Личная коллекция петра 1 в кунсткамере. История кунсткамеры. Кунсткамера режим работы
Каждый российский школьник знает, что в Кунсткамере хранится уникальная коллекция заспиртованных «уродцев». Но мало кому известно, что вскоре после открытия в XVIII веке музей сгорел. Некоторые уникальные экспонаты были утеряны. Разрушительный пожар произошел 16 декабря 1747 года.
сайт вспоминает, как зародился первый в России Музей антропологии и этнографии, а также какие необычные экспонаты там хранятся.
«Государев кабинет»
Кусок той сосны, курьезностью которой так восхитился Петр I, до сих пор хранится в экспозиции. Император задумал грандиозный музей: длина здания должна была составить 100 метров, ширина - 15 метров.
Незадолго до начала строительства молодой правитель побывал в крупных и преуспевающих городах Англии и Голландии. Он был поражен развитием этих стран. Особенно удивили царя новейшая наука анатомия и заморские кабинеты редкостей и чудес. «Зело дивно», - восхищался юный Петр, посещая иностранные музеи. Не скупясь, он закупал целые коллекции и отдельные вещи: инструменты, приборы, книги, оружие, природные редкости. Именно эти предметы и легли в основу «государева кабинета» или Кунсткамеры. Тогда же Петр приобрел и первые экспонаты для Анатомического театра - заспиртованных уродцев. Кстати, первый Анатомический театр был открыт в Москве в 1706 году, а в Кунсткамеру коллекция переехала лишь в 1728 году.
Император много путешествовал, постоянно докупая новые экспонаты. В 1717 году он во второй раз приехал в Голландию и посетил музей Альберто Себа. Богатое собрание минералов, растений и других произведений природы были куплены у голландского аптекаря за 100 тысяч гульденов. После приобретения этих «сокровищ» у Петра и родилась идея строительства здания для музея. Работы начались в 1718 году и продолжались без малого 16 лет. Над сооружением в стиле петровского барокко трудились несколько архитекторов: Георг Маттарнови, Николай Гербель, Михаил Земцов, Гаэтано Киавери. Сегодня здание Музея антропологии и этнографии является одним из самых старых в Петербурге.
Погорелые палаты
Уже в 1726 году в еще недостроенные корпуса начали свозить петровские коллекции. Сам император не дожил до открытия музея, скончавшись за год до начала сбора экспозиций. Круглый зал восточного крыла предназначался для Анатомического театра, в котором были представлены двухголовый ягненок, сиамские близнецы, циклопы и другие экспонаты с анатомическими уродствами.
Готторпский глобус. Фото: Commons.wikimedia.org / Андрей Корзун
В зале третьего этажа был установлен «Готторпский глобус». Этот уникальный экспонат считается первым и некогда самым большим в мире глобусом-планетарием, диаметром 3,1 метра. В залах западного крыла заработала Академия наук, где чуть позже трудился великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. В остальных помещениях были открыты богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту эскимосов, индейцев, японцев, китайцев, народов Африки, Индии и Индонезии.
Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экземпляров. Она вызывала огромный интерес у всех петербуржцев. В документах 1741 года говорится, что «в музее всегда великое людство», «всякого чина люди приходят и просятся».
Однако 16 декабря 1747 года уникальный музей с бесценными экспонатами чуть не был утерян. В этот день в здании вспыхнул пожар, пламя охватило башню и два верхних этажа Кунсткамеры. В огне сгорели многие уникальные вещи. В частности от «Готторпского глобуса» сохранилась лишь одна деталь - дверца, украшенная геральдическим щитом Гольштейн-Готторпского герцогства. Она сохранилась лишь потому, что в момент пожара находилась в подвале здания. От самого глобуса остались лишь обгоревшие металлические конструкции. Его восстановление продолжалось вплоть до конца 18 века. Новый глобус получил название Академический. После восстановления на его поверхности появились новые изображения «с учетом всех случившихся на земле перемен и обогативших землеописание открытий». Сегодня этот уникальный экспонат может увидеть далеко не каждый посетитель Кунсткамеры, а только лишь тот, кто оплатит экскурсию по 4 и 5 этажу музея.
Несколько лет после пожара здание музея стояло заброшенным: окна заложили кирпичами, а двери заколотили. В 1748 году помещения обследовали два великих архитектора Трезини и Растрелли. Они приняли решение, что для восстановления можно использовать прежний фундамент, а стены необходимо воссоздать заново. Началась долгая реконструкция, во время которой снова поменялось несколько архитекторов. Пришлось даже создавать комиссию «по выстройке погорелых палат». Восстановили Кунсткамеру лишь к 1766 году.
Череп великана
Кунсткамеру окружает множество легенд. Это неудивительно, ведь там хранятся такие необычные, а порой и зловещие экспонаты. Одно из преданий гласит, что в Голландии Петр I встретил огромного человека ростом 2 метра 30 сантиметров. Император привез Николая Буржуа в Россию и сделал его личным лакеем. В 1725 году великан умер, его скелет был передан в Кунсткамеру. Во время пожара 47-го года череп гигантского скелета пропал, его заменили другим, коих было в музее в достатке.
Сегодня коллекции Музея антропологии и этнографии насчитывают более 1,8 миллионов экземпляров. Они были собраны многими поколениями отечественных и иностранных ученых, среди которых такие исследователи, как Джеймс Кук, Юрий Лисянский, Илья Вознесенский, Отто Коцебу, Иван Крузенштерн, Федор Литке, Николай Миклухо-Маклай, Василий Юнкер, Леопольд Шренк, Матиас Кастрен и другие.
Исключительную ценность представляют коллекции этнографических (более 250 тысяч), археологических (около 460 тысяч), антропологических (около 380 тысяч) предметов и иллюстративных материалов (более 800 тысяч). Не случайно Наполеон Бонапарт после взятия Москвы в 1812 году издал высочайший указ, в котором повелевал вывезти из Петербурга в первую очередь коллекции Кунсткамеры, а затем уже сокровища Эрмитажа. К счастью, воплотить эти замыслы в жизнь французской армии не удалось. Поэтому все экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего времени, несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции. Во время блокады в музее осталось всего 15 человек, они спасли коллекции мирового значения.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук - один из самых старых музеев России. Он был сформирован по указу Петра 1 для поиска и исследования старинных и диковинных природных и рукотворных артефактов.
В 1697 году во время визита в Англию и Голландию, Петра Первого удивили кабинеты - "куншты", в которых хранились необычные и чудные диковины. Вернувшись домой, царь загорелся создать свой "кабинет редкостей". Первым экспонатом оказалась береза, вросшая в ствол другого дерева. Царь заметил диковину, когда прогуливался по Васильевскому острову.
Зал "Северная Америка"
Позже начали поступать целые коллекции необычных предметов - книг, оружия, приборов, инструментов и различных диковин. Петр Первый не жалел на них ни копейки. В 1714 году все экспонаты были перевезены в Летний Дворец, и на немецкий манер был назван Куншткамерой. Эта дата и считается моментом основания музея.
Ладья Небесная: китайская механическая игрушка.XVIII век
Коллекция постепенно разрасталась, и всех залов Летнего Дворца не хватало для петровского собрания. В 1718 году был заложен фундамент для нового большого здания музея. Строительство шло очень медленно, с большими перерывами. В 1726 году в еще не построенное здание была перевезена вся экспозиция.
Зал" Африка". Кузнец
Все экспонаты музея разделены на два раздела: этнографический и анатомический.
В этнографическом разделе представлены огромные коллекции традиционной культуры и быта многих народностей. Можно увидеть композицию ритуального танца вызова дождя индейцами или процесс лечения больного шаманом.
Зал посвященный африканским племенам, рассказывает о народностях центральной Африки, их быте, орудиях труда, украшениях и оружии.
Зал"Северная Америка". Тлинкитский воин
В зале "Япония" можно увидеть самурайские доспехи, поражающие сложностью и необычной отделкой.
Так же в этом отделе находятся залы Китая, Монголии, Индонезии и Индии, Австралии и Океании.
Зал "Индия".Лев богини Кали
Второй отдел Кунсткамеры - анатомический . Он знаменит собранием всевозможных природных уродств. На полу и на полках стоят чучела и скелеты животных с врожденными уродствами. В банках с формалином находятся различные части тела, а так же мутированые и с различными отклонениями зародыши животных и людей. Зрелище не для слабонервных!
Собрание анатомических редкостей и инструменты их изучения
Адрес расположения: Санкт-Петербург, Университетская набережная, д.3. Время работы : музей работает ежедневно с 11:00 до 18:00, кроме понедельника.
Стоимость билета: взрослый - 200 руб. школьный, пенсионный - 50 руб.
Правом бесплатного входа обладают ветераны и инвалиды ВОВ, студенты, дети сироты и т.д.
Музей Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – был основан Петром І в Санкт-Петербурге в 1714 году и стал первым общедоступным музеем. Кунсткамеры стали возникать в Европе еще в 15-16 в.в. Они представляли собой собрание редких находок экспедиций тех времен. Эти находки никак не классифицировались и были рассчитаны на то, чтобы поразить зрителя и продемонстрировать «ученость» и богатство их владельцев.
Идея о собственном собрании диковинок пришла Петру І во время путешествия по Европе в составе Великого посольства 1697–1698 годах. Первые экспонаты он закупил в Голландии – это были чучела птиц, рыб, насекомых и несколько заспиртованных уродцев. Вместе с рецептом бальзамирования трупов он приобрел целиком «Кабинет Фредерика Рюйша». За анатомическую коллекцию Петр заплатил 30 тысяч гульденов золотом.
Рюйш разработал необычный способ инъецирования, названный «рюйшевым искусством». Он заключался в наполнении специальным затвердевающим веществом кровеносных сосудов человека. Благодаря этому, сосуды не разрушались, а затвердевшее вещество просвечивалось через кожный покров человека. При этом зритель мог увидеть сосуды, как они выглядели бы при жизни человека.
В 1704 Петр издал Указ О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей, а хранить все находки распорядился в Москве, в аптеке «архиратора», президента Аптекарского приказа, Роберта Арескина.
В 1714 году собранная коллекция переехала в Петербург в здание Старого Летнего дворца. Этот год считается по праву датой основания первого русского музея.
Петр І сам привозил первые этнографические экспонаты: полученную им в Копенгагенском музее половину окаменелого хлеба и датскую деревянную обувь.
Во время похода в Персию государь не забывал о Кунсткамере и велел отослать для музея деревянное блюдо с серебряным ключом города Дербента. По приказу Петра сюда были доставлены медные ядра, которыми в 1723 году стреляли кизылбаши у персидского города Зинзили по русским судам.
Вещи короля Швеции Карла XII, убитого бомбой при осаде Фредериксхалля, так же попали в Кунсткамеру, благодаря Петру I.
Это были шпоры короля, его прогулочная трость и золотой кубок из которого Карл XII пил незадолго до гибели (кубок был продан за границу в 1930-е годы за 57.5 долларов), перчатки князя Шверина (он находился рядом с королем), обагренные кровью Карла XII, а так же нож с ножнами королевского повара, взятого в плен под Полтавой.
Вскоре коллекция так разрослась, что уместить ее в старом здании не представлялось возможным и по указу Петра I кунсткамера «переехала» в дом опального вельможи Александра Кикина (его дом был конфискован и передан под выставку). Кроме анатомических и зоологических экспонатов, в музее была выставлена историческая коллекция, состоявшая из предметов быта различных народов, населявших Россию. Петр І часто сам выступал в роли гида, показывая послам и русским вельможам любопытные диковинки.
С 1725 года основным источником пополнения экспонатов музея стали «академические экспедиции» организованные Российской академией наук.
В 1727 году Кунсткамеру определи в специальное здание, построенное для нее на стрелке Васильевского острова. По указу Петра вход был совершенно бесплатным. Для привлечения посетителей устраивали угощения, на это выделялась огромная сумма – 400 рублей в год.
К началу 1740-х Кунсткамера уже состояла из четырех групп «кабинетов»: (1) «Натур-камера» (редкости естествознания); (2) «Мюнцкамера» (коллекция монет); (3) собственно «Кунсткамера» (предметы прикладного искусства и быта разных народов); «Кабинет Петра Великого» (личные вещи Петра).
1747 года уничтожил большую часть этнографической части музея. Каталог остался единственным свидетельством ее существования.
На восстановление коллекции ушло 20 лет. Только в 1766 году Кунсткамера снова стала функционировать, как «общественный» музей. Была построена башня с обсерваторией, в которой располагался глобус диаметром 3 метра, физический кабинет, мастерские, две типографии Академии наук, а также Анатомический театр для начинающих медиков. Музей, задуманный Петром, как выставку диковинных и редких вещей, превратился в научный центр.
Из-за огромного количества экспонатов, в 1830 году коллекции пришлось заново систематизировать, в следствии чего, к 1837 году, на базе Кунсткамеры, появились самостоятельные музеи - Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабинет Петра I.
В честь основания Петербурга, в 1903 году, Музей назвали Музеем антропологии и этнографии имени императора Петра Великого.
Мифы и легенды
Музей такого рода не мог не обрасти мифами и легендами. Он пугал и притягивал к себе людей не зависимо от положения и сословия. Ходили слухи, что музей был богат на призраков и нечистую силу, и множество зловещих магических артефактов только «подливали масла в огонь».
Ходили слухи о том, что сам музей является бесовским скопищем, а экспонаты несут на себе печать антихриста, поэтому никого не удивляло утверждение, что некоторые предметы не удерживали свою собственную тень. Если посветить на такой экспонат, то тень начинала дрожать и перемещаться, удаляясь от предмета.
Поначалу люди боялись ходить в такой музей. Ситуация изменилась лишь тогда, когда Петр отменил всякую плату за вход и назначил каждому входящему наливать штоф водки или кофе, в зависимости от того, употреблял посетитель спиртное или нет.
С 1718 года музей был размещен в Кикиных палатах. Какин Александр Васильевич был колесован заподозренный в заговоре против царя. Следующая легенда говорит о призраке казненного вельможи, который бродит по зданию. При его появлении, якобы, гасли свечи и оживали чучела животных и человеческие уродцы. Если оно касалось кого-то из служащих музея, то на последнего неминуемо обрушивались всяческие беды и напасти.
Выбором места для новой Кунсткамеры занимался лично Петр І. Однажды, во время прогулки по Васильевскому острову, он увидел две удивительные сосны. Их стволы и ветви так переплелись, что было невозможно понять какая ветвь относится к какому стволу, сучья просто вросли в соседствующий ствол. Воскликнув: «О! Дерево-монстр! Дерево-чудище!» - Петр приказал на этом месте построить новую Кунсткамеру, а Самые удивительные места дерева были аккуратно срезаны и помещены в новый музей.
В новом здании нечистая сила музей не оставила в покое. Именно по этой причине, согласно поверьям, в 1747 году случился пожар, уничтоживший большую часть экспонатов. Восстановление здания начинали и откладывали несколько раз, и в этом тоже обвиняли нечистую силу.
Согласно легендам тех лет, над незаконченной башней в лунные ночи появлялись тени, которые летали по всему Петербургу, а к утру возвращались обратно.
Среди экспонатов музея был скелет Николая Буржуа. При жизни его рост был 2метра 30 сантиметров и привезен он был самим Петром Великим из Франции. После смерти скелет Николая буржуа был помещен в Кунсткамеру. Во время пожара пропал его череп. С тех пор, служащие стали говорить о том, что скелет бродит ночью по музею в поисках своей пропажи.
Одна из самых любопытных баек питерской Кунсткамеры – об идущих назад часах. Они выполнены в корпусе из красного дерева и были привезены из далекого похода одним из офицеров. Сами по себе часы не работают. Но порой стрелки начинают двигаться и при этом в обратном направлении. Они всегда доходят до 9:45, а затем останавливаются. И если это случается, то скорая смерть обязательно ждет одного из сотрудников музея.
Подобного рода экспонаты хранятся в кладовой за черной дверью. Существует байка о бронзовой кошке. Если смотреть на нее не отводя взгляда, то можно увидеть, как она моргнет. Случись это, свидетель обязательно умрет. Ходит история об одном студенте, который решил всем доказать, что легенда о кошке лишь миф и фантазия. Он с друзьями подкупил сторожей и остался на ночь в кладовой вместе с кошкой, а дверь за ним закрыли с обратной стороны. На утро в кладовой никого не оказалось, а на бронзовой морде кошки застыла зловещая ухмылка. Самого студента больше никто не видел.
Экспонаты музея
Музей Кунсткамеры богат удивительными и редкими экспонатами привезенными со всех уголков мира. Жуткое и пугающее зачатую соседствует с удивительным и невероятным.
Готторпский глобус изготовлен на севере Германии, а Петру его преподнесли в качестве подарка. Этот глобус представляет собой огромный пустотелый шар, диаметр которого был почти три метра. Его наружная часть исполнена как карта планеты, а внутренняя – звездное небо. В глобус можно попасть через специальный люк. Находясь в середине, запущенный механизм являл зрителю перемещение небесных тел по небосклону.
Летопись индейцев Дакота была написана на бизоньей шкуре в 19 веке. Рисунки изображенные на ней отображали важнейшие события их жизни. Так, закрашенная красным фигура человека означает эпидемию кори. 30 горизонтальных линий символизируют 30 индейцев Дакота, которых убили враждебные племена Кроу. Изображение коровы говорит о том, что в страну Дакота пригнали рогатый скот.
«Солнечный кипятильник» Это удивительное приспособление было в каждом доме Китая в 19 веке. При помощи этого «кипятильника» хозяева могли вскипятить воду за считанные минуты. Он состоял из бетонной полусферы обклеенной зеркалами и подставки для чайника. Для приготовления «солнечного» чая достаточно было повернуть эту полусферу к солнцу и установить на подставку чайник в центре фокусировки отраженных лучей. Закипала вода примерно за десять минут.
Флейту из человеческой кости делали монгольские шаманы. Эта флейта никогда не использовалась как музыкальный инструмент. С ее помощью шаманы вызывали духов из других миров. В качестве «подарка» духам шаманы использовали свое тело. Тех, кто выдерживал это суровое испытание, считали бесстрашными.
Монгольская юрта
Начиная с 15 в. монголы жили в юртах. Это строение представляло собой каркас из сплетенных палок покрытых кусками войлока и перевязанных веревками. Дверь в жилище всегда была с южной стороны. Стена с северной стороны считалась самой почетной. Строение делилось на две половины – мужскую и женскую. Священным местом считался очаг расположенный в центре юрты.
Коран - священная книга мусульман. В ней содержатся проповеди, наставления, правила, запреты, а также повеления юридического, культового и хозяйственного характера. Окончательный текст был записан в Коран в середине 7 века. До этого времени откровения и проповеди передавались из уст в уста. Когда Коран был полностью записан, мусульмане начали учиться грамоте прежде всего с той целью, чтобы прочитать священную книгу.
Шахматы щатар появились у бурятов в 15 веке. Это была одна из самых популярных игр. Правила игры отличаются от привычных нам. Фигуры, в отличии от европейских, так же отличались: ферзя заменяла собака, вместо ладьи была повозка или юрта, а вместо слона – фигурка верблюда. Все фигуры были выполнены в виде персонажей притч. Их вырезали из слоновой кости, камня, дерева или отливали из металла.
Нэцкэ – это маленький, вырезанный из дерева или другого материала, брелок. С их помощью японцы крепили к своему поясу ключи, коробочку с лекарством или кисет с табаком. Нэцкэ были необходимы японцам по одной простой причине – в кимоно нет карманов. Сегодня нэцкэ изготовляются как сувенирный продукт.
Рикша – наиболее распространенный вид транспорта в Китае 19 века. Он представлял собой двухколесную повозку, которую тянул человек. Этот способ передвижения был одним из самых дешевых. Тяжелая работа извозчика приводила к заболеваниям легких и сердца, и человек терял трудоспособность через 6-8 лет изнурительного труда. В середине 20 века рикши в Кита были ликвидированы.
Ракшас считается злым демоном родом из Шри-Ланки. По преданиям он причинял исключительно вред роду человеческому. Их шестиметровые статуи устанавливались у входов в храмы и дома. Считалось, что эти демоны будут охранять вход от врагов. Такой рикшас охраняет вход и в Кунсткамеру.
Волшебный Дракон
В магазине при Кунсткамере стоит вырезанный из дерева Дракон. Под ним находится коробочка с прорезью для записок. Каждый посетитель музея может написать свое заветное желание на листочке бумаги и опустить его в коробку. При этом нужно обязательно потереть брюшко Дракона – тогда желание сбудется.
На сегодняшний день объем собранных материальных ценностей ошеломляет. Коллекция Музея насчитывает около 1 880 700 единиц хранения. Эти экспонаты бесценны и уникальны. Весь мир удивительного можно увидеть, посетив Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого на Васильевском острове.
Как добраться до Кунсткамеры
Метро
- Ближайшая станции метро - "Адмиралтейская": 10-15 минут пешком. При выходе из метро нужно повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской, затем повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта. Повернуть налево и идти по Невскому проспекту, далее мимо Дворцовой площади и Эрмитажа. Потом будет берег Невы, нужно пройти по Дворцовому мосту на другой берег, попасть на стрелку Васильевского острова. Прямо за мостом расположено желтое здание с массивными белыми колоннами - это Зоологический музей, зеленое здание с башенкой рядом - Кунсткамера.
- От ст. м. "Невский проспект" идти по Невскому проспекту всё время прямо, пересечь канал Грибоедова, пройти мимо Строгановского дворца, пересечь реку Мойка, идти прямо по Невскому, далее как описано выше от ст. м. "Адмиралтейская".
Кунсткамера равноудалена от 3-х станций метро: "Василеостровская", "Спортивная" и "Гостиный двор".
- От "Гостиного двора" нужно идти в сторону Адмиралтейства по Невскому проспекту, перейди Дворцовый мост. Музей окажется чуть левее моста.
- От ст. м. "Спортивная" по проспекту Добролюбова выйти к Биржевому мосту, по нему перейти на стрелку Васильевского острова, обогнуть ее, миновать Военно-Морской музей и выйти на Университетскую набережную.
- От ст. м. "Василеостровская" нужно идти по 6-7 линии до Большой Невы, далее по Университетской набережной в сторону стрелки Васильевского острова. Дорога от станции метро идёт все время по пешеходной зоне 6-7 линия В.О.
Наземный транспорт
- Ст. м. "Адмиралтейская"; автобусы №№ 7, 24, 191; троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11
- Ст. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"; автобусы №№ 7, 24, 191; троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11
- Ст. м. "Василеостровская"; автобусы №№ 24, 47
- Ст. м. "Спортивная"; автобусы №№ 191, 10; троллейбус № 1
Время работы Кунсткамеры
- Вт. - Вс. 11:00 - 18:00
- Понедельник - выходной
- Последний вторник месяца - санитарный день
- Музей закрыт: 1 января, 9 мая, 31 декабря
- Кассы открыты: с 11:00 до 17:00
Посещение экспозиций "Большой Готторпский глобус", "Первая астрономическая обсерватория", расположенных в башне Музея, возможно только в сопровождении экскурсовода по предварительной заявке.
Стоимость билетов в Кунсткамеру
Цены на входной билет
- Взрослые - 300 руб.
- Школьники, курсанты высших военных училищ Российской Федерации, студенты, пенсионеры - 100 руб.
Бесплатный день - 3-й четверг месяца c сентября по апрель.
Бесплатное посещения для следующих категорий граждан
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны (в т.ч. узники), блокадники, труженики тыла независимо от гражданства;
- ветераны боевых действий;
- герои Советского Союза, герои Российской Федерации и полные Кавалеры ордена Славы независимо от гражданства;
- лица, награждённые медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- инвалиды I и II групп;
- дети-сироты, дети-инвалиды и дети дошкольного возраста;
- члены многодетных семей;
- военнослужащие срочной службы;
- воспитанники Суворовских и Нахимовских училищ;
- сотрудники государственных музеев, члены творческих союзов музейных работников РФ; члены ИКОМ.
Бесплатный билет можно получить в кассе музея. Бесплатный билет выдается при предъявлении в кассе соответствующих документов, подтверждающих право на него.
Стоимость экскурсий и других услуг
- Обзорные и тематические экскурсии на русском языке для взрослых (до 20 чел. в группе) - 7 000 руб.
- Обзорные и тематические экскурсии на русском языке для школьников и студентов (до 20 чел. в группе) - 3 000 руб.
- Экскурсия на русском языке с посещением экспозиций "Большой Готторпский Глобус" и "Первая Российская астрономическая обсерватория" (взрослые, до 15 чел. в группе) - 6 000 руб.
- Экскурсия на русском языке с посещением экспозиций "Большой Готторпский Глобус" и "Первая Российская астрономическая обсерватория" (школьники, студенты, до 15 чел. в группе) - 3 000 руб.
- Игровое занятие (до 15 чел. в группе) - 3 000 руб.
- Индивидуальное игровое занятие (до 4 чел. в группе) - 2 300 руб.
- Индивидуальная экскурсия на русском языке без посещения экспозиций "Большой Готторпский глобус" и "Первая Российская астрономическая обсерватория" (до 4 чел. в группе) - 2 200 руб.
- Индивидуальная экскурсия на русском языке с посещением экспозиций "Большой Готторпский глобус" и "Первая Российская астрономическая обсерватория" (до 4 чел. в группе) - 2 700 руб.
- Обзорные экскурсии на иностранном языке для взрослых (до 20 чел. в группе) - 8 000 руб.
- Обзорные экскурсии на иностранном языке для школьников и студентов (до 20 чел. в группе) - 4 000 руб.
- Экскурсия на иностранном языке с посещением экспозиций "Большой Готторпский глобус" и "Первая Российская астрономическая обсерватория" (взрослые, до 15 чел. в группе) - 7 000 руб.
- Экскурсия на иностранном языке с посещением экспозиций "Большой Готторпский глобус" и "Первая Российская астрономическая обсерватория" (школьники, студенты, до 15 чел. в группе) - 4 000 руб.
- Индивидуальная экскурсия на иностранном языке без посещения экспозиций "Большой Готторпский глобус" и "Первая Российская астрономическая обсерватория" (до 4 чел. в группе) - 3 200 руб.
- Индивидуальная экскурсия на иностранном языке с посещением экспозиций "Большой Готторпский глобус" и "Первая Российская астрономическая обсерватория" (до 4 чел. в группе) - 3 700 руб.
При приобретении экскурсионных путевок входные билеты не покупаются.
"Будете в Питере, обязательно посетите Кунсткамеру!" - такое напутствие получает практически каждый турист, гость северной столицы. Что такое кунсткамера? У многих это слово ассоциируется с чем-то необычным, редким и зрелищным. От него веет стариной, чем-то далеким...
В статье подробно рассказано, что такое кунсткамера, история ее создания и современное положение.
Понятие
Существует легенда, что Петр I во время прогулки по Васильевскому острову увидел две удивительные сосны: ветка одной каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой. Такая запомнилась впечатлительному государю. Он вспомнил о диковинке через несколько лет при посещении с дипломатической миссией в 1697-1698 гг. Англии и Голландии. Тогда он познакомился с так называемыми "кабинетами редкостей" у знатных вельмож, в которых те хранили всякие дива: заспиртованные органы, чучела животных, коллекции редких насекомых. Это и были самые первые кунсткамеры. Слово в переводе с немецкого означает "комната искусства".
История создания в России
Петру так понравились дивные комнаты, что после возвращения домой он первым делом занялся обустройством подобного кабинета у себя во дворце. В Голландии он узнал рецепт бальзамирования, за 30 тысяч голландских гульденов приобрел целиком "кабинет Рюйша". В дальнейшем, не скупясь, государь покупал редкостные книги, приборы, различные инструменты, уникальные артефакты и природные чудеса за границей. После он издал указ, согласно которого каждый, нашедший какой-то необычный или редкий предмет, должен был передать его в созданый "кабинет редкостей". Со всех уголков необъятной Российской империи в кабинет стали стекаться удивительные предметы. Вскоре их стало так много, что они не помещались во дворце. Многое пришлось хранить в специальных подвалах, что очень огорчало Петра, который желал выставлять диковинки всем на показ.
После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург и переезда в новую резиденцию, перевез на новое место и свои раритеты. Временно он разместил их во дворце опального боярина Кикина, который был выслан из столицы с за участие в заговоре против государя. Царь повелел "Кикины палаты" именовать на заграничный манер "Кунсткамерой". Это произошло в 1714 году. В этом году и родилась на свет первая русская кунсткамера, фото которой сегодня украшает каждый путеводитель по Питеру.
Постройка здания
Коллекция Петра очень быстро разрасталась. В 1717 г. опять же в Голландии целиком был приобретен кабинет Себа за 15 тыс. голландских гульденов. Вскоре все ценности не могли уместить и "Кикины палаты". Для размещения своих диковинок с возможностью их показа всем желающим государь приказал построить специальное здание. Для него выделили элитное место на поблизости от и важных государственных учреждений.
Проект разработал архитектор Маттарнови. Первый камень будущего знаменитого музея был заложен в июле 1718 г. В дальнейшем над зданием работали такие известные мастера, как Гербель, Земцов и Киавери.
Торжественное открытие Кунсткамеры состоялось в ноябре 1728 г., хотя отделочные работы закончились только в 1734 г.
Отличие русской кунсткамеры от европейской
Первые "кабинеты редкостей" возникли в Европе в эпоху Возрождения в 15-16 вв. Что такое кунсткамера, принадлежащая богатому князю, целью которого было произвести впечатление на гостей? Это просто бессистемное собрание редких или необычных вещей, демонстрирующее "ученость" их владельца.
Петровская же кунсткамера, описание которой приведено выше, изначально задумывалась не как скопище сокровищ, но как собрание занимательных экспонатов, которые могут послужить просветительским и научным целям. Хранение и систематизация ценностей была доверена просвещенным людям. В разное время директорами или служащими "кабинета Петра" были Байбурин, Бартольд, Гумилев, Ломоносов, Струве, Штернберг, Паллас, Севергин и прочие ученые. Они собирали самый различный материал - не только уродцев или занимательные диковинки, но предметы быта, имеющие большую этнографическую и историческую значимость, ценные в научном смысле коллекции насекомых, чучела птиц, пресмыкающихся, рыб и зверей, создали анатомический и минералогический отделы.
После создания Российской академии наук в 1724 г. основными источниками пополнения кунсткамеры были предметы, привезенные из научных экспедиций Миллера, Крашенинникова, Мессершмита, Лисянского, миклухо-Маклая, Беллинсгаузена, Крузенштерна.
Что такое кунсткамера русская? Это музей, один из старейших и богатейших в мире, колыбель РАН.
Любопытные факты
С первого дня кунсткамера, фото которой представлено ниже, по приказу Петра I была открыта для посещения всеми желающими. Вход и осмотр экспонатов был бесплатным.
Петр I создал совершенно необычный отдел в музее, экспонатами которого являлись животные и люди с врожденными дефектами - циклопией, многорукостью, синдромом сирены и прочими аномалиями. Причем здесь были не только забальзамированные органы и существа, но и живые карлики, уродцы и монстры, живущие в музее за счет государственной казны.
Государь знал каждый предмет своей коллекции "в лицо" и был отличным гидом, с удовольствием рассказывая о них своим гостям.
Сегодня в музее насчитывается 1,2 млн. экспонатов!
Кунсткамера — это первый музей, открытый Петром Первым и носит название антропологии и этнографии им. Петра Великого, здесь представлены коллекции раритетных произведений человеческой деятельности и природных экспонатов. В коллекции музея насчитывается свыше миллиона экспозиций, раскрывающих этнографические и исторические особенности народов мира.
Тематические экспонаты посвящены странам Африки и Азии и Северной Америке, Среднему и Ближнему Востоку. Основная масса собранных в Кунсткамере предметов раскрывают основные особенности жизни народов вышеперечисленных уголков света. Самый большой интерес у туристов вызывает коллекция редкостей и анатомических аномалий, поэтому у многих Кунсткамера ассоциируется с музеем «уродцев» .
Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова, музей находится в 15 минутах ходьбы от станции метро «Адмиралтейская», в 30 минутах от станции «Василеостровская».
Стоимость билета в музей составляет :
- 200 руб. для взрослых,
- 50 руб. для детей,
Часы работы — с 11.00 до 18.00 каждый день кроме понедельника.
История музея
Музей был основан Петром Великим, все началось с заморских кабинетов «кунштов», которые посещал царь во время своих поездок по Европе. Он покупал и привозил в Россию целые коллекции и отдельные редкие вещи. Датой основания музея принято считать 1714 г ., когда первые экспонаты коллекции была размещены в Летнем дворце в еще не отстроенном Санкт-Петербурге.
В 1718 г. был издан указ, в соответствии с которым все отличающиеся от нормы животные, растения, фрагменты скелета, камни, деревья, оружие, а также изделия с древними надписями люди должны были сдавать в музей. В скором времени площади помещения стало не хватать для размещения всех предметов, после чего музей был перенесен в бывшую резиденцию опального вельможи — Кикины палаты, а экспонаты царской коллекции стали доступны для всеобщего обозрения.
Стоит отметить, что посещение музеев в Европе уже тогда было платным, но Петр полагал, что не следует брать деньги с тех, кто жаждет знаний, наоборот, ежегодно из казны выделялось 400 руб. на угощение посетителей чаем и водкой.
В первых палатах музея можно было видеть искусно препарированные головы детей, отдельные части человеческого тела, имеющие какие-либо отклонения от нормы. Все экспонаты были размещены в стеклянных банках из коллекций голландского анатома Рюйша.
В двух шкафах хранились гербарии и ящики с бабочками, раковинами и животными. В следующей комнате были размещены анатомические образцы на различных стадиях развития, а также ящерицы, чучела слонов и монстров. В трех других комнатах хранились коллекции животных и птицы, янтарь и много других удивительных экспонатов. В «мюнц-кабинете» выставлялись медали и монеты. В рамках выставки демонстрировались также карлики и люди-уроды.
В 1718 г. под руководством архитектора Маттарнови начинается строительство нового здания «Палат» к 1725 г., которое завершается только после смерти Петра.
Коллекция музея
Современная Кунсткамера сильно отличается от первого музея, за 300 лет что-то было утеряно, многие предметы сгорели в пожаре 1747 г., появилось также множество новых экспонатов, собранных со всех уголков мира. Сохранились и самые первые экспонаты Кункстакмеры, привезенные еще Петром.
В музее представлены богатейшие коллекции, отражающие быт и традиционную культуры коренных жителей самых разных частей света. Весь музей разделен на несколько залов, каждый из которых посвящен континенту или части света:
- Северной Америке,
- Океании,
- Китаю
- Монголии,
- Индии
- Индонезии,
- Австралии.
В зале, посвященном Индии и Индонезии, представлено наибольшее количество экспонатов, здесь можно посмотреть на резное дерево, различные маски, куклы театра марионеток, старинные театральные костюмы. В Индонезийском разделе могут вызвать интерес выполненные в форме огня кинжалы-крисы.
Зал Североамериканского континента посвящен быту и культуре его коренных народов — индейцам, алеутам и эскимосам. Большой интерес для посетителей представляют композиции ритуального танца для вызова дождя, лечение больного шаманом и т.д.
Анатомический раздел
В этом зале собраны природные редкости и экспонаты с анатомическими отклонениями, здесь можно посмотреть:
- на сиамских близнецов,
- двухголового теленка,
- сиреномелию,
- младенца с циклопией и т. д.
Основу экспозиции составляет коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, которая насчитывала свыше 2000 экспонатов и была продана Петру в 1717 г. за 30 000 гульденов. На эти деньги в то время можно было построить и оснастить 2 фрегата.
Кунсткамера пользовалась у жителей города большой популярностью, многие экспонаты обросли легендами. Одна из них гласит о заспиртованной голове Марии Гамильтон, казненной еще при Петре. Однажды колба с экспонатом была вскрыта, голова исчезла, а спирт использован по назначению. Сотрудники музея обратились за содействием к морякам стоящего напротив корабля, спустя год по возвращению из морского похода моряки привезли взамен пропавшей головы английской леди три головы басмачей.
Другая легенда гласит о Николае Буржуа, которого в 1717 г. привез из Франции Петр. Рост великана достигал 2 метра 30 см., после смерти скелет стал экспонатом Кунсткамеры, во время пожара 1747 г. пропал череп, который был заменен подходящим по размеру другим. В соответствии с легендой, с той поры скелет ходит по музею в поисках своей головы.
Нельзя упомянуть о том, что в период 1741-1765 г. в башне здания проработал Михаил Ломоносов , основатель Академии наук и первого российского университета. В башне появился первый планетарий, работала астрономическая обсерватория. Именно на эти годы пришелся самый разрушительный пожар, в результате которого все здание было уничтожено огнем, сгорела часть экспонатов. С течением времени здание было полностью восстановлено, а диковинки заменены другими.
О Кунсткамере знали все прогрессивные личности и ученые тех времен, экспонаты для музея поставляли знаменитые путешественники и открыватели Ф. Ф. Беллинсгаузен, Д. Кук, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.
Уже в 1800 г. в Кунсткамере насчитывалось около 2 млн. экспонатов со всего света, коллекция состояла из 250 000 этнографических, 380 000 антропологических и 500 0000 археологических объектов.