей народного хозяйства, сглаживание региональных диспропорций, поддержка развития малого бизнеса, стимулирование инвестиций и инноваций, совершенствование налогового администрирования и др.
Задачи налоговой политики различаются по своей сложности. Поэтому для их решения требуется различная продолжительность времени. В зависимости от длительности периода реализации задач выделяют налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, таких как разработка концепции налоговой политики, определение тенденций развития налоговой системы страны, проведение налоговых реформ. Налоговая стратегия рассчитана на длительную перспективу. В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития экономики. Для решения тактических задач необходимы менее продолжительные временные отрезки. К налоговой тактике можно отнести решение таких задач, как развитие отдельных норм налогового законодательства, совершенствование механизма исчисления и уплаты отдельных налогов, повышение эффективности налогового контроля.
Стратегия и тактика налоговой политики взаимосвязаны. Налоговая стратегия предопределяет постановку тактических задач. В свою очередь решение тактических задач налоговой политики является механизмом реализации налоговой стратегии.
В зависимости от государственного устройства выделяют уровни налоговой политики. В унитарных государствах налоговая политика существует на двух уровнях: общегосударственный и местный. В федеративных государствах налоговая политика проводится на трех уровнях: федеральный, региональный и местный. Каждому уровню соответствует субъект налоговой политики.
ДЛЯ СПРАВКИ
Расширение прав субъектов налоговой политики в странах Западной Европы способствовало формированию в середине XX в. теории налоговой конкуренции. Суть данной теории состоит в следующем. Снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот, а также высокий уровень предоставляемых публичных благ делают территорию привлекательной для проживания и ведения бизнеса. Субъекты налоговой политики начинают вести конкурентную борьбу за привлечение к себе налогоплательщиков. Приток налогоплательщиков в свою очередь позволяет расширять налоговую базу по отдельным налогам и собирать большие объемы налоговых поступлений в местные бюджеты.
В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Российская Федерация, республики, края, области, автономные области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также муниципальные образования (городские округа, муниципальные районы и поселения). Федеральное законодательство закрепляет за каждым субъектом определенные полномочия в области проведения налоговой политики. Так, например, в России субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлено право вводить и отменять региональные и местные налоги, устанавливать по этим налогам налоговые ставки в пределах, предусмотренных федеральным налоговым законодательством. Также им даны широкие полномочия по установлению налоговых льгот. Субъекты налоговой политики имеют возможности для создания благоприятных условий хозяйствования, развития региональной экономики, повышения жизненного уровня населения региона.
Практическое проведение налоговой политики проявляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Налоговый механизм включает в себя ряд инструментов, посредством которых государство осуществляет налоговую политику. Такими инструментами выступают налоговая ставка, налоговые льготы, налоговая база, налоговые санкции и др.
Налоговая ставка является важным инструментом налоговой политики государства. Выбор вида налоговой ставки (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная) оказывает воздействие на формирование доходов бюджетов различных уровней, на стимулы предпринимательской деятельности, а также на реализацию принципа справедливости налогообложения и перераспределение доходов. Повышение или понижение налоговой ставки самым тесным образом связано с объемами поступлений налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Однако установление необоснованно высоких налоговых ставок может привести к вывозу капитала за рубеж, "бегству" налогоплательщиков из страны, росту теневой экономики, сокрытию доходов, к снижению предпринимательской активности. Применение регрессивной налоговой ставки по единому социальному налогу (ЕСН) в свое время в существенной мере способствовало решению проблемы вывода заработной платы из тени . Использование прогрессивной налоговой ставки при обложении доходов и имущества физических лиц признано более справедливым, чем пропорциональное налогообложение. Прогрессивная налоговая ставка позволяет государству в большей степени осуществлять перераспределение доходов населения.
В настоящее время важнейшим инструментом налогового механизма признаны налоговые льготы. С их помощью государство активно осуществляет налоговое регулирование экономики и социальных процессов. Создавая более льготные условия налогообложения для субъектов инновационной деятельности, для инвесторов государство стимулирует инновационный рост экономики. Посредством налоговых льгот государство оказывает поддержку отдельным группам населения, которые не могут по объективным причинам иметь высокие доходы (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи). Немаловажное значение имеют налоговые льготы и для поддержки развития малого предпринимательства, которое обеспечивает занятость населения, развитие определенных ниш экономики, внедрение инноваций.
Существенным инструментом налоговой политики является такой элемент налогообложения, как налоговая база. Порядок формирования налоговой базы непосредственно влияет на отклонение эффективной налоговой ставки от ее законодательно установленного уровня (номинальной налоговой ставки). На величину налоговой базы, а значит, и на сумму уплаченного налога влияют, прежде всего, амортизационная политика и законодательно установленный порядок определения даты реализации.
Важным инструментом налогового механизма является налоговая санкция. Под налоговой санкцией понимается денежное взыскание (штраф), которое применяется при совершении налогового правонарушения. Налоговая политика государства призвана осуществлять справедливое налогообложение. В современном обществе вопросы справедливости приобретают особую важность и остроту. Уклонение от уплаты налогов, нарушение налогового законодательства ставит добросовестных налогоплательщиков в неравные конкурентные условия. Без наказания нарушителей налогового законодательства, без реализации принципа неотвратимости наказания налоговая политика, налогообложение не могут быть признаны справедливыми.
- Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 605.
- Определение налоговой политики приведено в учебнике: Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб, пособие для бакалавриата. М.: Юрайт, 2011 . С. 81.
- В 2010 г. ЕСН был отменен. В настоящее время взамен ЕСН организации и индивидуальные предприниматели платят обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды.
Государство не способно осуществлять свои функции без налогов. Об этом свидетельствует практика развития стран в разные исторические периоды, на это указывают различные направления экономической мысли.
Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус, рассматривая экономическую роль государства, подчеркивают, что оно:
Обеспечивает справедливое использование налогов и расходов для перераспределения доходов среди определенных групп;
При помощи налогов, расходов и денежного регулирования стимулирует макроэкономический рост и стабильность, снижает уровень безработицы и инфляции и в то же время поощряет экономический рост.
В последние годы российская налоговая система формировалась практически в отсутствие государственной налоговой политики. Частые необоснованные изменения налогов привели к росту налогового бремени, неравномерному налоговому прессу по отдельным регионам и сферам деятельности, негативному отношению налогоплательщиков к налогам, недобору налоговых средств.
Само понятие налоговой политики в настоящее время размыто и произвольно. Например, налоговая политика в Финансово-кредитном словаре характеризуется как система мероприятий, проводимых государством в области налогов; составная часть финансовой политики государства. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества. Такое определение было свойственно периоду господства жесткой административной системы управления, когда отрицалась позитивная роль налогов в обществе.
Более обоснованно, на наш взгляд, рассматривать налоговую политику в широком смысле, с позиций экономической политики государства, как это сделано в Экономической энциклопедии: «Политика налоговая, часть экономической политики государства, реализуемая с помощью изменения налоговой базы, ставок, льгот и скидок». Однако и это определение не раскрывает в полной мере сущность данного понятия. Отдельные авторы пытаются свести налоговую политику к законодательным актам, упуская из виду экономическую роль налогов. Например, отмечается, что налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.
Налоговая политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.
При обосновании налоговой политики необходимо руководствоваться не только фискальными требованиями. Так, еще С. Ю. Витте подчеркивал, что «государство, обладая правом отчуждать в свою пользу посредством налогов некоторую долю имущества частных лиц, должно руководствоваться в своей налоговой политике определенными эстетическими и экономическими началами; в противном случае, отягчая население несправедливыми непосильными сборами, оно подрывало бы самый смысл и разумное основание своего существования».
При формировании налоговой политики следует четко определить границы налогообложения. Поиск критической точки налогообложения занимает умы политиков, хозяйственных руководителей и ученых на протяжении многих столетий.
Известный экономист И. И. Янжул подчеркивал, что, с одной стороны, предел обложения лежит в размерах потребностей государства, для покрытия которых налоги устанавливаются; с другой - он заключается в имущественной способности подданных удовлетворять эти потребности своими пожертвованиями... Между этими двумя границами обложения - потребностями государства и имущественной способностью граждан - и вращаются все налоговые вопросы; борьба этих двух начал в финансовой истории налагает даже особый отпечаток на всю жизнь народа.
Задача определения границ налогообложения усложняется тем, что тяжесть налогового бремени зависит от множества факторов. В отдельных странах делаются попытки решить проблему законодательными актами. Однако основополагающим принципом должен быть принцип способности физических и юридических лиц осуществлять налоговые платежи.
Немаловажное значение в налоговой политике имеет принцип справедливости. Это относительное понятие, изменяющееся по мере развития производительных сил, культуры, исторических традиций и т. д. Проблема справедливости в налогообложении распадается на два вопроса: кто должен платить налоги и как достигнуть уравнительности?
Большинство ученых едины в том, что должен действовать принцип всеобщности налогообложения. Вместе с тем многие экономисты считают, что малые доходы должны быть освобождены от налогов. Величина дохода, который освобождается от налога, различается по странам и временным периодам.
Важное значение для экономики имеет обоснование оптимального налогового бремени. Начиная с XIX в. делаются попытки сравнивать налоговое бремя различных стран. Такое сравнение связано с целым рядом трудностей: различна покупательная способность денег, нелегко суммировать государственные и местные налоги, сложно классифицировать доходы и расходы, реально учитывать различия в составе населения.
Например, предлагается определять налоговое бремя как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности. Отдельные экономисты считают, что предпочтительнее сравнивать суммы дохода, остающиеся после уплаты налогов. В настоящее время практически все специалисты, исследующие проблемы налогообложения, пришли к единому мнению, что наиболее достоверную картину, позволяющую сопоставлять уровень налогообложения отдельных стран, дает удельный вес налогов в валовом внутреннем продукте.
Выделим три группы стран: с относительно высоким уровнем налогов (доля налоговых изъятий в ВВП, включая взносы на социальное страхование, составляет 45-55%), низким (около 20%), средним (30-40%). К первой группе относятся Скандинавские страны, страны Бенилюкса, Франция, Австрия. Во вторую группу входят США, Япония, ФРГ, Великобритания, Канада, а в третью - Турция, Южная Корея, Мексика. Общей закономерностью является то, что относительно высокое налоговое бремя характерно для высокоразвитых стран с достаточно высокими среднедушевыми доходами населения. Парадокс же состоит в том, что по уровню среднедушевых доходов Россия серьезно отстает от высокоразвитых государств, а по налоговому бремени - стоит в одном ряду с такими странами, как Великобритания, Швейцария, ФРГ.
Надо отметить, что сопоставлять налоговое бремя России с зарубежными странами без сравнения социальных программ и обязанностей государств нельзя. Сравнение некорректно еще и потому, что существует корреляционная зависимость между уровнем благосостояния страны (ВВП на душу населения) и максимально возможной долей налоговых изъятий: при относительно низком экономическом развитии страны действует тенденция уменьшения и налогового бремени.
С учетом инфляционной составляющей налогового бремени, связанной с падением покупательной способности рубля, обязательных взносов в отраслевые и социальные внебюджетные фонды реальная налоговая нагрузка в России значительно выше номинальной.
Современной экономической теорией верхняя граница налогового бремени определена в пределах 30-40% доходов. Считается, что за пределами оптимальной ставки налогообложения расположена «налоговая ловушка», при которой невыгодны инвестиции и расширение производства. Российское налоговое бремя, по мнению многих экспертов, превышает «налоговую ловушку». Налоги в России выполняют не свойственную им функцию перераспределения всего валового продукта, а не только дохода. В такой ситуации отечественные производители хронически испытывают недостаток средств для поддержания нормального процесса расширенного воспроизводства. Превышение предельной величины налоговых изъятий имеет серьезные негативные последствия, среди которых снижение трудовой и предпринимательской активности, невыгодность инвестиций в развитие производства, массовое уклонение от налогов, расширение теневого сектора экономики и т. п.
В поисках оптимальной схемы налогообложения ученые с помощью эмпирических методов не раз пытались определить предельные ставки налогов, выше которых предприниматели теряют стимул к производству. Широкую известность приобрела кривая Лаффера, названная по имени американского экономиста А.Лаффера.
Так как при снижении налогов одни
|
Кривая Лаффера отражает объективную зависимость. В то же время выявить конкретную величину критической точки очень трудно, она определяется эмпирическим путем. При этом необходимо учитывать множество факторов как в сфере производства и обращения, так и в сфере потребления. Немаловажное значение имеет анализ бюджета на макроуровне. Следует подчеркнуть, что не всегда теоретические предложения в области налогообложения приносят желаемый результат на практике. Например, в США в период 80-х гг. администрацией президента Рейгана были приняты предложения экономистов по снижению налогов. Предполагалось, что возросшая интенсивность труда возместит потери налоговых поступлений. Однако в реальности предсказания кривой Лаффера, что доходы возрастут после снижения налогов, оказались неверными. В результате из-за сокращения федеральных доходов бюджет в 1983г. характеризовался огромным дефицитом - около 200млрд. долл. США.
Следовательно, при принятии конкретных решений в области налогообложения помимо налоговой политики нужно руководствоваться политикой в области цен, доходов, процентных ставок.
Генезис налоговой политики России конца XIX - начала XX в. наиболее полно раскрыл С. Ю. Витте. При формировании налоговой политики он исключительно важную роль уделял обоснованию налогового бремени, подчеркивая, что правом устанавливать налоги государство должно пользоваться очень разумно и осторожно, в противном случае высокие налоги могут стать тормозом развития производства, привести к обнищанию населения.
С. Ю. Витте был последователем классической экономической теории и прежде всего А. Смита. Поддерживая основополагающие положения налогообложения - всеобщность, равномерность, удешевление издержек, взимание налогов в наиболее удобное для налогоплательщиков время, выдвинутые А. Смитом, он развил их и обосновал новые важные принципы с учетом экономических реалий времени. С. Ю. Витте считал, что налоговая система должна отличаться продуктивностью и эластичностью, т. е. быть способной доставить государству значительные и притом неизменно прогрессирующие ресурсы. Именно налоговая система, удовлетворяющая этим требованиям, способна обеспечить ресурсами постоянно растущие государственные потребности.
Не потеряли актуальности рассуждения С. Ю. Витте по общим проблемам теории обложения. В частности, рассматривая объект или источник налога, он подчеркивал, что капитальная часть имущества должна быть по возможности освобождаема от обложения, так как всякий ущерб в размерах капитала ослабляет производительную деятельность страны. Покрывать государственные расходы из народного капитала было бы равносильно тому, как если бы частное лицо, не удовлетворясь полученным доходом, стало бы растрачивать свое имущество. Таким образом, объектом или источником налога должен служить преимущественно народный доход. При этом он имел в виду не просто доход, а исключительно чистый доход.
С. Ю. Витте был сторонником прогрессивного налогообложения, остро критиковал пропорциональное обложение личных доходов, считая его несправедливым и неравномерным. Подчеркивал, что обременение налогом неимущей части населения ведет часто к накоплению недоимки, которая и служит показателем неудовлетворительности оснований налоговой системы или способов ее применения.
В качестве преимуществ прогрессивного обложения С. Ю. Витте выделял большую продуктивность налоговой системы, достигаемую без обременения несостоятельной части населения, утверждал, что крупные доходы и имущества обладают «прогрессивною экономическою силою накопления богатства».
Вопросы выбора пропорциональных или прогрессивных налогов все еще актуальны. И в настоящее время по ним идет острая дискуссия. Весьма спорно, с учетом практики налогообложения и теории налогов, установление единого подоходного налога.
Серьезное внимание С. Ю. Витте уделял проблемам переложения налогов. Из-за борьбы экономических интересов каждый участник воспроизводства стремится переложить часть лежащего на нем налогового бремени на других лиц, находящихся с ним в экономической связи. В результате налоговое бремя ложится на конечного потребителя товара. Следовательно, необходимо учитывать изменения цен в процессе продвижения товара от изготовителя к потребителю.
При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Проанализировав преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения, многие экономисты делают правомерный вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов, бесперспективна. Еще С.Ю.Витте подчеркивал, что лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягчая особенно налогоплательщиков, не подрывая благосостояния массы населения и не препятствуя экономическому развитию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей.
Генезис налоговой политики стран с развитой рыночной экономикой подвержен серьезному влиянию циклов воспроизводства. Дж. Кейнс в «Общей теории занятости, процента и денег* отмечал, что основным инструментом регулирования экономики является уровень процентной ставки, а также ряд мероприятий, в частности в налоговой политике, стимулирующих экономический рост и повышение занятости. Он подчеркивал, что государство может обеспечить соответствие между платежеспособным спросом и объемом производства при помощи регулирования государственных расходов, ссудного процента и денег. Кейнс считал, что если налоговая политика преднамеренно используется в качестве орудия для достижения более справедливого распределения доходов, то ее влияние на увеличение склонности к потреблению будет, конечно, еще больше.
В теории Кейнса серьезное внимание уделялось подоходному налогу. Кейнс был сторонником прогрессивного налогообложения доходов. Он отмечал, что излишние сбережения необходимо изымать при помощи налогов, считал, что подоходный налог, особенно когда им устанавливается дискриминация в отношении «незаработанных» доходов, налог на прибыль от капитала, налог с наследств и т. п. имеют не меньшее значение, чем норма процента. Рассматривая источники инвестиций, Кейнс утверждал, что при помощи налогов можно изымать доходы, помещенные в сбережения, финансировать за их счет текущие государственные расходы, а самое главное - инвестиции. Подчеркивая особую роль налогов в регулировании пропорций воспроизводства, он называл их «встроенными механизмами гибкости».
Экономические воззрения Дж. М. Кейнса развили его последователи. Согласно неокейнсианскому направлению налоговая политика призвана обеспечить устойчивый экономический рост, способствовать устранению диспропорций воспроизводства прежде всего за счет регулирования налоговых ставок.
История зарубежных стран с развитой рыночной экономикой демонстрирует гибкие подходы к активному использованию налоговой политики в целях регулирования экономики. Например, в 60-е гг. в США налоговая политика наряду с бюджетной политикой стала одним из главных орудий в борьбе с инфляцией и циклическим спадом. Чтобы вытянуть экономику из состояния спада, было значительно ослаблено налоговое бремя. Это привело к экономическому росту. На его фоне в 1965-1966 гг. последовало наращивание бюджетных расходов, что вызвало увеличение ВВП выше потенциального уровня и раздувание инфляции. Чтобы удержать раскручивающуюся инфляцию и компенсировать военные расходы, в 1968 г. был введен дополнительный подоходный налог.
В начале 80-х гг. в США были снижены налоги, что в совокупности с другими мерами способствовало экономическому росту 1983-1985 гг. Однако рост дефицита государственного бюджета в последующие годы потребовал повышения ставок отдельных налогов в 1990 и 1993 гг.
Многие недостатки в системе российских налогов обусловлены отсутствием долговременной концепции развития налоговой системы. Мероприятия, осуществляемые в налоговой сфере, должны быть четко увязаны с политикой государства в области доходов и цен. Особенно тесно взаимосвязаны налоги и цены. Ставки налогов во многом определяют структуру и уровень цены, и от того, насколько учтены эти связи, во многом зависит сбалансированность пропорций воспроизводства.
Главная цель налоговой политики - обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов - основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества. Немаловажную роль играют налоги в распределительных и перераспределительных процессах.
Налоговый механизм - это совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков. Налоговый механизм необходимо рассматривать на макро- и микроуровне. На макроуровне налоговый механизм, включает прогнозирование, регулирование, контроль.
Налоговое прогнозирование служит основой для разработки программы социально-экономического развития страны, региона, муниципального образования на определенный период времени. Без надежного инструментария прогнозирования невозможно выработать эффективную налоговую и бюджетную политику страны. Налоговый прогноз позволяет более четко обосновать объемы налоговых доходов на разных уровнях, оценить предложения по использованию конкретных налогов, их ставок и льгот.
В процессе налогового прогнозирования решаются вопросы регулирования налоговых взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации, субъектами Федерации и районами, городами, муниципальными образованиями. Особенно много проблем возникает в распределении налоговых доходов между федеральным центром и субъектами Федерации. В условиях жесткой планово-административной системы управления действовал принцип максимальной централизации всех доходов и последующего их перераспределения. В рыночной экономике подобный принцип межбюджетных отношений малоэффективен.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой, практика российских экономических преобразований в 90-е гг. свидетельствует о том, что наиболее рациональное разделение доходов между бюджетами центра и регионов в пропорции 50 на 50. ближайшей перспективе нет необходимости вносить крупные изменения в эту пропорцию. И в условиях отхода от жестких административных методов управления государство несет весомый груз расходов по обороне, поддержке отдельных распей, образования и науки, экологии, социальной и других сфер. Вместе с тем вдует гибко использовать возможности налогов и с учетом конкретной ситуации менять соотношения доходов отдельных бюджетов. Например, на 2001 г. запланировано повышение доли федерального бюджета в налоговых доходах. Налоговый механизм должен сформировать оптимальный перечень федеральных, региональных и местных налогов, уровень ставок, коэффициентов их распределения.
Особое место в налоговом механизме занимает контроль. Уже на ранних стаях появления налогов государство создавало систему контроля за сбором налогов. Налоговый контроль призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Он должен быть всеобъемлющим, пронизывать все этапы воспроизводства. Важной целью налогового контроля является создание условий, препятствующих уходу налогоплательщика от уплаты налога. Для повышения эффективности налогового контроля большое значение имеет создание соответствующей нормативно-правовой среды - земельного кадастра, кадастра недвижимости, полного реестра налогоплательщиков.
Важная роль принадлежит организации налогового контроля. Налоговый кодекс РФ определил его формы. Основой служит постановка налогоплательщика учет в налоговых органах, присвоение ему идентификационного номера. Одним их главных звеньев налогового контроля является налоговая проверка. Необходимо создать эффективный механизм взыскания недоплаченных налогов, ввести систему штрафов, пени за неисполнение налогового законодательства.
На микроуровне важным компонентом налогового механизма выступает налоговое планирование, необходимое для оптимизации налоговых платежей предприятия без нарушения действующего законодательства. В условиях высокого налогового бремени оптимизация налоговых платежей позволяет предприятию выявить финансовые резервы и более эффективно их использовать.
Налоговое планирование тесно связано с элементами налогового механизма |и на макроуровне, так как управление налогами организации-налогоплательщики осуществляют в макроэкономической среде. Специфическим объектом налогового планирования выступают экономические отношения налогоплательщиков с государством, возникающие в процессе формирования доходов; бюджета и материализующиеся в налоговых платежах.
С учетом конкретной экономической ситуации государство может либо вносить частичные изменения в налоговую систему, либо кардинально менять ее, т. е. проводить налоговую реформу. Нынешний этап характерен для России проведением налоговой реформы. Главными ее принципами являются снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение качества администрирования, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков. В результате предполагается снижение налогового бремени более чем на 2% от ВВП, отмена части так называемых налогов с оборота, введение единой ставки налога на доходы физических лиц, уменьшение облагаемой базы путем исключения таких расходов, как оплата лечения, обучение в высших и средних учебных заведениях, введение единого социального налога с регрессивной шкалой начисления. Налоговая реформа должна способствовать экономическому росту, развитию предпринимательства.
Налоговый механизм в России регламентируется многими законодательными нормами, изложенными в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Таможенном, Водном, Земельном и других кодексах и законодательных актах. Основным нормополагающим актом должен стать Налоговый кодекс РФ. Именно он может гармонизировать взаимоотношения государства и налогоплательщиков, обеспечить стабильность налоговой системы, дать единообразное толкование конкретных налоговых ситуаций. С принятием Налогового кодекса РФ должны кануть в лету наблюдавшиеся в российской практике частые, нередко не обоснованные, изменения в законодательстве по налогам.
Н.М. Дементьева
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.
Ключевые слова : налоговая политика, формы, методы
Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.
В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» . В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.
Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.
Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.
Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.
В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.
Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.
Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.
Рис.1. Формы налоговой политики
Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.
Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.
Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.
Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.
Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.
Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.
Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.
Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.
В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.
Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.
Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.
При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).
Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.
В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:
· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;
· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;
· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;
· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;
· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;
· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.
В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.
Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.
Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы . Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.
Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.
С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.
Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.
В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.
К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.
Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.
Литература
1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.
Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы
налоговый агент сбор пеня залог
Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.
Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика -- это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;
2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;
3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.
Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.
При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели:
фискальную - мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;
экономическую - целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ;
социальную - относительная ликвидация пли сглаживание неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счет прогрессивной системы налогообложения, предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий;
экологическую - охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, таки к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологической ситуации па своих территориях;
контрольную - за счет проведения выездных и камеральных проверок, когда достигается не только увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней, но и соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов ин- формация используется государством для принятия оперативно- тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического раз- вития территорий и страны в целом;
международную - укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений но устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.
Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.
Первый тип политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.
Второй тип - политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.
Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются па увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.
При развитой экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в отраслях экономики, широким масштабам уклонения от уплаты налогов, росту задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость продолжения налоговой реформы, выражением которой стал НК РФ. Налоговые преобразования, предусмотренные им, направлены на поэтапную реализацию второго типа налоговой политики. Основные задачи, которые должны быть решены посредством налоговой реформы, - снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создание равных условий для всех налогоплательщиков.
Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
В основе формирования налоговой политики лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки: а) использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; б) использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:
Стабильности налоговой системы;
Равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;
Одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.
Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны.
Конституция Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.114) закрепила принцип единой финансовой политики. Налоговая политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов.
Во втором случае налоги используются в качестве инструмента воздействия на условия и факторы общественного воспроизводства. В этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами механизма налогового регулирования являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.
Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы.