Загадочный мир. Загадки истории XVIII века. Старец, оставшийся тайной
А вы любите отгадывать загадки? Вот вам несколько прекрасных загадок XVIII века.
Увеселительные загадки. Сочинены неизвестным автором и вписаны в рукописный сборник в 1783 году.
Загадка №1
Хотя не человек, но дом я сохраняю,
В глубоку ночь людей, блюду в полях скотов.
Я хищников, воров и волков прогоняю
Мечусь, кричу, грызу, хоть умереть готов.
Род жизни моея и циники избрали,
Египтяне добро и зло мной означали
(Собака)
Загадка №2
Под тению моей смешно бы было скрыться,
Ругаются мной все толкают, палкой бьют,
С большими мне ушми нельзя на свет явиться,
И именем моим всех дураков зовут,
Хоть мал, но все вожу, хоть мало и почтен,
Но прежде Фебу был с Прияпом посвящен
(Осел)
Загадка №3
В жилище разума имею я свой дом,
Не сплю, и в праздности людей сон отнимаю,
Изловит кто меня, убьет, а при другом живу,
И всех вельмож зубами я кусаю.
По что ж родителям жаль бить моих детей,
А бить не жаль вам рот и головы своей?
(Вошь)
Загадка №4
Между двоих светил живу я посредине,
А яма подо мной в ограде костяной,
И если я горбат, то по такой причине
Приписывают ум, а мой несомой сок
Богатые сбирают,
А нищие бросают
(Нос)
Загадка №5
Ловлю я прелести и купно искушаю
Девиц и молодцов, во мне честь, красота,
Отверст, когда живу, закрыт, коль умираю,
Придать чтоб мне красы, потребна чернота
(Глаз)
Загадка №6
В один год бел и сер, а уши, как рога,
Страшливей всех зверей, я весь дрожу, боюся,
Хоть кажется, моя всем жизнь недорога,
Но в кожи я для всех, и в пищу пригожуся.
(Заяц)
Загадка №7
Лукавою на свете я прямо родилась,
И филистимския хвостом поля сожгла,
Не нужна в жизни я, по смерти всем годилась,
Губя птиц, от того ж сама я гибну зла.
(Лиса)
Загадка №8
Не слишком я породу свою берегу,
Чуть крылья вырастут, я из гнезда толкаю,
Хотя: не астроном, но в будущем не лгу,
Снег будет или дождь, то верно предвещаю,
Мой голос груб, а цвет так черен, как смола,
В полет вещей у римлян я была.
(Ворона)
Загадка №9
Пищу и бегаю легко я по горам,
Подобно мне божков лесных начертавают,
Воспитан прежде был Юпитер мною сам,
Собаки гончие мою жизнь погубляют.
(Коза)
Загадка №10
Я, громким голосом аврору призывая,
Победу получив, бой выдержав, пою,
Есть шпоры, а главу я гребнем украшаю,
И в многоженстве жизнь всегда веду мою.
(Петух)
Загадка №11
Я страшной издаю при малости всей тон,
Стригу котов, с людьми бываю неотступно,
Покоя первый враг и прогоняю сон,
Любовников сосу я кровь обоих купно,
На шее ползаю, на теле, по глазам
Где меньше света, там я больше сокрываюсь,
Хватающим меня не вдруг даюсь рукам,
Но свет меня губит, ловлюсь и убиваюсь.
(Блоха)
Уинстон Черчилль говорил: «Россия - это головоломка, завернутая в тайну, завернутую в загадку». Не можем не согласиться. Русская история полна загадок. Мы выбрали 24 ключевых.
1. Что значит слово «Русь»?
Да, мы по-прежнему не знаем достоверно, откуда взялось слово «Русь». По одной версии, от топонима «Рось» (название реки), по другой - от слов Ruotsi, Roots, Rotsi (так финские племена называли шведов). Ломоносов считал, что русы были потомками сарматов, называвших себя роксоланами или росоманами (эти слова якобы и видоизменились до слова «русь»). Ещё «россами» (красными, рыжими) византийцы называли племена, совершавшие набеги на Константинополь. Ибн-Фадлан, встретивший варягов в 922 году, отозвался о них: «Они подобны пальмам, румяны, красны».
Мнений много, но порядка в них нет.
2. Кем был Рюрик?
По поводу того, кем был Рюрик, у историков тоже нет единого мнения. Одни соотносят его с Рориком Ютландским, датским конунгом из династии Скьёльдунгов. Другие историки считают, что Рюрик - это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Есть также версия, что Рюрик были вождем славян-ободритов (полабские славяне), и версия, что Рюрик пришел с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Есть мнение, что никакого Рюрика и вовсе не было.
До XV века никто из русских князей не называл себя «рюриковичем», а спор о личности Рюрика начался и вовсе в XVIII веке. Так и не закончился.
3. Было ли монголо-татарское иго?
Здесь можно начать с того, что никаких монгло-татар никогда не было. Это искусственный термин, придуманный в XVIII веке. Определение «иго» появилось в XV веке. Впервые он встречается в Киевском синопсисе, так польский историк Ян Длугош перевел латинский термин jugum. Только после этого о стоянии на Угре начали говорить как об осовбождении из-под ига. Позже этот термин был «освоен» Карамзиным.
Историки до сих пор не пришли к единому мнению об иге. Лев Гумилев считал отношения Руси и Орды взимовыгодным союзом. Несомненна роль Орды в возвышении Москвы, что отмечал даже Карамзин. Носовский и Фоменко в своих изысканиях и вовсе доходят до того, что Русь и Орда - одно и то же. Они соотносят Батыя с Ярославом Мудрым, Тохтамыша с Дмитрием Донским... оставим это на их совести.
4. Как в России появился двуглавый орел?
Как в Россию «залетел» двуглавый орел? Впервые он появился на государственной печати во время правления Ивана III, поэтому считается, что его «принесла» в Россию Софья Палеолог. Однако неясно, почему он стал госсимволом только через 20 лет после свадьбы Ивана III на византийке. Кроме того, двуглавый орел не использовался византийцами на госпечатях.
Зато использовался Габсбургами, ещё за полвека до появления русской печати, а также был на некоторых монетах Золотой Орды, а также являлся одним из алхимических символов. При дворе Ивана III не было недостатка в заезжих экспатах-алхимиках.
5. Откуда появились казаки?
Вот уж с каким вопросом вряд ли когда кто разберется, так это с тем, кто такие казаки. Родину казаков находят и на Северном Кавказе, и в Приазовье, и в Западном Туркестане. Родословную казаков возводят к скифам, к аланам, к черкесам, к хазарам, к готам, к бродникам. У сторонников всех версий есть свои аргументы. Сегодня казаки - полиэтническая общность, в которую вписаны представители нескольких десятков народностей, среди которых есть и совсем неожиданные – молдаване, турки, эстонцы, таджики. Вопрос же о том, кем были первые казаки до сих пор остается нерешенным.
6. Убивал ли Грозный своего сына?
Убивал ли Грозный своего сына? Вопрос открытый. В 1963 году, когда были вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына, содержание яда в останках царевича было несовместимо с жизнью. Задолго до этой экспертизы, Константин Победоносцев называл изображенное на картине Репина фантастикой. Версия же об убийстве была основана на рассказах папского легата Антонио Поссевино, которого сложно назвать незаинтересованным лицом.
7. Почему Грозный отрекался от престола?
В 1575 году Иван Грозный отрекся от престола и посадил на трон служилого татарского хана Симеона Бекбулатовича. Современники не понимали смысла затеи монарха. Говорили, что царь боялся предсказаний волхвов о том, что в этом году умрет московский царь. Не понимают смысла этого поступка и современные историки. Есть версия, что Грозный опасался восстания в бывшем Казанском ханстве, где он, кстати, оставался по-прежнему царем. Почти год Иван Грозный проводил свой эксперимент.
8. Был ли самозванцем Лжедмитрий I?
Мы уже смирились, что Лжедмитрий I – это беглый монах Гришка Отрепьев. Но вся эта история выглядит весьма сюрреалистично. Вначале Дмитрия (с приставкой «лже») признала при всем честном народе родная мать, князья, бояре, а спустя некоторое время – все вдруг прозрели.
Патологичности ситуации добавляет тот факт, что сам царевич был полностью убежден в своей натуральности, о чем писали современники.
Кстати, идею о том, что «легче было спасти, чем подделать Димитрия» высказывал еще Николай Костомаров. Но вряд ли мы когда-нибудь узнаем правду.
9. Почему Земской собор избрал на роль царя «непроходного кандидата»?
Когда Земской собор 1613 года избрал на царство Михаила Романова, ему было 16 лет. При этом его даже не было в Москве во время жарких диспутов, разгоревшихся там. Основным аргументом было то, что якобы покойный царь Федор Иванович перед смертью хотел передать трон своему родственнику Федору Романову (патриарху Филарету). А поскольку тот был в польском плену, корона переходила к его единственному сыну – Михаилу. Как писал впоследствии историк Ключевский, «хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего».
10. Почему Алексей Михайлович решился на реформу церкви?
Раскол русской церкви был одним из самых тяжелых поворотных эпизодов русской истории. Алексей Михайлович, грекофил, пожелал изменить церковные обряды «чтобы было, как у греков», а не кто во что горазд». Этот «апгрейд» привел к самому крупному духовному противостоянию в истории России. О причинах раскола ученые спорят до сих пор. Не последнее место здесь, как видимо, играли амбиции русского царя на византийский трон. В 1649 году патриарх Паисий на приеме у царя прямо высказал пожелание, чтобы Алексей Михайлович стал царем в Константинополе: «да будеши Новый Моисей, да освободиши нас от пленения».
11. Почему Петр I европеизировал Россию?
За годы своего правления Петр Первый изменил Россию до неузнаваемости. После возвращения из Великого посольства царь изменился настолько, что в народе стали поговаривать о том, что его подменили. По одной версии, Петра «заклали в стену», а вместо него прислали на Русь похожего лицом самозванца. По другой - «царь в немцах в бочку закладен и в море пущен». Масла в огонь добавило то, что вернувшийся из Европы Петр начал масштабное уничтожение «древнерусской старины». Почему? Однозначного ответа нет.
12. Был ли Павел сыном Петра III?
Одна из главных загадок русской истории - был ли Павел сыном Петра III? Была ли прервана династия Романовых? У Екатерины и Петра III долго не было детей, сама императрица писала, что её муж страдал от фимоза. Упоминала императрица в своих дневниках и о том, что была очарована Сергеем Салтыковым, предположительным отцом Павла Первого: «Я не поддавалась всю весну и часть лета...».
Есть и народная легенда появления на свет Павла I: согласно ей, Екатерина родила от Петра мёртвого ребенка, и он был заменён неким «чухонским» мальчиком.
13. Был ли Фёдор Кузьмич Александром I?
Сын Павла I, Александр, также оставил историкам сложную загадку. Есть легенда, что он оставил царский престол, сфальсифицировав собственную смерть, и отправился странствовать по Руси под именем Федора Кузьмича.
Есть несколько косвенных подтверждений этой легенды. Так, свидетели заключали, что на смертном одре Александр был категорически не похож на самого себя. Кроме того, по неясным причинам императрица Елизавета Алексеевна, супруга царя, не участвовала в траурной церемонии. Знаменитый русский юрист Анатолий Кони провел тщательные сравнительные исследования почерков императора и Федора Кузьмича и пришел к выводу, что «письма императора и записки странника писаны рукой одного и того же человека».
14. Куда делись деньги от продажи Аляски?
Куда подевались деньги от продажи Аляски до сих пор неизвестно. Золотые слитки везли из Лондона на барке «Оркни», но он затонул. Было ли там на самом деле золото неизвестно. Зато известен документ, в котором говорится о том, что большая часть денег была израсходована за границей на оборудование для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др. Так ли это, мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
15. Почему расстреляли царскую семью?
У историков до сих пор нет единого мнения насчет того, кто именно санкционировал расстрел царской семьи и Романовых под Алапаевском. Называются имена Свердлова и Ленина, но следователь Владимир Соловьев, занимавшийся делом расстрела Романовых с 1993 года неоднократно утверждал, что санкции на расстрел не давал ни Ленин. ни Свердлов. По воспоминаниям другого следователя, Николая Соколова, которому адмирал Колчак поручил расследование, екатеринбургское и алапаевское убийство – «продукт воли одних лиц». Вопрос остается лишь в том, чья на то была воля.
16. Куда исчезло «золото Колчака»?
Судьба «золота Колчака», большей части золотого запаса царской Росии до сих пор неизвестна. Это было примерно 490 тонн чистого золота в слитках и монетах стоимостью в 650 миллионов. По одной версии, его украл чехословацкий корпус, по другой - его спрятали по приказу самого Колчака. Предполагаемые места захоронения: шлюз Марьина Грива в Обь-Енисейском канале, горы Сихоте-Алиня, Байкал, Иртыш. Ни нигде золото так и не было найдено. Также есть версия, что золото «осело» в европейских банках.
17. Чем был Тунгусский метеорит?
Был ли Тунгусский метеорит метеоритом до сих пор непонятно. Поисковые экспедиции на предполагаемом месте падения метеоритных осколков не нашли, не было там и кратера. Есть много версий случившегося: взрыв ядерного реактора межпланетного космического корабля, ледяная комета, столкновение Земли с антивеществом, волновой эксперимент Николы Теслы. Версий больше десятка, но ни одна пока не является научно признанной.
18. Почему большевики так легко взяли власть?
Ещё в феврале 1917 года в партии большевиков было 5000 человек, в октябре того же года уже 350000. Как получилось так, что большевики, которых до последнего момента не считали серьезной силой, пришли к власти? Можно объяснить это суммой логичных факторов, от германских денег до пропаганды, но отрицать того, что революция 1917 года была беспрецендентным явлением в мировой истории, нельзя. И иррациональный фактор был не менее важен, чем рассчет.
19. Почему Сталин решился на репрессии?
Единого мнения у историков насчет причин сталинских репрессий нет. По одной версии, Сталин вел борьбу с региональными партинйыми органами, препятствующими выборам в Верховный Совет СССР. По другой, репрессии были средством «социальной инженерии», продолжением коллективизации и раскулачивания. Наконец, есть версия, что Сталин готовил СССР к войне и устранял в стране «пятую колонну».
20. Почему Сталин вернул службы в церкви?
Резкое изменение отношения Сталина к церкви после начала войны историки не могут объяснить однозначно. Одни говорят о том, что это был прагматичный ход вождя, которому нужны были «скрепы» для мобилизации. По другой версии, Сталин был тайно религиозен, его телохранитель Юрий Соловьев вспоминал, что Сталин молился и даже исповедовался, а Артем Сергеев вспоминал в интервью, что Сталин никогда дома не говорил ничего плохого о церкви, и даже журил своего сына Василия за непочтительное отношение к молящимся.
21. Почему Хрущев осудил культ личности Сталина?
Выступление Никиты Хрущева на XX съезде партии, где он осудил культ личности Сталина, стало сенсацией. Почему он на это решился? По мнению одних, Хрущев тем самым «обелял» себя за участие в репрессиях, по мнению других - готовил реорганизацию госаппарата. Есть даже версия, что так он «отомстил» Сталину за смерть сына. Учитывая долгосрочные последствия этого шага, некоторые историки усматривают здесь даже «руку Запада». Падение престижа СССР после ХХ съезда было огромным. Интересна и живое участие в подготовке доклада Отто Куусинена, по некоторым данным сотрудничавшего с британскими и американскими спецслужбами.
23. Было ли «золото партии»?
Есть версия, что гипотетические золотовалютные фонды Коммунистической партии СССР в первые годы 1990-х «ушли» в европейские и американские банки. Искали «золото партии» множество общественных и политических деятелей. По версии журналиста Евгения Додолева писатель Юллиан Семенов был устранен из-за того, что смог «вскрыть схемы выводов партийных миллионов». Однако есть и предположение, что пресловутое «золото партии» - не более, чем миф.
24. Знал ли Горбачев о заговоре?
На 20 августа 1991 года Горбачевым было намечено подписание Союзного договора, в котором предстояло обозначить новое положение советских республик. Но мероприятие сорвал путч. Знал ли Горбачев о заговоре? На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа, но то, что ГКЧП и путч – проект самого Горбачёва – достаточно распространённая версия. Он ещё в марте 1991-го дал задание будущим участникам ГКЧП разработать проект закона «О введении чрезвычайного положения». Бывший член Правительства РФ Михаил Полторанин также утверждает, что «путч 1991 года был разыгран Борисом Ельциным вместе с Михаилом Горбачевым». Официальная же версия такова: Горбачев ничего не знал.
Публикации раздела Традиции
Загадочный мир
З агадка - особый жанр народного творчества. С давних пор она была отражением народной мудрости, которой делились с людьми всех возрастов. Загадка учила думать логически, развивала воображение и помогала лучше понимать окружающий мир. «Культура.РФ» вспомнила самых известных собирателей русских загадок, которые кропотливо создавали этот увлекательный фольклорный мир.
Первая печатная подборка народных загадок Михаила Чулкова
Изначально загадки передавались из уст в уста. Интерес к русскому фольклору появился вместе с распространением просветительских идей в середине XVIII века. Просветители обратились к русской истории, изучению национальных особенностей и народных обычаев. Появился даже жанр литературной загадки, распространенный в Европе уже в предыдущем столетии. Его развивали Алексей Дубровский, Александр Сумароков, Михаил Херасков, Ипполит Богданович. Итогом такого увлечения фольклором стала печатная публикация первых народных загадок. Ее вдохновителем и создателем был Михаил Чулков.
Разночинец по происхождению, он сумел подняться от «солдатского сына» до дворянина в Сенате, послужив и лакеем, и даже придворным актером. Михаил Чулков был талантливым литератором, в заслугу которому часто ставят сближение русской литературы с народным творчеством: Чулков напечатал несколько изданий «Славянских сказок», выпустил четырехтомный сборник русских народных песен, занимался воссозданием пантеона славянской мифологии. Наконец, именно он был автором первого романа в русской литературе - «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины».
«Древние русские простонародные загадки» вышли в первом номере одного из издаваемых им журналов, «Парнасский щепетильник», в 1770 году. В журнале было приведено 15 загадок без отгадок, и это было первой подборкой этой занимательной части русского фольклора. Позднее эти загадки практически не перепечатывались, поэтому они в своем роде уникальны.
Родится от воды, растет от огня, и от воды умирает. (Соль)
Мать толста, дочь красна, сын хоробер, а не видно его. (Печь, огонь, дым)
Поутру на четырех, в полдень на двух, а к вечеру на трех. (Человек)
Боярыня, княгиня, весь мир надарила, а сама нагая ходит. (Игла)
И швец, и жнец, и в дуду игрец. Василий Лёвшин
«Одно лето, проведенное в деревне, навело меня на мысль собрать народные загадки, бывшие в таком забросе и почти неизвестные публике» , - записал Садовников в предисловии к изданию. Книга «Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач» вышла спустя четырнадцать лет после труда Даля. В отличие от предшественника, Садовников разграничил загадки и пословицы, дав конкретное определение: «В первых [загадках] отразились взгляды народа на природу и окружающую обстановку; в последних - вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для творческой фантазии народа; в пословице - для его здравого смысла и критики» . Кроме того, он разбил загадки на смысловые группы. В собрание Садовникова, помимо собственных материалов, вошли и загадки Сахарова, и Ивана Снегирева, и Худякова, и Даля. Так он обобщил и приумножил дело сохранения народной загадки.
Добрый день. Так уж складывается, что все мои проекты, которые я защищала на протяжение трех лет, так или иначе связаны с русским языком и литературой: в 5 классе проект под названием «Чтение – лучшее учение» был посвящен Году литературы в России, в 6 классе мы исследовали лексику, а именно диалектизмы В.П. Астафьева в рассказе «Конь с розовой гривой». Поэтому в этом году я решила продолжить работу по изучению лексики классических произведений. «Загадки XVIII века» - так называется моя проектная работа, посвященная устаревшей лексике. О братилась к данной теме намеренно, так как хочу узнать больше слов, которые употреблялись раньше, понять их значение, ведь от этого знания во многом зависит понимание художественного произведения. На мой взгляд, изучение данной темы полезно, поскольку писатели всего мира употребляют устаревшие слова в своих произведениях.Много соседей
Рядом век живут,
А никогда не видятся? (Окно)
Выше лошади, ниже собаки. (Седло)
Зимой и летом одним цветом. (Сосна)
Еду, еду - следу нет;
Режу, режу - крови нет;
Рублю, рублю - щепок нет. (Вода)
Кто сидит сорок недель в тюрьме, оттуль навеки выпустят? (Младенец)
Вечером - водой,
Ночью - водой,
А днем - на небеса. (Роса)
Не куст, а листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Цель работы : выяснение значения устаревших слов, используемых автором, в повести «Капитанская дочка» и определение их роли в произведении.
Задачи вы видите на слайде:
Найти устаревшие слова; объяснить их значение;
Выяснить функции устаревших слов в произведении.
Всем, кто изучал лексику с точки зрения активного и пассивного запаса словаря известно, что у каждого слова в есть своя «жизнь». В связи с развитием общества, с переменами в области экономики, политики, науки, культуры словарный состав языка меняется. Одни слова выходят из употребления, другие появляются для именования новых понятий. Процесс этот происходит медленно, постепенно.
В активный словарный состав входят слова, которые являются необходимыми для общения, употребляются повседневно и не имеют оттенка устарелости или новизны. Это самая широкая, понятная всем категория слов, употребляемых всеми говорящими на русском языке. Поэтому эти слова называют общеупотребительными и входят в активный лексический запас. Они используются во всех стилях речи, составляя их основу. Эти слова не имеют подчёркнутой стилистической окраски, они являются межстилевыми, стилистически нейтральными. Но наряду с данной лексикой есть лексика пассивного запаса.
В пассивный состав входят, с одной стороны, устаревшие слова, с другой – новые, или так называемые .
Неологизмы - понятие относительное. Слова свобода, гражданин, гуманность в XIX в. воспринимались как новые, сейчас они прочно вошли в активный словарь. Неологизмы могут пополнить разряд устаревших слов. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометкой «устар».
Разбираться в понятии «устаревшие слова» необходимо для того, чтобы не совершать ошибки в стилистике текста. Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного употребления, делятся на две группы: архаизмы и историзмы.
Отличительная особенность данных понятий в том, что историзмы – это названия предметов, которые со временем навсегда исчезли из жизни, а архаизмы – это устаревшие названия предметов и понятий, которые все ещё присутствуют в современной жизни, но по той или иной причине получили другое название. Они имеют синонимы в активном словаре.
Важно подчеркнуть, что при анализе стилистических функций устаревших слов в том или ином художественном произведении следует учитывать время его написания, знать общеязыковые нормы, которые действовали в ту эпоху. Ведь для писателя, жившего сто или двести лет назад, многие слова могли быть вполне современными, общеупотребительными единицами, ещё не перешедшими в пассивный состав лексики. В художественной литературе архаизмы широко используются как стилистическое средство для придания речи торжественности, для создания колорита эпохи, а также в сатирических целях.
«Капитанская дочка» - вершинное произведение пушкинской - было написано сто восемьдесят лет тому назад, в тридцатые годы позапрошлого столетия, в эпоху мрачного николаевского царствования, за четверть века до отмены крепостного права.
В своей работе я анализировала лексику повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Мною были обнаружены слова, относящиеся к пассивному запасу. При сопоставлении видов устаревшей лексики установлено, что в тексте использовано:
Историзмы-6%;
Архаизмы-94%.
Таким образом, мы видим, что в повести шире используются архаизмы, нежели историзмы. (Приложение 1)
В ходе работы над проектом среди учащихся 8-х классов было проведено анкетирование по следующим вопросам:
Что такое архаизмы
Как вы думаете, с какой целью их используют авторы произведений ?
а) для красоты
б) для привлечения внимания
в) для создания колорита эпохи
Что обозначают следующие слова:
Цирюльник-
Армяк- Трактир- Целовальник- Фортеция-
При обработке анкет выяснилось, что 67% опрашиваемых знают ответ на первый вопрос: «Что такое архаизм?».
На вопрос: «С какой целью используются архаизмы?» были предложены различные варианты ответов, выбор ребят распределился следующим образом:
Для красоты – 4%;
Для привлечения внимания – 18%;
Для воспроизведения эпохи – 78%.
В последнем вопросе необходимо было дать лексическое значение некоторых устаревших слов. Радует, что среди 50-ти респондентов есть те, кто дал верные ответы, но, к сожалению, таких ребят было очень мало.
В данной работе мною были исследованы и описаны особенности устаревшей лексики, использованной в повести «Капитанская дочка». Зная особенности речевых стилей, автор стремится воспроизвести язык действующих лиц своих произведений как выражение типических и индивидуальных особенностей персонажей.
Действительно, архаизмы придают эффект старины. Без них невозможно было бы достоверно передавать речь людей, живших несколько сотен лет назад. Кроме того, архаизмы часто имеют возвышенный, торжественный оттенок, который будет не лишним в поэтическом языке.
Пока мною созданы только несколько страниц словаря. Думаю, он будет не только интересным, но и полезным ребятам, изучающим творчество А.С. Пушкина.
В заключении хотелось бы отметить, что, изучение лексики классического произведения, не только обогащает словарный запас, но и повышает языковую культуру. Уместное использование устаревших слов вносит «изюминку» в устную и письменную речь, делает ее выразительнее.
Необходимо умело пользоваться богатством, которое сберегли для нас отцы и деды. Не нужно забывать, что архаизмы – это языковая сокровищница – богатейшее наследие, которое мы не имеем права растерять. Работа с текстом была очень интересна, увлекательна и познавательна, поэтому я буду продолжать изучать лексику, которая открывает новые возможности нашего богатого яркого и выразительного русского языка.
Александр Сергеевич Пушкин говорил:
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку .
Приложение 1.
В главе 8 (Арест)
Ходатай- 1 . Человек, который ходатайствует за кого-нибудь. 2 .Проверенный, ведущий чьи-нибудь дела в суде
Гринев, отправляя Машу в свою деревню, просит Савельича быть ходатаем перед родителями.
Синоним – Заступник, защитник.
В главе 9 (Мятежная слобода)
Супостат - Противник, недруг, соперник, неприятель, неприязненно настроенный человек.
старичок в голубой ленте употребляет слово супостат по отношению к Гриневу и тем, у кого он был в Оренбурге.
Синоним – Враг
В главе 5 (Осада города)
Колодник - арестант в колодках, деревянных приспособлениях, надевавшихся в старину на ноги арестантам для предупреждения их побега. Арестант, узник в колодах.
Гринев наблюдает за толпой колодников .
Синонимы – Заключенный.
В главе 7 (Приступ)
Присяжный – Собственно русское слово. Принявший присягу. Присяжный поверенный до октября 1917 года. Адвокат.
Комендант крепости обходит войско и воодушевляет маленький гарнизон перед сражением с Пугачевым, называя солдат людьми бравыми и присяжными.
Синонимы - Солдат, верный защитник родины.
В главе 11 (Мятежная слобода)
Наперсник -любимец, пользующийся особым доверием.
Гринев называет наперсниками Пугачева беглого капрала Белобородова и ссыльного преступника Афанасия Соколова (Хлопушу )
Синоним – Любимец
РОССИЯ В XVII СТОЛЕТИИ.
1. В каком году Земский собор
Избрал Романова-царя?
Хоть и при этом вышел спор.
Но Русь окрепла - шла молва
(1613 г)
2. Ох, и времечко настало:
Самозванцы на Руси!
Как царя в Москве не стало,
Те с поляками пришли
Время это назови
Самозванцев огласи.
(Смутное время, Лжедмитрий, Григорий Отрепьев)
3. Они Русь освободили
Всех врагов её убили.
И Москва свободной стала.
Самозванцев уж не стало.
Ополчение создали
И врагам страну не дали.
Кто же это назови
Иль угадывать начни
(Дмитрий Пожарский,Кузьма Минин)4. И помещик, и боярин
На своей земле крестьян
Принуждал всю жизнь работать
Ни гроша им не платя
Как всё это называли
Долго это сохраняли.
(Барщина)
5. И холст, и воск, дрова и кожи,
И мясо, рыбу, овощи, грибы -
Мужик боярину всё вёз.
В определенный срок.
И называлось это всё ….
(Оброк)
6. Там живёт простой народ,
То частичка города.
Знаешь ты всех наперёд
В граде это…
(Слобода)
7. Для управы в государстве
Царь издал тотчас указ:
Для ведения всех дел
Надо бы создать…
(Приказ)
8. Время это на Руси
Как назвали, огласи!
Когда было много смуты,
Когда были даже бунты.
Когда не было царя.
Самозванцам честь пришла:
Когда Русь враги хотели
Поделить между собой,
Но народ вышел на бой.
Отстояли Русь святую.
Не дали её врагу.
(Смутное время)
9. Как страною управлять,
И делами заправлять.
Будь то пушки, иль стрельцы.
Иль Сибирь, Казань, купцы.
Царь даёт им всем наказ
Орган власти то……..
(Приказ)
10. Богдан совет держал со стариками:
«Доколе польским панам Родину губить?
Всю землю между казаками
Давно бы надо разделить,
А Украину с Русью воссоединить!»
(1654 г., воссоединение Украины с Россией.)
11. В Москве велик переполох_
Казак какой-то своеволит!
Царев порядок видно плох,
Коли мужик стал верховодить!
(Восстание Степана Разина)
12. Чтоб порядок навести
И от смуты всех спасти.
Чтоб дворянам угодить
И крестьян закрепостить.
Все сословья царь собрал
И законы вновь принял.
Назови, что это было
Долго всем оно служило.
(1649, Соборное Уложение)
13. Во дворце всю знать собрал,
Все вопросы с ней решал.
Как страной руководить,
Он боярам указал.
Что ж за орган власти был
Важным он в России слыл.
(Боярская Дума)
14. Назначал их царь уездом
Или градом управлять.
И военными делами
Людом всем здесь заправлять
И три года власть держал
Царь потом их все ж менял.
(Воевода)
15. Он казакам всем глава
Про него идёт молва.
Хоть и небогатым был,
На Украйне смелым слыл.
Он восстание возглавил.
И народ освободил.
С Речью Посполитой спорил.
И её все ж победил.
(Богдан Хмельницкий.)
16. Богдан на Раде выступал
И совет он здесь держал.
Чтоб с Россией вместе быть.
Царю русскому служить.
Ты скажи, когда то было.
И сюжетом послужило.
(Переяславская рада, 1654 г.)
17. На царя народ пошёл,
Но здесь смерть он и нашёл
Из-за медных денег это,
Что царь выпустить велел
И народ так осмелел,
Что к царю пришли с вопросом.
На бояр его с доносом.
Ты скажи, что это было?
Бунтом то каким прослыло?
(1662 г, Медный бунт.)
18. Он восстание возглавил.
И казаком славным слыл.
Он крестьян освободил.
И своей отвагой, славой,
Он царя даже затмил.
Так скажи, кто это был?
(Степан Разин)
19. Крестьянин, став казаком.
На край земли пошёл.
Пролив, что у Америки,
С друзьями он прошёл,
И мыс навеки имя
Его для всех обрёл.
(Семен Иванович Дежнёв)
20. По Амуру люд «охочий»
Вместе с ним до моря плыл.
Он о своих открытиях
В Якутске доложил.
(Василий Данилович Поярков)
21. На Руси все жены носили сарафаны,
Одевались их мужья во всякие ………
(Кафтаны.)
22.В том походе славном
Был везде он главный,
Приамурье закрепил
Племена освободил.
Даже город его имя.
Весь XX век носил.
То торговый человек.
Помнит его Русь навек.
(Ерофей Павлович Хабаров)
23. Кто же создал тот дворец?
Были то холоп, стрелец,
Он в Коломенском стоит.
Век XVII вершит
Их творенье – так решили.
Разобрать же поспешили.
(Холоп Семён Петров,стрелец Иван Михайлов)
24. Он первый рисовал персоны.
Людей всех знатных на Руси.
Назвал же сей он труд парсуной.
Его ты имя огласи.
(Симон Ушаков)
25. Когда та академия
Основана была.
И высшим заведением
Для всех она слыла.
Впервые образованность
В народ она несла.
Была для духовенства
Чиновников годна.
(1687 г. Славяно-греко-латинская академия)
26. На Руси у всех она
Была абсолютно.
И в каждую субботу
Было в ней уютно.
И сейчас весь русский люд
Очень даже её чтут.
(«Мыльня», баня)
27.Не имел он воли – волюшки,
Мог быть продан иль убит.
Такова уж его долюшка –
Был в солдатах он забит.
(Крепостной мужик)
28. Стоит прекрасный дом.
Построен с толком он.
Живут там в роскоши
Богач и его дети.
Не осмелится туда прийти бедняк
Потому что это..(Особняк.)
Автор:Крючкина Наталья Борисовна, учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №9», г.Таштагол, Кемеровская область