Василий алексеевич пашкевич биография. русский композитор, дирижёр, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы
Один из создателей русской национальной оперы.
Василий Алексеевич Пашкевич | |
---|---|
Дата рождения | 1740-е или |
Место рождения | |
Дата смерти | 26 февраля (1797-02-26 ) |
Место смерти | |
Страна | Российская империя |
Профессии | композитор |
Жанры | опера |
Биография
О его жизни известно мало и многие факты являются либо гипотетическими, либо опираются на утраченные документы; также не сохранилось портрета, который можно было бы считать достоверным.
Точное время и место рождения композитора остаются неизвестными. В г. он поступил на придворную службу, и был причислен к штату капеллы придворной церкви (в школе при Капелле он проходит начальный курс обучения под руководством итальянского композитора Винченцо Манфредини), с г. начал играть в оркестре «бальной музыки» в качестве скрипача (второй придворный оркестр Екатерины II).
С 14 августа 1773 по 15 октября 1774 года Пашкевич был приглашён преподавать пение в Академию художеств, однако музыка в этом учебном заведении не была приоритетным направлением, поэтому Пашкевич скоро отказался от этой работы.
Композиторскую известность Пашкевич приобрёл после премьеры оперы «Несчастье от кареты». Первый спектакль прошёл 7 ноября 1779 года в одном из залов Эрмитажа и вызвал широкий резонанс. Поэт М. Н. Муравьёв делился своими впечатлениями от премьеры в одном из писем:
С по 1783 год композитор работал в «Вольном театре» К. Книппера . Эта работа позволила ему сотрудничать с выдающимися русскими драматургами Я. Б. Княжниным и М. А. Матинским . Четыре лучшие оперы Пашкевича были связаны с работой в этом театре. Опера «Несчастье от кареты» сразу после премьеры в Эрмитаже была включена в репертуар этого театра, кроме того в нём прошли премьеры опер «Скупой» на либретто Княжнина (1780), «Как поживешь, так и прослывешь, или Санктпетербургский гостиный двор» (1-я редакция, 1782) «Тунисский паша» (дата премьеры не известна, музыка не сохранилась). Все эти сочинения относятся к жанру комической оперы.
К концу 1780-х годов Пашкевич приобретает значительную известность в придворных кругах. Он пишет оперы на тексты императрицы Екатерины II: «Февей» (1786), «Федул с детьми» (1791, совместно с Мартин-и-Солером). Музыка к представлению «Начальное управление Олега » (1790, совместно с К.Каноббио и Дж.Сарти) была даже издана в виде партитуры. В начале 1790-х годов на придворной сцене была также поставлена опера «Санктпетербургский гостиный двор» во второй редакции.
За десять лет (с 1780 года) в жизни Пашкевича происходит огромный карьерный рост. 23 августа г. из второго «бального» оркестра его переводят в первый и присваивают звание «камер-музыкант», а в г. он возвращается во второй оркестр, но уже как руководитель - «концертмейстер бальной музыки» с чином коллежского асессора (из всех композиторов, служивших при русском дворе, только итальянцу Сарти был пожалован такой же чин). Кроме придворной и театральной службы, Василий Пашкевич занимался педагогической деятельностью (предполагается, что одним из его учеников был русский композитор Евстигней Фомин). До смерти императрицы Екатерины II он продолжал сочинять музыку к придворным увеселениям, но в 1797 году Павел I его уволил с единовременным вознаграждением, то есть без назначения пенсии. 9 марта (20 марта) 1797 г. композитор скончался, оставив вдову с годовалой дочерью.
Основные произведения
Оперы
- - «Несчастье от кареты » (либретто Я. Княжнина)
- - «Скупой » (либретто Я. Княжнина)
- - «Тунисский паша » (либретто М. Матинского, опера не сохранилась)
- - «Февей » (либретто Екатерины II, стихи В. К. Тредиаковского , М. В. Ломоносова и др.)
- - «Федул с детьми » (либретто Екатерины II , совместно с В. Мартин-и-Солером)
- - «Как поживёшь, так и прослывёшь » («Санкт-Петербургский гостиный двор », либретто М. Матинского, 1-я редакция 1782 - не сохранилась, 2-я редакция 1792).
- - «Несчастный в любви подьячий »
Театральная музыка
- - «Храм всемирного ликования » (музыка для «театрального фестиваля», совместно с Ф. Торелли и Камаскино)
- - «Начальное управление Олега » (драматическое представление, совместно с К. Каноббио и Дж. Сарти)
- «Лжец » (музыка к комедии Я. Б. Княжнина).
Хоровая музыка
- Обедня (не сохранилась)
- Пять 4-голосных духовных концерта «Ныне время явися », «Придите взыдем », «Радуйтеся люди и веселитеся », «Слава в вышних Богу », «Услыши Господи мой глас » (не сохранились)
- - Хор «Амур и Психея » на стихи
Василий Алексеевич Пашкевич (1742? - 9 марта 1797, Санкт-Петербург) - русский композитор, дирижёр, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы.
Биография
О его жизни известно мало и многие факты являются либо гипотетическими, либо опираются на утраченные документы; также не сохранилось портрета, который можно было бы считать достоверным.
Точное время и место рождения композитора остаются неизвестными. В 1756 г. он поступил на придворную службу, и был причислен к штату капеллы придворной церкви (в школе при Капелле он проходит начальный курс обучения под руководством итальянского композитора Винченцо Манфредини), с 1763 г. начал играть в оркестре «бальной музыки» в качестве скрипача (второй придворный оркестр Екатерины II).
С 14 августа 1773 по 15 октября 1774 года Пашкевич был приглашён преподавать пение в Академию художеств, однако музыка в этом учебном заведении не была приоритетным направлением, поэтому Пашкевич скоро отказался от этой работы.
Композиторскую известность Пашкевич приобрёл после премьеры оперы «Несчастье от кареты». Первый спектакль прошёл 7 ноября 1779 года в одном из залов Эрмитажа и вызвал широкий резонанс. Поэт М. Н. Муравьёв делился своими впечатлениями от премьеры в одном из писем:
С 1779 по 1783 год композитор работал в «Вольном театре» К. Книппера. Эта работа позволила ему сотрудничать с выдающимися русскими драматургами Я. Б. Княжниным и М. А. Матинским. Четыре лучшие оперы Пашкевича были связаны с работой в этом театре. Опера «Несчастье от кареты» сразу после премьеры в Эрмитаже была включена в репертуар этого театра, кроме того в нём прошли премьеры опер «Скупой» на либретто Княжнина (1780), «Как поживешь, так и прослывешь, или Санктпетербургский гостиный двор» (1-я редакция, 1782) «Тунисский паша» (дата премьеры не известна, музыка не сохранилась). Все эти сочинения относятся к жанру комической оперы.
К концу 1780-х годов Пашкевич приобретает значительную известность в придворных кругах. Он пишет оперы на тексты императрицы Екатерины II: «Февей» (1786), «Федул с детьми» (1791, совместно с Мартин-и-Солером). Музыка к представлению «Начальное управление Олега» (1790, совместно с К.Каноббио и Дж.Сарти) была даже издана в виде партитуры. В начале 1790-х годов на придворной сцене была также поставлена опера «Санктпетербургский гостиный двор» во второй редакции.
За десять лет (с 1780 года) в жизни Пашкевича происходит огромный карьерный рост. 23 августа 1783 г. из второго «бального» оркестра его переводят в первый и присваивают звание «камер-музыкант», а в 1789 г. он возвращается во второй оркестр, но уже как руководитель - «концертмейстер бальной музыки» с чином коллежского асессора (из всех композиторов, служивших при русском дворе, только итальянцу Сарти был пожалован такой же чин). Кроме придворной и театральной службы, Василий Пашкевич занимался педагогической деятельностью (предполагается, что одним из его учеников был русский композитор Евстигней Фомин). До смерти императрицы Екатерины II он продолжал сочинять музыку к придворным увеселениям, но в 1797 году Павел I его уволил с единовременным вознаграждением, то есть без назначения пенсии. 9 марта (20 марта) 1797 г. композитор скончался, оставив вдову с годовалой дочерью.
Основные произведения
Оперы
- «Несчастье от кареты», либретто Я. Княжнина (1779)
- «Скупой», либретто Я. Княжнина (1782)
- «Тунисский паша», либретто М. Матинского (1783), опера не сохранилась
- «Февей», либретто Екатерины II, стихи В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова и др. (1786)
- «Федул с детьми», либретто Екатерины II (1791, совместно с В. Мартин-и-Солером)
- «Как поживешь, так и прослывешь» («Санкт-Петербургский гостиный двор»), либретто М. Матинского (1-я редакция 1782 - не сохранилась, 2-я редакция 1792).
- «Несчастный в любви подьячий» (1795)
Театральная музыка
- «Храм всемирного ликования», музыка для «театрального фестиваля» (1780, совместно с Ф. Торелли и Камаскино)
- «Начальное управление Олега», драматическое представление (1790, совместно с К. Каноббио и Дж. Сарти)
- «Лжец» Музыка к комедии Я. Б. Княжнина.
Хоровая музыка
- Обедня (не сохранилась)
- Пять 4-голосных духовных концерта «Ныне время явися», «Придите взыдем», «Радуйтеся люди и веселитеся», «Слава в вышних Богу», «Услыши Господи мой глас» (не сохранились)
- Хор «Амур и Психея» на стихи Г. Державина (1793)
- В фильме режиссёра Андреса Пуустусмаа «18-14» (2007) актёры в театре исполняют оперу Пашкевича «Скупой».
Музыкальные фрагменты
- Ария из оперы "Скупой", midi (инф.)
- Терцет из оперы "Скупой", midi (инф.)
Василий Пашкевич поступил на придворную службу в 1756 г., и был причислен к штату капеллы придворной церкви (в школе при Капелле он проходит начальный курс обучения под руководством итальянского композитора Винченцо Манфредини), с 1763 г. начал играть в оркестре «бальной музыки» (второй придворный оркестр Екатерины II).
В 1783 г., после успеха трёх опер подряд Пашкевичу присваивают звание «камер-музыкант», а в 1789 г. - «концертмейстер бальной музыки» с чином коллежского асессора (из всех композиторов, служивших при русском дворе, только итальянцу Сарти был пожалован такой же чин).
Кроме придворной службы, Василий Пашкевич руководил музыкальной частью «Вольного театра» К.Книппера (1779-1783 гг.), занимался педагогической деятельностью (предполагается, что одним из его учеников был русский композитор Евстигней Фомин).
Павел I, после смерти матери, уволил композитора с придворной службы. Оставшись без работы и средств к существованию, Василий Пашкевич скончался 9 марта (20 марта) 1797 г., оставив вдову с годовалой дочерью.
Основные произведения
Оперы
- «Несчастье от кареты», либретто Я.Княжнина (1779)
- «Скупой», либретто Я.Княжнина (1782)
- «Тунисский паша», либретто Михаила Матинского (1783), опера не сохранилась
- «Февей», либретто Екатерины II, стихи В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова и др.(1786)
- «Федул с детьми», либретто Екатерины II (1791, совместно с В.Мартин-и-Солер)
- «Как поживешь, так и прослывешь» («Санкт-Петербургский гостиный двор»), либретто М.Матинского (1792)
- «Несчастный в любви подьячий» (1795)
Другое
- «Храм всемирного ликования», музыка для «театрального фестиваля» (1780, совместно с Ф.Торелли и Камаскино)
- «Начальное управление Олега», драматическое представление (1790, совместно с К.Каноббио и Дж. Сарти)
- 4-голосные духовные концерты «Ныне время явися», «Придите взыдем», «Радуйтеся люди и веселитеся», «Слава в вышних Богу», «Услыши Господи мой глас» (не сохранились)
- Хор «Амур и Психея» на стихи Г.Державина (1793)
- В фильме режиссёра Андреса Пуустусмаа «18-14» (2007) актёры в театре исполняют оперу Пашкевича «Скупой».
Музыкальные фрагменты
- Ария из оперы "Скупой", midi
- Терцет из оперы "Скупой", midi
ПАШКЕВИЧ Василий Алексеевич
(ок. 1742 - 20 III 1797, Петербург)
Известно всему просвещенному свету, сколько полезны и притом забавны театральные сочинения... Сие есть зеркало, в котором каждой себя ясно видеть может... пороки, не столь уважаемые, навсегда представляются на театре для нравоучения и поправки нашей.
Драмматический словарь 1787 года
XVIII век принято считать эпохой театра, но даже на фоне повального увлечения спектаклями разных жанров и видов всенародная любовь к русской комической опере, родившейся в последней трети века, удивляет своей силой и постоянством. Самые острые, больные вопросы современности - крепостничество, преклонение перед иностранщиной, купеческий произвол, вечные пороки человечества - скупость, жадность, добродушный юмор и едкая сатира - таков диапазон возможностей, освоенных уже в первых отечественных комических операх. Среди создателей этого жанра важное место принадлежит В. Пашкевичу - композитору, скрипачу, дирижеру, певцу и педагогу. Его разносторонняя деятельность оставила значительный след в русской музыке. Тем не менее о жизни композитора мы знаем и по сей день очень немногое. Почти ничего не известно о его происхождении и юношеских годах. Согласно указанию историка музыки Н. Финдейзена, принято считать, что в 1756 г. Пашкевич поступил на придворную службу. Достоверно известно, что в 1763 г. молодой музыкант был скрипачом в придворном "бальном" оркестре. В 1773-74 гг. Пашкевич преподавал пение в Академии художеств, позднее - в Придворной певческой капелле. Он ответственно относился к занятиям, что отмечал в характеристике музыканта инспектор Академии: ..."г-н Пашкевич, учитель пения... хорошо исполнял свои обязанности и делал все возможное, дабы способствовать успехам учеников своих"... Но основное поприще, на котором развернулось дарование художника, - это театр.
В 1779-83 гг. Пашкевич сотрудничал с "Вольным российским театром", К. Книппера. Для этого коллектива в содружестве с выдающимися драматургами Я. Княжниным и М. Матинским композитор создал свои лучшие комические оперы. В 1783 г. Пашкевич стал придворным камермузыкантом, затем "капельмейстером бальной музыки", скрипачом-ренегитором в семье Екатерины II. 3 этот период композитор был уже авторитетным музыкантом, завоевавшим широкое признание и даже получившим чин коллежского асессора. На рубеже 80 и 90-х гг. появились новые произведения Пашкевича для театра - оперы на тексты Екатерины II: из-за зависимого положения при дворе музыкант был вынужден озвучивать малохудожественные и псевдонародные писания императрицы. После смерти Екатерины композитор был немедленно уволен без назначения ему пенсии и вскоре умер.
Основную часть творческого наследия музыканта составляют оперы, хотя недавно стали известны и хоровые сочинения, созданные для Придворной певческой капеллы, - Обедня и 5 концертов для четырехголосного хора. Однако такое расширение жанрового диапазона не меняет сути: Пашкевич по преимуществу театральный композитор, удивительно чуткий и умелый мастер действенных драматургических решений. 2 рода театральных сочинений Пашкевича разграничиваются весьма четко: с одной стороны, это комические оперы демократической направленности, с другой - произведения для придворного театра ("Февей" - 1786, "Федул с детьми" - 1791, совместно с В. Мартин-и-Солером; музыка к представлению "Начальное управление Олега" - 1790, совместно с К. Каноббио и Дж. Сарти). Из-за драматургических нелепостей либретто эти опусы оказались нежизнеспособными, хотя в них много музыкальных находок и отдельных ярких сцен. Постановки спектаклей при дворе отличались невиданной роскошью. Пораженный современник писал об опере "Февей: Я никогда не видел зрелища более разнообразного и более великолепного, на сцене было свыше пятисот человек! Однако в зрительном зале... нас всех вместе взятых было менее пятидесяти зрителей: настолько непокладиста императрица в отношении доступа в свой Эрмитаж". Понятно, что эти оперы не оставили заметного следа в истории отечественной музыки. Иная судьба ожидала 4 комические оперы - "Несчастье от кареты" (1779, либр. Я. Княжнина), "Скупой" (ок. 1780, либр. Я. Княжнина по Ж. Б. Мольеру), "Тунисский паша" (муз. не сохр., либр. М. Матинского), "Как поживешь, так и прослывешь, или Санкт-петербургский гостиный двор" (1-я ред. - 1782, партитура не сохр., 2-я ред. - 1792, либр. М. Матинского). Несмотря на существенные сюжетные и жанровые различия, все комические оперы композитора отмечены единством обличительной направленности. В них сатирически представлены нравы и обычаи, которые критиковали передовые русские литераторы XVIII в. Поэт и драматург А. Сумароков писал:
Представь бездушного подьячего в приказе,
Судью, что не поймет, что писано в указе,
Представь мне щеголя, кто там вздымает нос,
Что мыслит целый век о красоте волос.
Представь мне гордого, раздута как лягушку,
Скупого, что готов в удавку за полушку.
Галерею подобных лиц композитор перенес на театральные подмостки, счастливо преобразив силой музыки уродливые явления жизни в мир чудесных и ярких художественных образов. Смеясь над тем, что достойно осмеяния, слушатель одновременно восхищается гармоничностью музыкально-сценического целого.
Композитор умел выразить средствами музыки неповторимые черты человека, передать развитие чувств, тончайшие движения души. Его комические оперы привлекают драматургической цельностью и сценической убедительностью каждой детали, любого музыкального приема. В них отразилось присущее композитору блестящее мастерство оркестрового и вокального письма, тонкой мотивной работы, продуманной инструментовки. Правдивость социально-психологической характеристики героев, чутко воплощенной в музыке, закрепила за Пашкевичем славу Даргомыжского XVIII в. Его искусство по праву принадлежит к высшим образцам русской культуры эпохи классицизма.
Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .
Смотреть что такое "ПАШКЕВИЧ Василий Алексеевич" в других словарях:
- (ок. 1742 97) российский композитор, скрипач, дирижер. Один из создателей русской национальной оперы: Несчастье от кареты (1779), Скупой (ок. 1782), сказочная опера Февей (1786); 2 я редакция оперы Санкт Петербургский гостиный двор (1792;… … Большой Энциклопедический словарь
- [около 1742≈9(20).3.1797], русский композитор, один из создателей русской национальной оперы. В 1763≈89 скрипач, с 1789 дирижёр придворного бального оркестра в Петербурге. Преподавал также игру на скрипке. В сочинениях П. сложились характерные… … Большая советская энциклопедия
Пашкевич, Василий Алексеевич - ПАШКЕВИЧ Василий Алексеевич (около 1742 1797), композитор, скрипач, дирижер. Один из создателей русской комической оперы: “Несчастье от кареты” (1779), “Скупой” (около 1782), “Санкт Петербургский гостиный двор” (сохранилась 2 я редакция, 1792). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Пашкевич. Василий Алексеевич Пашкевич Полное имя Василий Алексеевич Пашкевич Дата рождения 1742 год(1742) Место рождения … Википедия
Известно всему просвещенному свету, сколько полезны и притом забавны театральные сочинения... Сие есть зеркало, в котором каждой себя ясно видеть может... пороки, не столь уважаемые, навсегда представляются на театре для нравоучения и поправки нашей.
Драмматический словарь 1787 года
XVIII век принято считать эпохой театра, но даже на фоне повального увлечения спектаклями разных жанров и видов всенародная любовь к русской комической опере, родившейся в последней трети века, удивляет своей силой и постоянством. Самые острые, больные вопросы современности - крепостничество, преклонение перед иностранщиной, купеческий произвол, вечные пороки человечества - скупость, жадность, добродушный юмор и едкая сатира - таков диапазон возможностей, освоенных уже в первых отечественных комических операх. Среди создателей этого жанра важное место принадлежит В. Пашкевичу - композитору, скрипачу, дирижеру, певцу и педагогу. Его разносторонняя деятельность оставила значительный след в русской музыке. Тем не менее о жизни композитора мы знаем и по сей день очень немногое. Почти ничего не известно о его происхождении и юношеских годах. Согласно указанию историка музыки Н. Финдейзена, принято считать, что в 1756 г. Пашкевич поступил на придворную службу. Достоверно известно, что в 1763 г. молодой музыкант был скрипачом в придворном «бальном» оркестре. В 1773-74 гг. Пашкевич преподавал пение в Академии художеств, позднее - в Придворной певческой капелле. Он ответственно относился к занятиям, что отмечал в характеристике музыканта инспектор Академии: «...г-н Пашкевич, учитель пения... хорошо исполнял свои обязанности и делал все возможное, дабы способствовать успехам учеников своих...» Но основное поприще, на котором развернулось дарование художника, - это театр.
В 1779-83 гг. Пашкевич сотрудничал с «Вольным российским театром», К. Книппера. Для этого коллектива в содружестве с выдающимися драматургами Я. Княжниным и М. Матинским композитор создал свои лучшие комические оперы. В 1783 г. Пашкевич стал придворным камермузыкантом, затем «капельмейстером бальной музыки», скрипачом-ренегитором в семье Екатерины II. 3 этот период композитор был уже авторитетным музыкантом, завоевавшим широкое признание и даже получившим чин коллежского асессора. На рубеже 80 и 90-х гг. появились новые произведения Пашкевича для театра - оперы на тексты Екатерины II: из-за зависимого положения при дворе музыкант был вынужден озвучивать малохудожественные и псевдонародные писания императрицы. После смерти Екатерины композитор был немедленно уволен без назначения ему пенсии и вскоре умер.
Основную часть творческого наследия музыканта составляют оперы, хотя недавно стали известны и хоровые сочинения, созданные для Придворной певческой капеллы, - Обедня и 5 концертов для четырехголосного хора. Однако такое расширение жанрового диапазона не меняет сути: Пашкевич по преимуществу театральный композитор, удивительно чуткий и умелый мастер действенных драматургических решений. 2 рода театральных сочинений Пашкевича разграничиваются весьма четко: с одной стороны, это комические оперы демократической направленности, с другой - произведения для придворного театра («Февей» - 1786, «Федул с детьми» - 1791, совместно с В. Мартин-и-Солером; музыка к представлению «Начальное управление Олега» - 1790, совместно с К. Каноббио и Дж. Сарти). Из-за драматургических нелепостей либретто эти опусы оказались нежизнеспособными, хотя в них много музыкальных находок и отдельных ярких сцен. Постановки спектаклей при дворе отличались невиданной роскошью. Пораженный современник писал об опере «Февей»: «Я никогда не видел зрелища более разнообразного и более великолепного, на сцене было свыше пятисот человек! Однако в зрительном зале... нас всех вместе взятых было менее пятидесяти зрителей: настолько непокладиста императрица в отношении доступа в свой Эрмитаж». Понятно, что эти оперы не оставили заметного следа в истории отечественной музыки. Иная судьба ожидала 4 комические оперы - «Несчастье от кареты» (1779, либр. Я. Княжнина), «Скупой» (ок. 1780, либр. Я. Княжнина по Ж. Б. Мольеру), «Тунисский паша» (муз. не сохр., либр. М. Матинского), «Как поживешь, так и прослывешь, или Санкт-петербургский гостиный двор» (1-я ред. - 1782, партитура не сохр., 2-я ред. - 1792, либр. М. Матинского). Несмотря на существенные сюжетные и жанровые различия, все комические оперы композитора отмечены единством обличительной направленности. В них сатирически представлены нравы и обычаи, которые критиковали передовые русские литераторы XVIII в. Поэт и драматург А. Сумароков писал:
Представь бездушного
подьячего в приказе,
Судью, что не поймет, что
писано в указе,
Представь мне щеголя,
кто там вздымает нос,
Что мыслит целый век о
красоте волос.
Представь мне гордого,
раздута как лягушку,
Скупого, что готов в удавку
за полушку.
Галерею подобных лиц композитор перенес на театральные подмостки, счастливо преобразив силой музыки уродливые явления жизни в мир чудесных и ярких художественных образов. Смеясь над тем, что достойно осмеяния, слушатель одновременно восхищается гармоничностью музыкально-сценического целого.
Композитор умел выразить средствами музыки неповторимые черты человека, передать развитие чувств, тончайшие движения души. Его комические оперы привлекают драматургической цельностью и сценической убедительностью каждой детали, любого музыкального приема. В них отразилось присущее композитору блестящее мастерство оркестрового и вокального письма, тонкой мотивной работы, продуманной инструментовки. Правдивость социально-психологической характеристики героев, чутко воплощенной в музыке, закрепила за Пашкевичем славу Даргомыжского XVIII в. Его искусство по праву принадлежит к высшим образцам русской культуры эпохи классицизма.
Н. Заболотная