Понятие романтизма. Основные этапы развития и течения романтизма. Романтизм. Исторические и философско-эстетические предпосылки его возникновения. Основные течения русского романтизма Периоды русского романтизма
Название термина"романтизм"указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа
Романтизмом принято называть направление в искусстве, возникшее в странах. Западной. Европы в конце XVIII - нач XIX в
Название произошло от французского слова"romantisme", которым обозначалось нечто сокровенное, странное, нереальное
. Романтизм - направление в литературе и искусстве I четверти XIX в, который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции
Сущность романтизма : необычные герои в необычных обстоятельствах
Впервые термин упоминается в 1650 г. В. Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню-романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово"романтический" как синоним"живописный","оригинальный"появилось в 1654 г. Его принял француз. Бальданепарже
Позже, в начале XVIII в, это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями-классицистами (в частности,. Поуп называет свое состояние романтическим, связывая его с с неопределенностьюю).
В конце XVIII немецкие романтики брать. Шлегели выдвинули оппозиции понятию классический - романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей. Европе. Так, понятие"романтизм"стало употребляться как т термин теории искусстврії мистецтва.
Писатели-романтики отошли от традиций классицистов, что последовали все античное. В противоположность им романтики увлеклись воспеванием. Средневековья. Они создавали в духе. Средневековья новые картины жи иття, отвергали строгие каноны и правила и превыше всего ценили. Вдохновениеня.
Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, так как были недовольны ее анти эстетическим характером
Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, потому просветительском идеала разума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальные исть.
3 Этапы развития романтизма
. Передромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в, которые подготовили почву для развития романтизма. Черты:
o рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;
o отвода главной роли воображении, фантазии, творчества;
o возникновения понятия"романтического", что предшествовало появлению термина"романтизм"
. Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX в)
Время наполеоновских войн и период. Реставрации образовали первую волну романтизма. В. Англии это творчество поэтов. ДжГБайрона,. Перси. Буше. Шелли,. Дж. Китса, романиста. ВСкотта, в. Германии - мастера сатирической й прозы. Эрнста. Теодора. Амадея. Гофмана и блестящего лирика и сатирика. Генриха. ГейнГейне.
Универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должна существовать), дать ему синтезируя художественное выражение;-тесная связь с философией;
Тяготение к символа и мифа как наиболее адекватных форм художественного выражения;-разлад с действительностью;
Резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм
. Развитые формы (20-40-е гг XIX в)
Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во. Франции и после восстания в. Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в настоящее время пишут во. Франции -. Виктор. Гюго,. Ж. Санд,. ОДюма; в. Польше щи -. А. Мицкевич,. Юлиум. Словацкий, в. Венгрии -. Шандор. Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театтеатр.
Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало с этого времени и была представлена??романистичнимы произведениями. ДжФКупера,. Е. По
. Поздний романтизм (после революции 1848 г)
Романтизм не был монолитным. В нем существовали разные течения
Течения романтизма
. Народно-фольклорная (начало XIX в) - течение, ориентирована на фольклор и народнопоэтическое художественное мышление. Сначала она проявилась в. Англии, в"Лирические баллады"УВордсворта, первое издание которых появилось в 1798 г. В. Германией ини она была утверждена. Гейдельбергского школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире. Особенностиі.. Особливості:
o не только собирали народной поэзии и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народно мышления;
o их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная насыщенность и мелодичность народной поэзии;
o не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей в народной жизни, сознания, искусстве
"Байроническая" (Дж. Байрон,. ГГейне,. АМицкевич,. ОПушкин,. МЛермонтов и др.), так завершено воплощение она получила в творчестве. Байрона. Особенности:
Сердцевину течения составляла ментально-эмоциональная установка, которую можно определить как"идеализацию отрицания";
Разочарование и меланхолия, депрессия,"мировая скорбь"- эти"негативные эмоции"получили абсолютной художественной ценности, стали ведущими лирическими мотивами, которые определяли эмоциональную тональность произведений;
Культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслили полноценную человеческую личность;
Острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности;
Контраст, антитеза - главные элементы художественного произведения
. Гротескно-фантастическая которую еще называли"гофманиеською" по имени ее самого известного представителя. Основная черта: перенос романтической фантасмагории к сфере повседневной жизни, быта, их своеобразное переплетение, в результате чего убогая современная действительность пос становилась в капризному гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. До этого течения можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество. ЭПО,. Гоголя"Пете рбурзьких повестейовістей".
. Утопическая течение получили значительное развитие в литературе 30-40-х годов XIX в, проявляясь в произведениях. ВГюго,. Жорж. Санд,. ГГейне,. ЕСю,. ЕДжонса и др.
Особенности:
o перенос акцента с критики и отрицания на поиски"идеальной правды", на утверждение позитивных тенденций и ценностей жизни;
o проповеди оптимистического взгляда на жизнь и его перспективы;
o выступление против"индивидуализма современного человека"и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;
o вираженння оптимистической надежды и пророчества, утверждению идеальной правды;
o широкое использование риторических средств
-"вольтеровского"течение, которая сосредоточилась полностью на исторической тематике, на разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана. ВСкоттом. Эта то ечия в определенных аспектах стала переходом к реализмодом до реалізму.
Романтизм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Зародился в Германии. Предвестник романтизма — «Буря и натиск» и сентиментализм в литературе.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.
К поэтам-романтикам можно отнести также К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Исторические и философско-эстетические предпосылки возникновения романтизма
После Великой французской революции 1789-1794 гг. идеи Просвещения подверглись суровым испытаниям и были переосмыслены. Во-первых, сильно поколебалась вера в абсолютный Разум как средство чудесного исцеления от социальных язв. Во-вторых, монарх уже не воспринимался многими дворянами, в том числе литераторами, носителем просвещенного Разума. В-третьих, определенная цель Истории исчезла, и социальный прогресс уже не мыслился неизбежным и непосредственно зависимым от желаний людей. Тем не менее, идеология Просвещения оставалась все еще весьма влиятельной, так как основные социальные противоречия, устранение которых открыло бы путь к свободе личности и мощному экономическому и культурному развитию страны, не были преодолены.
Сильному влиянию идеологии Просвещения способствовали политические и общественные события внутри страны и за ее пределами. Русское общество внимательно следило за ходом Французской революции. Ее восприятие в России соответствовало трем этапам.
Первый этап (1789-1792) - созыв Генеральных Штатов, провозглашение демократических свобод - был встречен восторженно.
Второй этап (1792-1793) - казнь короля, установление якобинской диктатуры и кровавая расправа над ее противниками - резко отрицательно. В такой оценке сходились Карамзин и Радищев. Одни дворяне, сторонники крепостного права, возложили вину на идеи Просвещения, усматривая все зло в учениях Вольтера, Дидро и других просветителей. Другие дворяне, сторонники гражданских свобод и самодержавия, основанного на соблюдении строгих законов (просвещенной монархии, просвещенного абсолютизма или просвещенного деспотизма), настаивали на том, что не Просвещение виновато в кровавых эксцессах Французской революции, а недостаточная просвещенность народов и государей. Этой позиции держался Карамзин.
Третий этап (1793-1794), приведший в конце концов к власти Наполеона, примирил часть дворян с Французской революцией, поскольку Франция получила чаемые ею свободы и законы и стала быстро и успешно развиваться.
Вскоре для России, как и для других стран Европы, возникла новая опасность, опять исходившая от Франции: император французов задумал насильственную перекройку карты Европы.
Свержение монархических режимов было предлогом для установления господства на континенте. В результате этого европейские государства и народы неизбежно утрачивали национальную самостоятельность. Европа, в том числе и Россия, вверглись в историческую полосу непрерывных войн, которые способствовали росту национального самосознания, патриотическому порыву.
Крупнейшим историческим событием стала Отечественная война 1812 г., нашедшая исключительно полное выражение в русской литературе и искусстве (стихотворения «партизана-поэта» Д.В. Давыдова, басни «Ворона и Курица», «Волк на псарне» И.А. Крылова, ода-элегия «Певец во стане русских воинов» В.А. Жуковского, «Воспоминания в Царском Селе» А.С. Пушкина и др.).
Поскольку войны с Наполеоном не только вызвали национально-патриотический подъем, но и вели к укреплению самодержавного режима, ибо вокруг русского императора объединялись народ и вся нация, сторонникам освобождения крестьян от крепостной неволи и противникам монархического принципа в этих условиях пришлось на некоторое время умолкнуть. Но с победоносным окончанием Отечественной войны, разгромом армии Наполеона в сражении под Ватерлоо, вступлением русских войск в Париж и военными походами, а затем возвращением солдат и офицеров на родину, образованием Священного Союза, который восстановил монархии в освобожденных от власти поверженного французского императора странах, в русском обществе снова оживляются просветительские идеи, отчасти провоцируемые «сверху», самодержавием.
При своем вступлении на престол в 1801 г. Александр I задумал освободить крестьян от крепостной зависимости и дать конституцию сначала Польше, которая тогда входила в состав России, а потом и России. Однако намерения Александра I не сбылись вследствие нерешительности царя, а главное, из-за сопротивления большинства дворян, считавших, что непросвещенному и безграмотному народу опасно даровать свободы, так как это подорвет экономическое положение дворянства и страны в целом и приведет к безначалию, хаосу, кровавым бунтам и безграничному своеволию.
Не сумев провести политические и социальные реформы, Александр I все-таки осуществил несколько примечательных актов: была проведена реформа государственного управления, учрежден цензурный устав, который ограничивал вмешательство властей в дела печати, разрешен ввоз иностранных книг, открыты Императорский Лицей, гимназии, университеты и Педагогический институт, помещикам дозволили отпускать крестьян на волю. Впоследствии Пушкин поставил в заслугу царю два события: «Он взял Париж, он основал Лицей».
Николай I по вступлении на престол сделал жесты, которые посеяли иллюзии относительно его будущего правления: вернул из ссылки Пушкина, приблизил ко двору родственников некоторых сосланных декабристов, давая понять, что ценит истинные заслуги перед отечеством и троном. Однако общий итог царствования Николая I безрадостен: постыдно отодвинутое на долгие годы освобождение крестьян от крепостного «рабства» обернулось недопустимой отсталостью России.
Итак, эпоха 1800—1830-х годов была насыщена крупными историческими событиями. Они оказали несомненное воздействие на развитие литературы. В частности, это выразилось в том, что с 1815-1816 гг. в связи с организацией первых декабристских обществ возникает гражданское, или социальное, течение русского романтизма, а после 1825 г. русский романтизм вступает в новую фазу своей эволюции. После достигнутого расцвета в творчестве Баратынского, молодого Гоголя, Лермонтова и Тютчева он переживает глубокий кризис.
На фоне судьбоносных для России исторических событий литературное движение 1800—1830-х годов испытывает небывалый и устойчивый подъем.
После войн с Наполеоном и Великой французской революции чрезвычайно возросло представление о роли человека в мире. Идея личности как самой большой ценности овладела сознанием многих людей. При этом имелась в виду личность самого обычного частного человека, данного, конкретного индивидуума. Личность в ее неповторимой целостности и своеобразии была объявлена мерой всех вещей. Сущность личности - не в разуме, как это представляли себе классицисты и просветители, не в чувстве, как это считали сентименталисты и близкие к ним другие просветители, а во всем ее внутреннем мире, неделимом на способности и качества. Главное качество всякой личности - свобода духа. Личность не может быть зависима от внешних условий, каких-либо установлений и регламентаций, которые нарушают ее свободу и свободу других личностей. Цель всякой личности - «в силе и желании стать подобными Богу и всегда иметь бесконечное перед глазами» (Ф. Шлегель).
Если самую большую ценность в земном мире представляет личность, индивидуальность, то все, что препятствует проявлению ее свободного духа (а романтики не идеализировали реальный мир, в котором свободный дух не может выразиться полностью), враждебно ей. Романтизм сознательно и принципиально обособил личность от земного мира. Это означает, что окружающая среда может погубить личность, но изменить ее она не в силах. Личность всегда равна себе и не зависит от обстоятельств.
Сущность романтизма - в порыве в бесконечное и в томлении по нему. При этом бесконечное безгранично, оно не исчерпывается земными просторами, а простирается за пределы земного бытия. Так рождается характерный признак романтизма - «романтическое двоемирие». Романтик одновременно пребывает в двух мирах - посюстороннем, земном, и в потустороннем, небесном, бытийном. Главное устремление романтиков - совмещение двух миров в едином образе.
Здесь романтики столкнулись с известной трудностью: дух человека бесконечен и универсален, но сам он смертен, т. е. конечен и единичен. Как же можно воплотить бесконечное и универсальное в единичном и конечном? Совершенно ясно, что такой возможностью не обладает наука, что в этом случае не помогут ни простое созерцание (эмпирическое познание), ни жизненный опыт. Бесконечное и универсальное нельзя постичь одним разумом или одним чувством. Их можно охватить таким способом, который одновременно и разумен, и чувствен. Именно такими свойствами обладает чувственный образ, который лежит в основе искусства. Чем дальше тот или иной вид искусства отстоит от рациональных способов постижения мира, тем он выше (словесное искусство изначально сковано словом, несущим мысль, в отличие от музыки, представляющей собой поток звуков, опосредованно связанных с мыслью).
Для романтизма внутренний мир личности - Вселенная, которую нельзя постигнуть: она всегда наполнена тайной. Человек представляет собой собственную величайшую тайну не только для других людей, но и для себя. Цель человеческой жизни - погружаться в глубины духа и отгадывать тайны своего внутреннего мира. А раз так, то в «хорошем повествовании всегда должно быть нечто таинственное и непостижимое» (Новалис). Из этого понятно, что художественное произведение романтиков принципиально мистериально и мистично, о каком бы жанре ни шла речь. В нем всегда содержится нечто волшебное, странное, непостижимое, необычное, сверхъестественное. О чем бы ни писал романтик, он всегда изображает столкновение человека и бытия как развертывающуюся на его глазах мистерию, содержание которой полно мистического смысла.
Эти представления романтиков дополнены у них одним важным соображением, а именно романтической иронией. Романтики видели, что в реальном мире личность не может осуществить свои идеальные мечты. В значительной мере, по убеждениям романтиков, это зависит от ограниченности человеческого ума, знания и языка, которую они учитывали. В сознании романтиков одновременно жили две противоположные идеи - с одной стороны, они устремлялись к бесконечному, а с другой - осознавали тщетность своих усилий. Романтическая ирония вносила поправку в восприятие романтиками бытия и его художественное изображение. Она позволяла романтику парить над действительностью и не отрываться от нее, сохраняя способность действовать. Романтик постоянно находился между созиданием и уничтожением, бытием и хаосом. Тем самым он избегал всякого одностороннего восприятия жизни - мир не рисовался его воображению только дружески-идеальным или только враждебно-реальным. Это означало, что романтическая ирония вела к свободе романтического духа, освобождая романтика от всякой предвзятости. Бесстрашно иронизировать над бытием и собственной ограниченностью может лишь поистине свободная личность.
Романтизм представляет собой целую эпоху в историческом развитии человечества, подобную таким эпохам, как Возрождение и Просвещение. Идеи романтизма охватили все европейские страны и проникли во все области духовной деятельности человека - философию, экономику, искусство и даже медицину. В более узком смысле романтизм понимается как художественное направление в искусстве, и в частности в литературе. В этом втором значении романтизм - литературное направление, которое поставило в центр художественного изображения, носящего в той или иной степени мистериальный характер, одинокую свободную личность, проникнутую мистическим вечным томлением по бесконечному и не обусловленную ни историческими, ни социальными обстоятельствами, а потому обладающую чертами исключительности и таинственности.
Европейский романтизм возник как изначально противоречивое направление, в котором чувство абсолютной свободы духа, чувство очарования безграничными возможностями личности сочеталось с противоположным ему чувством разочарования в ограниченности и скованности свободы духа внешними (социальными и иными) и внутренними (несовершенство человеческой природы) причинами. В зависимости от того, какое из этих чувств доминировало в творчестве того или иного писателя, романтики тяготели либо к безусловному приятию бытия, либо к настроениям «мировой скорби».
Наконец, в каждой европейской стране романтизм был своеобразен вследствие особенностей национально-исторических условий. По национальному признаку различают романтизм немецкий, английский, французский и т. д.
Общие свойства европейского романтизма целиком относятся и к русскому романтизму, который, однако, обладает и рядом отличий.
Основные течения русского романтизма
Если в европейских странах личная независимость человека стала свершившимся фактом и многие страны освободились или освобождались от феодальных пут, то в России целое сословие - крестьяне - находилось в крепостной зависимости. В России гораздо сильнее, чем в других странах, было влияние патриархально-общинных отношений и связей. В ней дольше были влиятельными просветительские идеи. Поэтому в русском романтизме при его возникновении идеи индивидуализма и настроения «мировой скорби» звучали более ослабленно. Не характерна для него и «романтическая ирония». Все эти черты появятся в русском романтизме позднее - накануне и особенно после подавления восстания декабристов.
Романтизм в России прошел несколько стадий развития:
- . 1810-е гг. - возникновение и формирование психологического течения; ведущие поэты Жуковский и Батюшков;
- . 1820-е гг. - возникновение и формирование гражданского, или социального, течения в поэзии Ф.Н. Глинки, П.А. Катенина, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского; зрелость психологического романтизма, в котором главными фигурами были А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, Н.М. Языков;
- . 1830-е гг. - возникновение философского течения в поэзии Баратынского, поэтов-любомудров, Тютчева, в прозе В.Ф. Одоевского; проникновение романтизма в прозу и широкое его распространение в жанре повести; расцвет романтизма в творчестве Лермонтова и признаки кризиса: засилье эпигонской (подражательной) поэзии, лирика Бенедиктова, «кавказские» («восточные») повести А.А. Бестужева-Марлинского;
- . 1840-е гг. - закат романтизма, его вытеснение с переднего плана литературы; из действующего субъекта литературного процесса романтизм все более превращается в его объект, становясь предметом художественного изображения и анализа.
Деление романтизма на различные течения происходило по следующим критериям:
- . к психологическому течению русского романтизма принадлежат романтики, исповедовавшие идеи самовоспитания и самоусовершенствования личности в качестве наиболее верного пути преображения действительности и человека;
- . к течению гражданского, или социального, романтизма относятся романтики, считавшие, что человек воспитывается прежде всего в социальной, общественной жизни, а, стало быть, он предназначен для гражданской деятельности;
- . к философскому течению русского романтизма причислены романтики, полагавшие, что место человека в мире предопределено свыше, его жребий предначертан на небесах и всецело зависит от общих законов мироздания, а вовсе не от социальных и психологических причин. Между этими течениями нет непроницаемых граней, а различия относительны: поэты разных течений не только полемизируют, но и взаимодействуют друг с другом.
Первоначально романтизм побеждает в поэзии Жуковского и Батюшкова, что было обусловлено:
- . карамзинской реформой литературного языка;
- . скрещением поэтических принципов «сентиментальной» литературы с принципами «легкой поэзии»;
- . дискуссиями по проблемам литературного языка, которые открыли и очистили дорогу романтизму.
Эти отличия нисколько не отменяют тех обстоятельств и фактов, которые роднят русский романтизм с европейским, частью которого он является. Чувство личности, ее свободы, прав, гордости, чести и достоинства ощущались в России не менее остро, чем в европейских странах. Особенно этому способствовал рост национального самосознания, которому придали мощный толчок войны с Наполеоном и Отечественная война 1812 г. Надежды на освобождение крепостных крестьян таяли. Дворянин, хотя и был лично независим, не ощущал себя свободным, находясь под прессом самодержавной власти, готовой в любое время и по любому поводу нарушить его права и пренебречь ими.
В России романтические веяния тоже возникли под влиянием событий Великой французской революции, но окрепли в годы либеральной политики начала царствования Александра I, пришедшего на русский престол после дворцового заговора и убийства в ночь на 11 марта 1801 года его отца - императора Павла I. Эти веяния питал подъем национального и личного самосознания в ходе Отечественной войны 1812 года. Наступившая после победоносной войны реакция, отказ правительства Александра I от либеральных обещаний начала его царствования привели общество к глубокому разочарованию, которое еще более обострилось после краха декабристского движения. Таковы исторические предпосылки русского романтизма, которому были свойственны общие черты, сближавшие его с романтизмом западноевропейским. Русским романтикам тоже присущи обостренное чувство личности, устремленность к «внутреннему миру души человека, сокровенной жизни его сердца» (В. Г. Белинский), повышенная субъективность и эмоциональность авторского стиля, интерес к отечественной истории и национальному характеру.
Вместе с тем русский романтизм имел свои национальные особенности. Прежде всего в отличие от романтизма западноевропейского он сохранил исторический оптимизм и надежду на возможность преодоления противоречий между идеалом и действительностью. В романтизме Байрона, например, русских поэтов привлекал пафос свободолюбия, бунт против несовершенного миропорядка, но им оставались чужды байронический скептицизм, «космический пессимизм», настроения «мировой скорби». Русские романтики не приняли также культ самодовольной, гордой и эгоистически настроенной человеческой личности, противопоставив ему идеальный образ гражданина-патриота или гуманного человека, наделенного чувством христианской любви, жертвенности и сострадания. Романтический индивидуализм западноевропейского героя не нашел на русской почве поддержки, но встретил суровое осуждение.
Эти особенности нашего романтизма были связаны с тем, что русская действительность начала XIX века таила в себе скрытые возможности к радикальному обновлению: на очереди стоял крестьянский вопрос, созревали предпосылки к большим переменам, которые совершились в 60-е годы XIX века. Существенную роль в национальном самоопределении русского романтизма сыграла и тысячелетняя православно-христианская культура с ее тягой к общему согласию и соборному решению всех вопросов, с ее неприятием индивидуализма, с осуждением эгоизма и тщеславия. Поэтому в русском романтизме в отличие от романтизма западноевропейского не произошло решительного разрыва с духом и культурой классицизма, просвещения и сентиментализма.
Карамзинский Филалет, осуждая уныние и скептицизм Мелодора, говорит: «Знаю, что распространение некоторых ложных идей наделало много зла в наше время, но разве просвещение тому виною? Разве науки не служат, напротив того, средством к открытию истины и рассеянию заблуждений, пагубных для нашего спокойствия?… Светильник наук не угаснет на земном шаре… Нет, Всемогущий не лишит нас сего драгоценного утешения добрых, чувствительных, печальных. Просвещение всегда благотворно; просвещение ведет к добродетели, доказывая нам тесный союз частного блага с общим и открывая неиссякаемый источник блаженства в собственной груди нашей; просвещение есть лекарство для испорченного сердца и разума…» Карамзин здесь не только не противопоставляет веру разуму, но говорит об их естественном и вечном союзе: он отстаивает истину просвещающего разума, согретого лучами веры, пронизанного светом высоких нравственных истин. Это тяготение к синтезу романтизма с просветительством способствовало раннему и более легкому преодолению свойственного романтизму двоемирия и переходу русской литературы к реалистическому освоению действительности с диалектическим взаимодействием идеала и реальности, человеческого характера и окружающих его обстоятельств.
Но более или менее отчетливо собственно романтическое течение в русской литературе восторжествовало лишь в 1820-е годы. В первое десятилетие XIX века преобладающее положение в русской поэзии и прозе занимает сентиментализм, ведущий успешную борьбу с отживающим свой век классицизмом и расчищающий путь романтическому движению. Однако исследователи давно обратили внимание, что определять литературный процесс 1800-1810-х годов как историю борьбы сентиментализма с классицизмом можно лишь с большими натяжками, что «специфика этого периода не может быть охарактеризована по аналогии с тем или другим из общеевропейских художественных направлений» (Е. Н. Купреянова). Ясно пока лишь одно: Батюшков и Жуковский, Вяземский и юный Пушкин - все считали себя «карамзинистами».
Карамзин был и оставался признанным главой русского сентиментализма. Но в его творчестве начала XIX века произошли довольно существенные перемены. Сентиментализм на уровне «Бедной Лизы» остался в прошлом и стал уделом эпигонов типа князя П. И. Шаликова. И Карамзин, и его соратники ушли вперед, развивая ту перспективную сторону русского сентиментализма, которая органично связывала его с просветительством на одном полюсе и с романтизмом на другом, которая открывала русскую литературу навстречу насущно необходимым ей в процессе своего становления самым разнообразным западноевропейским влияниям. Сентиментализм карамзинской школы в начале XIX века ярко окрашен предромантическими веяниями. Это течение переходное, емкое, синтезирующее в себе черты классицизма, просветительства, сентиментализма и романтизма. Без обогащения русской духовной культуры западноевропейскими общественными и философскими идеями, эстетическими представлениями и художественными формами дальнейшее развитие и самоопределение новой русской литературы, стремящейся стать «с веком наравне», было невозможно.
На этом пути русская литература столкнулась в начале XIX века с большими препятствиями: необходимо было решить «задачу огромной национально-исторической важности - привести лексический состав русского языка в соответствие с инородными ему западноевропейскими идеями и понятиями, уже освоенными образованной частью общества, сделать их общенациональным достоянием» (Е. Н. Купреянова). Образованная прослойка дворянского общества выражала эти идеи и понятия на французском языке, а для перевода их на русский в отечественном языке не существовало слов адекватного смысла и значения.
В статье «Отчего в России мало авторских талантов» (1802) Карамзин обратил внимание на необходимость обновления не только лексического, но и синтаксического строя русской речи. «Истинных писателей было у нас еще так мало, что они не успели дать нам образцов во многих родах; не успели обогатить слов тонкими идеями; не показали, как надобно выражать приятно некоторые даже обыкновенные мысли». Поэтому «русский кандидат авторства, недовольный книгами, должен закрыть их и слушать вокруг себя разговоры, чтобы совершенно узнать язык. Тут новая беда: в лучших домах говорят у нас более по-французски… Что ж остается делать автору? Выдумывать, сочинять выражения; угадывать лучший выбор слов; давать старым некоторый новый смысл, предлагать их в новой связи, но столь искусно, чтобы обмануть читателей и скрыть от них необыкновенность выражения!» (Курсив мой. - Ю. Л.).
Глубоко реформировал Карамзин сам строй русской литературной речи. Он решительно отказался от тяжелой и несоответствующей духу русского языка немецко-латинской синтаксической конструкции, введенной Ломоносовым. Вместо длинных и неудобопонятных периодов Карамзин стал писать ясными и краткими фразами, используя как образец легкую, изящную и логически стройную французскую прозу. Поэтому суть реформы Карамзина не может быть сведена к сближению «книжных» норм с формами разговорного языка дворянского «света». Карамзин и его сподвижники были заняты творчеством общенационального языка, литературного и разговорного одновременно, языка интеллектуального общения, устного и письменного, отличающегося как от «книжного» стиля, так и от бытового просторечия, дворянского в том числе. Осуществляя эту реформу, «сентименталист» Карамзин, как это ни странно может показаться, ориентировался на языковые нормы не сентиментализма и не романтизма, а французского классицизма, на язык Корнеля и Расина, а также на язык французского Просвещения. И в этом смысле он был гораздо более последовательным «классиком», чем его противник А. С. Шишков. Ориентация на зрелый и обработанный французский язык позволила сторонникам Карамзина Жуковскому и Батюшкову создать в поэзии «школу гармонической точности», усвоение уроков которой помогло Пушкину завершить становление языка новой русской литературы.
А это говорит о том, что ни классицизма, ни сентиментализма, ни романтизма в чистом виде в русской литературе просто не существовало. Это и понятно: она в своем развитии устремлялась к созданию реализма общенационального масштаба и звучания, реализма ренессансного типа. Исследователи литературы эпохи Возрождения давно обратили внимание на то, что искусство писателей и поэтов того времени, как в зерне, содержало все последующие направления в развитии европейской литературы, все элементы будущих литературных течений. Собирая в мощный синтез на национально-русской духовно-нравственной основе разбежавшиеся в западноевропейской литературе течения, русский реализм формально как бы двигался «назад», но фактически устремлялся далеко вперед.
Романтизм.
идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX вв.
После Французской революции вера в силу чистого разума (идеал просветителей, чьи идеи после воспеваемой ими рев-ции не были воплощены) была подорвана, разум отождествляется с прагматизмом, противопоставлением ему становится культ чувств . Идеи носят всеобщий характер - чувства уникальны . Поэтому основным героем романтиков становится человек, наделённый творческим даром (поэт, художник). Он возвышается над реальностью, недостойной художественного воплощения. Главный порыв устремлён внутрь себя , человек - микрокосмос, творец своей собственной вселенной. Он не может построить реальность, зато вполне способен преобразовывать себя. Такой акт приравнивается к процессу мироздания. Внутри человека - вся Вселенная. " Вникни в самого себя, отврати свой взор от всего, что тебя окружает, и направь его внутрь себя", - говорил Фихте, субъективный идеалист, на чью философию опиралась вся романтическая традиция немецкой школы. В целом же, теоретическая концепция оформилась в среде немецких эстетиков и писателей, недовольных исходом революции во Франции и, одновременно, осознающих невозможность повтора её у себя на родине, в разрозненной на множество княжеств полуфеодальной Германии. Август и Фридрих Шлегели изложили основные требования к литературе романтического периода. Шлегелей поддержал Новалис, в 1798г. в журнале "Атенеум", издаваемом Шлегелями, публикуется работа Новалиса "Фрагменты".
В них изложены основные положения романтической эстетики:
природа - удивительное сочетание познаваемого и мистического;
поэзия - часть природы, её высшее творение;
поэт и жрец едины, а поэтическое чувство "имеет много общего с чувством мистического";
предмет искусства - неповторимое, индивидуальное, сокровенное;
Иерархия искусств:
1. музыка 2. поэзия (синтез 1 и 3) 3. Живопись
сказка (" канон поэзии"), роман (" история в свободной форме")
Самоценность личности, её обособление от враждебного ей мира. Герой – одинок.
Каждая личность – микрокосмос. В природе она находит созвучные ей свободу, красоту.
Эмоции, лиризм, экспрессия, экзальтация
Порыв в бесконечность, томление по ней. Стремление к познанию.
Романтическое «Двоемирие», романтическая «Ирония».
Понятие романтизма Основные этапы развития и течения романтизма
Название термина "романтизм" указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа
Романтизмом принято называть направление в искусстве, возникшее в странах Западной Европы в конце XVIII – нач. XIX в.
Название произошло от французского слова "romantisme", которым обозначалось нечто сокровенное, странное, нереальное
Этапы развития романтизма
Передромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в, которые подготовили почву для развития романтизма
рост интереса к средневековой литературе и народному творчеству;
отведение главной роли воображению, фантазии, творчеству;
возникновения понятия \"романтического\", что предшествовало появлению термина \"романтизм\"
Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX в)
Время наполеоновских войн и период Реставрации образовали первую волну романтизма. В Англии это творчество поэтов Байрона, Шелли, Китса, романиста Скотта, в Германии - мастера сатирической прозы Гофмана и блестящего лирика и сатирика Гейне.
универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должно существовать), дать ему художественное выражение;
тесная связь с философией;
тяготение к символам и мифам, как к наиболее адекватным формам художественного выражения;
разлад с действительностью;
резкое противопоставление действительности и идеала => разочарование и негативизм.
Развитые формы (20-40-е гг XIX в)
Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во Франции и после восстания в Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в настоящее время пишут во Франции - Гюго, Санд, Дюма; в Польше - Мицкевич, Словацкий, в Венгрии - Шандор Петефи. Романтизм широко охватывает живопись, музыку, театр.
Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало с этого времени и была представлена романистическими произведениями Купера, По.
Поздний романтизм (после революции 1848 г)
Течения романтизма
Народно-фольклорное (начало XIX в) - течение, ориентировано на фольклор и народнопоэтическое художественное мышление. Сначала оно проявилась в Англии, в "Лирических баллады" Вордсворта. В Германии оно было утверждено Гейдельбергской школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире.
Особенности:
не только собирали народной поэзии и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народно мышления;
их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная насыщенность и мелодичность народной поэзии;
не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей. В народной жизни, сознания, искусстве
\"Байроническое\" (Байрон, Гейне, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов и др.).
Особенности:
сердцевину течения составляла ментально-эмоциональная установка, которую можно определить как "идеализация отрицания";
разочарование и меланхолия, депрессия, "мировая скорбь" - эти негативные эмоции получили абсолютную художественную ценность, стали ведущими лирическими мотивами, которые определяли эмоциональную тональность произведений;
культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслили полноценную человеческую личность;
острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности. Контраст, антитеза - главные элементы художественного произведения
Гротескно-фантастическое которое еще называли \"гофманическим\" по имени ее самого известного представителя.
Основная черта - перенос романтической фантасмагории в сферу повседневной жизни, быта, их своеобразное переплетение, в результате чего убогая современная действительность раскрывала свою неприглядную сущность. К этому течению можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество По, Гоголя.
Утопическое течение получило значительное развитие в литературе 30-40-х годов XIX в, проявляясь в произведениях Гюго, Санд, Гейне и др.
Особенности:
перенос акцента с критики и отрицания на поиски "идеальной правды", на утверждение позитивных тенденций и ценностей жизни;
проповеди оптимистического взгляда на жизнь и его перспективы;
выступление против "индивидуализма современного человека" и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;
Особенности русского романтизма
Главное русло русской литературной революции в первой половине века было таким же, как и на Западе: сентиментализм, романтизм и реализм. Но облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразен, причем это своеобразие определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных элементов, и выдвижением новых - тех, которые западноевропейская литература не знала или почти не знала.
И для развившегося позднее русского романтизма в течение долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями “Бури и натиска” или “готического романа”, но и Просвещения. Последнее особенно осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский, он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки.
Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что в рус-ском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 - 1815), период зрелости (1816 - 1825) и период его послеоктябрьского развития. Это примерная схема, т.к. по крайней мере два из этих периодов (первый и третий) качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского романтизма в Германии.
Начальный период русского романтизма: поэзия Жуковского и Батюш-кова. То обстоятельство, что переданное ими настроение разочарования еще осталось в рамках сентиментального элегизма и не достигло ступени отчуждения, резкой вражды и разрыва с действительностью, позволяет видеть в их творчестве самые первые шаги романтизма. Но несомненна разница - у Жуковского “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло” (Белинский), томительное стремление “туда!”, прелесть воспоминаний и неотчетливых видений - чувства, текучая и неуловимая жизнь сердца, “романтизм средних веков”, как это называли; у Батюшкова - эпикуреизм, радость бытия, упоение чувственности, пластичность и изящная определенность формы - сходство с классической литературой античности.
Следующий период русского романтизма более целен и определен, по-тому что одно лицо выступает как ведущее - Пушкин, в первую очередь как автор “Южных поэм”. Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” (термин В. Жирмунского) главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения.
Единство и цельность же последующей романтической эволюции настолько условны, что проблематично само понятие “период”. В это время (кон. 20-х - 40-е гг.) романтическое движение распадается на множество па-раллельных потоков: философская поэзия любомудров, философская проза В.Ф. Одоевского (цикл “Русские ночи”, 1844), поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, каждая оригинальна по-своему, и Гоголь как автор “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, и Лермонтов. Можно считать, что в лирике, поэмах и драме “Маскарад” Лермонтова русский романтизм достиг высшей точки своего развития. Высота эта определяется предельным развитием романтического конфликта, углублением его диалектики, в частности, сопроникновением противоположных начал (добра и зла), острой постановкой субстанциональ-ных проблем бытия.
Наряду с синхронной периодизацией, которая достаточно условна, распространено и диахронное рассечение романтизма на две ветви: активный и пассивный романтизм, или гражданский и психологический. Это деление также довольно условно в отношении художественных моментов произведения, а не идейных устремлений писателя - например, поэма К.
Рылеева “Войнаровский” не менее психологична, чем лирика Жуковского, хотя творчество Жуковского относят к психологическому романтизму, а Рылеева -к гражданскому.
К началу второго десятилетия романтизм занимает ключевое место в динамике литературных направлений в России, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие. Рискованно сводить это своеобразие к какой-либо черте или даже к сумме черт; перед нами скорее направление процесса, а также его темп, его форсированность - если сравнивать русский романтизм с “романтизмами” европейских литератур.
Хронология русского романтизма:
1. 1801-1815 г. (Жуковский «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа»)
2. 1816-1825 г. – зрелый период, или пушкинский (по Белинскому); (вольно-любивые стихотворения Пушкина + чувства разочарования в творчестве Пушкина)
3. 1826-1842 г. – последекабристский период.
2. Роль ситуации "rendez-vous" в романах и повестях И. С. Тургенева
Рассмотрим три произведения Ивана Сергеевича на основе статьи Черны-шевского «Русский человек на rendez-vous»:
Повесть «Ася»
Налицо русская литературная традиция отображения первого, как правило, для девушек, любовного чувства, которым и проверяются сила, глубина и искренность чувства " русского человека на рандеву".
В " Асе" И.С.Тургенева с беспощадной правдивостью отражено чувство страха героя перед ответственной ситуацией выбора, ведь Ася первая признаётся в любви, назначив герою свидание.
Человек, сердце которого открыто всем высоким чувствам, честность которого непоколебима, мысль которого приняла в себя все, за что наш век называется веком благородных стремлений, делает сцену, какой устыдился бы последний взяточник. Он чувствует самую сильную и чистую симпатию к девушке, которая любит его; он часа не может прожить, не видя этой девушки; его мысль весь день, всю ночь рисует ему ее прекрасный образ. Этот человек приходит на встречу с любимой девушкой и говорит:
Вы меня запутали в неприятности, я вами недоволен, вы компрометируете меня, и я должен прекратить мои отношения к вам; для меня очень неприятно с вами расставаться, но вы извольте отправляться отсюда подальше.
И этот человек, поступающий так подло, выставлялся благородным до сих пор! Он обманул нас, обманул автора. Да, поэт сделал слишком грубую ошибку, вообразив, что рассказывает нам о человеке порядочном. Этот человек дряннее отъявленного негодяя.
Таково было впечатление, произведенное на многих совершенно неожи-данным оборотом их отношений. От многих мы слышали, что повесть вся испорчена этой возмутительной сценой, что характер главного лица не выдержан, что если этот человек таков, каким представляется в первой половине повести, то не мог поступить он с такой пошлой грубостью, а если мог так поступить, то он с самого начала должен был представиться нам совершенно дрянным человеком.
Девушка, жестоко обманутая в своём первом чувстве, оставляет незадачливого героя-любовника навсегда, таков её выбор. И хотя пожилой рассказчик (а эта история именно с ним произошла двадцать лет тому назад) поведал читателю о своём горьком раскаянии, заставившем его после тайного свидания осознать, что он любит эту девушку и готов на ней жениться, почему и направился утром следующего дня к художнику Гагину просить руки его сестры, своих русских знакомых он уже не застал в их доме, и бесплодные попытки узнать путь их следования уже ни к чему не привели. Герой после этой истории, по его словам, " знавал других женщин", но " жгучее, нежное, глубокое чувство",возбуждённое в нём Асей, уже не повторилось. Первое свежее чувство Аси оставило благотворный неизгладимый след в жизни героя, чья духовная жизнь после этой истории коренным образом изменилась. Скучающий богатый молодой человек, каковым он был в свои 25 лет, путешествующий по Европе безо всякой цели, уже переживший до встречи с Асей женскую неверность и разочаровавшийся в любви (и этим в какой-то степени и объясняется, почему он не смог мгновенно перестроить свои состояния), наконец ощутил значение жизни и истинного чувства, его хрупкость и силу его длительного влияния одновременно. И хотя он так более и не встретил женщину своей мечты, остался бессемейным, но сдаётся, что он тогда, впервые в жизни испытав тревогу за человека, не случилось ли с Асей беды после их свидания, обрёл в себе очищающую человеческую способность к искуплению вины, литературный талант и силы, чтобы суметь отразить на бумаге тонкие движения души и причинно-следственные связи человеческих поступков.
Но точно ли ошибся автор в своем герое? Если ошибся, то не в первый раз делает он эту ошибку. Сколько ни было у него рассказов, приводивших к подобному положению, каждый раз его герои выходили из этих положений не иначе, как совершенно сконфузившись перед нами.
Повесть «Фауст»
Герой старается ободрить себя тем, что ни он, ни Вера не имеют друг к другу серьезного чувства; сидеть с ней, мечтать о ней - это его дело, но по
части решительности, даже в словах, он держит себя так, что Вера сама должна сказать ему, что любит его; речь несколько минут шла уже так, что ему следовало непременно сказать это, но он, видите ли, не догадался и не посмел сказать ей этого; а когда женщина, которая должна принимать объяснение, вынуждена, наконец, сама сделать объяснение, он, видите ли, "замер", но почувствовал, что "блаженство волною пробегает по его сердцу", только, впрочем, "по временам", а собственно говоря, он "совершенно потерял голову" - жаль только, что не упал в обморок, да и то было бы, если бы не попалось кстати дерево, к которому можно было прислониться. Едва успел оправиться человек, подходит к нему женщина, которую он любит, которая высказала ему свою любовь, и спрашивает, что он теперь намерен делать? Он... он "смутился". Не удивительно, что после такого поведения любимого человека (иначе, как "поведением", нельзя назвать образ поступков этого господина) у бедной женщины сделалась нервическая горячка; еще натуральнее, что потом он стал плакаться на свою судьбу.
Роман «Рудин»
Рудин вначале держит себя несколько приличнее для мужчины, нежели прежние герои: он так решителен, что сам говорит Наталье о своей любви (хоть говорит не по доброй воле, а потому, что вынужден к этому разговору); он сам просит у ней свидания. Но когда Наталья на этом свидании говорит ему, что выйдет за него, с согласия и без согласия матери, все равно, лишь бы он только любил ее, когда произносит слова: "Знайте же, я буду ваша", Рудин только и находит в ответ восклицание: "О боже!" – восклицание больше конфузное, чем восторженное,- а потом действует так хорошо, то есть до такой степени труслив и вял, что Наталья принуждена сама пригласить его на свидание для решения, что же им делать. Получивши записку, "он видел, что развязка приближается, и втайне смущался духом". Наталья говорит, что мать объявила ей, что скорее согласится видеть дочь мертвой, чем женой Рудина, и вновь спрашивает Рудина, что он теперь намерен делать. Рудин отвечает по-прежнему "боже мой, боже мой" и прибавляет еще наивнее: "так скоро! что я намерен делать? у меня голова кругом идет, я ничего сообразить не могу". Но потом соображает, что следует "покориться". Названный трусом, он начинает упрекать Наталью, потом читать ей лекцию о своей честности и на замечание, что не это должна она услышать теперь от него, отвечает, что он не ожидал такой решительности. Дело кончается тем, что оскорбленная девушка отворачивается от него, едва ли не стыдясь своей любви к трусу.
Поведение русского молодого человека на rendez-vous Чернышевский связывает с их воспитанием. Мы видим несамостоятельность дворянства вследствие излишнего участия крепостных людей или слуг в быту дворян. Это порождает проблему развития воли молодого человека, приводит к его нерешительности в ответственные моменты. Чернышевский уточняет, что подобное поведение присуще не только литературным персонажам И. С. Тургенева, оно встречается и у других писателей, например, Некрасова, а значит, является отражением общества того времени.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ Билет 11
Лекция 1. Русский романтизм
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Лекция 1. Русский романтизм |
Рубрика (тематическая категория) | История |
1. Исторические предпосылки возникновения романтизма
2. Общая характеристика течения
3. Новаторство романтиков
4. Типология русского романтизма
5. Отличие русского романтизма от европейского
Литература
1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии
2. Гуревич А.М. Романтизма в русской литературе. –М., 1980.
4. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе 17-19 вв. –М., 83.
5. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. –М.: Наука, 1976.
6. К истории русского романтизма. –М.: Наука, 1973.
7. Русский романтизм: Учебн. пособ. для студ-ов ун-ов и пед. институтов / Под ред. Н.А.Гуляева. –М.:Высш. шк., 1974.
I . Романтизм как литературное направление сложился в конце 18 – первой четверти 19 века. Романтизм утвердился в жизни под воздействием определенных социально-исторических обстоятельств, проник в сознание людей, охватывая различные сферы: литературу, музыку, живопись, историю, эстетику, мораль.
Возник романтизм в Европе в переходную эпоху постреволюционных изменений (фр.
Размещено на реф.рф
революция 1789), наполеоновских войн, формирования капиталистических отношений. Несмотря на то, что буржуазные преобразования не принесли ожидаемых результатов, начало революции в романтических кругах было встречено восторженно; жила вера в то, что она принесет с собой свободу.
В России возникновение романтизма происходит в других условиях, нежели западноевропейского, и связано с событиями Отечественной войны 1812 года – потрясениями передовых людей того времени, разочарованием их в существующих самодержавно-крепостнических порядках. Передовые взгляды заключались в надежде на благотворность социально-исторических перемен.
II . 1. Романтики пытались освободить личность от порабощения ее социальными и материальными обстоятельствами. Οʜᴎ мечтали об обществе, где первичным будет духовное начало. По этой причине критиковали существующую действительность, либо полностью отрицали ее. Асоциальные тенденции в творчестве романтиков – результат их критического отношения к действительности. Οʜᴎ мечтают о внесоциальном существовании . К тому же, развитие капиталистической формации не оправдало оптимистических надежд романтиков. Появляется тоска по несостоявшемуся идеалу, который был возможен либо в прошлом, либо в потустороннем мире, либо в далеком будущем. Отсюда интерес романтиков к истории и фантастике.
Я – мир собственной души
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - П - прошлое
Ф - фантастика
2. Романтизм раскрепостил душу человека (Шеллинг говорил, что дух человеческий раскован), велик интерес к человеку как личности. Романтики считали, что человек таит в себе массу великих возможностей, которые скрыты и не получают развития.
3. В обращении к истории прослеживается некое двойственное отношение. С одной стороны, романтики были критически настроены по отношению к истории: ее развитие не сопровождалось ростом духовной свободы. Отсюда – культ ʼʼестественного человекаʼʼ, уход в доисторическое прошлое жизни народов, когда действовали законы природы, а не установленные цивилизацией правила (А.С.Пушкин. Народы Кавказа в ʼʼКавказском пленникеʼʼ, цыгане в ʼʼЦыганахʼʼ). Соответственно романтический герой чувствует себя свободно не в светском салоне, а вне общества (в таборе, с индейцами, на лоне природы и т.д.).
С другой стороны, романтики охотно пользовались историческим материалом, но исторический факт не интересовал романтиков. 1) Им интересен был исторический колорит, национальные корни. 2) Использовали исторический материал как форму отрицания феодальной и капиталистической формации, ᴛ.ᴇ. как форму политического бунта. По этой причине исторический факт толковали поэтически, не как историческую действительность, а как предания, сказания.
4. Так как романтической гармонии нет места в становящейся действительности, возникает известный (романтический) конфликт идеала (мечты) и действительности, противопоставление того, что есть, и того, что возможно. Данный конфликт характеризует романтическое двоемирие, ᴛ.ᴇ. ʼʼсознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединенияʼʼ (А.М.Гуревич, с.7). Это одна из самых существенных черт романтизма, определяющая его глубинный пафос.
5. Из отрицания всемогущества разума и действительности рождается романтический герой.
Романтический герой - ϶ᴛᴏ герой, находящийся во враждебном отношении с окружающим обществом. Он одинок в современной ему жизни, считает себя ʼʼчеловеком вне социальной средыʼʼ (Ф.Лессинг). Противостоит культу вещей, служебной карьере, мещанскому существованию, ᴛ.ᴇ. всему бездуховному в обществе. Это человек внебытовой, именно в связи с этим он чаще всего одинок и трагичен. Романтический герой – воплощение бунта против действительности. Это герой, который знал ʼʼодну лишь пламенную страстьʼʼ. На нем лежит черта избранности, выделенности.
Романтический герой бунтует против 1) действительности, которая его не устраивает (английский тип романтизма); 2) бунтует против всего мира, жизни, идеал в потустороннем мире (немецкий тип романтизма).
Необычность героя выражается во всем: в портрете (горящий взгляд, бледное чело, темные волосы); поступках (пленник, скиталец).
Романтический герой показан на фоне необычной природы: море, горы, стихия, леса. Необычные перипетии связаны с самим героем.
6. Презирая толпу (тех, кто живет повседневными заботами), романтики интересовались людьми исключительными, личностями титаническими и могучими. (Отсюда противопоставление гения и толпы).
7. Отходя от реальной действительности, романтики особое место в своем творчестве уделяли экзотическому , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, по их мнению, выходит за пределы реальности. Все далекое во времени и пространстве становится для них синонимом поэтического, следовательно, презираемому ʼʼздесьʼʼ противопоставляется таинственное ʼʼтамʼʼ.
8. Так как в центре внимания писателей-романтиков – человеческая личность, ее духовный мир, то они, как правило, изображают человека в напряженных жизненных ситуациях. Отсюда – острый драматизм и психологизм романтической литературы.
9. Один из принципов романтизма – программность, которая включает в себя определенные лейтмотивы, повторяющиеся на протяжении всего творчества того или иного поэта (к примеру, В.А.Жуковский воспевает дружбу, любовь (элегии, песни), выражает свой эстетический взгляд – элегия ʼʼВечерʼʼ).
10. Романтический культ – культ поэта и поэзии. Раз поэтическое чувство есть средство познания истины, то утверждение поэтического, высокого начала жизни – жизненное призвание поэта. Истинное предназначение искусства, с точки зрения романтиков, служение прекрасному, доброму, истинно человеческому.
11. Двойственность романтического миропонимания (дух и материя, мир реальный и мир ирреальный) обусловили изображение жизни в резких контрастах. Наличие контрастности – одна из характерных черт романтизма.
111 . 1. Романтики обратились к фантастике.
Писателям-романтикам жизнь представлялась таинственной, подлинным царством сверхъестественного. По этой причине самые обыкновенные жизненные явления могли получать фантастическое объяснение. Некоторым казалось, что жизнью управляют неподвластные времени и разуму демонические силы (Гофман, По).
2. Интерес к фольклору.
Впервые с появлением романтизма фольклор стал появляться в светской литературе. Обращались к фольклорным жанрам: сказкам (Ш.Перро, В.А.Жуковский), думам (К.Ф.Рылеев), песням. Многие легенды перелагали в своих произведениях (к примеру, баллады В.А.Жуковского)
3. Интерес к художественному переводу. Задача стояла не в создании точной копии переводимого текста͵ а в выступлении соперником переводимого автора.
4. Ввели в литературный оборот историзм. Как уже было сказано, историзм у романтиков был произвольным, их интересовал исторический колорит, а не сама история. Часто изображали современные характеры на фоне исторического прошлого (Скотт, Гюго, Дюма).
Своеобразие взглядов романтиков на историю (история не была понята как объективный, саморазвивающийся процесс) породило убеждение, что движение жизни можно направлять по желаемому руслу усилиями героических личностей.
5. Распространение романтизма привело к рождению новых и трансформации старых поэтических жанров (элегия, баллада (Жуковский, Катенин), поэма (Байрон, Пушкин), послание, трагедия, исторический роман (Скотт, Гюго, Загоскин) – традиционные для романтиков жанры). Лирика стала жанром, который подчинил себе в системе романтизма все другие, поскольку лирика изображает мир души.
1У. В развитии русского романтизма выделяют несколько этапов. Маймин Е.А. говорит о двух этапах восхождения романтизма. Первый связан с войной 1812 года, которая породила поэзию Жуковского, Пушкина, декабристов.
Вторая волна – после реакции на восстание 1825 ᴦ. Поражение восстания вызвало скепсис и разочарование, отрицание старых ценностей. Поэты стремились уйти от реального мира в мир философских идей. Обусловлено это недостатком социальных и политических идеалов в жизни.
Гуревич указывает на три главных периода развития романтизма
1. 1801 – 1815 годы – период зарождения романтического направления в России (в недрах классицизма и сентиментализма)
2. 1816 – 1825 – время интенсивного развития (становится событием лит. жизни)
3. 1826 –1840 годы – последекабрьский период – романтизм получает самое широкое распространение в русской лит-ре: обретает новые черты, завоевывает новые жанры. Романтические настроения в это время значительно углубляются, и русские романтики окончательно порывают с традициями классицизма и сентиментализма. Испытывают воздействие со стороны нового лит. метода – реализма и сами воздействуют на него. Борьба заканчивается к середине 40-х годов.
Некоторые ученые говорят о следующих этапах (из лекции Г.М.Самойловой):
1. Предромантизм (Ник. Дм. Муравьев)
2. Зарождение романтизма (связано с ʼʼСельским кладбищемʼʼ Жуковского, 1802).
3. Развитие романтизма, 10-е годы. Именно в это время происходит дифференциация романтизма.
4. 20-е годы – расцвет.
5. 30-е годы. Характеризуются появлением реализма, интерес к романтическому методу изображения действительности ослабевает.
6. 40-е годы – спад романтизма. Активное участие в борьбе с романтизмом принял Белинский.
7. 50-е годы – отход от романтизма.
Но полностью никогда не исчезал из литературной жизни. Сохранялся во многих своих чертах в творчестве Фета͵ Тютчева, Полонского, в произведениях символистов.
До сих пор в науке ведется спор по поводу типологической схемы русского романтизма. Традиционно романтиков делят на 2 течения: активных (революционных) и пассивных (созерцательных). Активные – протест против царящего в мире зла и настроения борьбы; пассивные – мысль о господстве в мире каких-то высших сил, недоступных человеческому разуму. Отсюда мысль о крайне важно сти подчиняться судьбе. Общее : едины в своем отрицании существующего общества, расчета͵ пошлости, скуки.
Эта схема носит общий характер, поскольку творчество многих романтиков не укладывается в рамку этой схемы (к примеру, философский романтизм Веневитинова).
Фохт предложил развернутую схему русского романтизма
· отвлеченно-психологическая разновидность (Жуковский, Козлов)
· гедонистическая разновидность (Батюшков)
· гражданская (Пушкин, Рылеев, Одоевский, Кюхельбеккер)
· социальная (Н.Полевой)
· философская (Веневитинов, Баратынский)
· синтетический романтизм (Лермонтов)
· лжеромантизм (Кукольник, Загоскин)
Маймин Е.А. предлагает свою схему:
· Романтизм Жуковского (условно-созерцательный)
· Гражданский, революционный романтизм декабристов
· Романтизм Пушкина – синтетический
· Романтизм Лермонтова – синтез бунтарского, философского, гражданского, ʼʼбайроническогоʼʼ.
Самойлова Г.М. говорит о 5 типах романтизма.
· Элегический (Жуковского)
· Античный (Батюшкова)
· Ренессансный (Пушкина)
· Философский (Веневитинов, Баратынский, Одоевский)
· Революционный (Рылеев, Б.-Марлинский, Кюхельбеккер).
У. 1. Русский романтизм шел в своем развитии по пути все большего сближения с жизнью. Изучая действительность в ее конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Οʜᴎ искали пружины исторического развития в социальных факторах.
2. Русский романтизм отличался от западноевропейского. В монографии А.М.Гуревича (с.11-12) указывается на две отличительные особенности
Во-первых
, меньшая отчетливость, выраженность базовых признаков, свойств романтизма
. (ʼʼРом.идеи, настроения и худ. формы представлены в русск. лит. как бы в смягченном варианте. Для их полного развития еще не было ни подходящей общественно-истор.
Размещено на реф.рф
почвы, ни соответствующих культурных традиций, ни достаточного культурного опыта.)
Во-вторых, более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими лит. направлениями . (Стремительность движения русской лит. обусловила некоторую неотчетливость, размытость границ между возникавшими в ней худ. направлениями. И романтизм тесно соприкасался сначала с классицизмом и сентиментализмом, затем с идущим ему на смену критическим реализмом, был в отдельных случаях трудноотличим от них. В творчестве русских романтиков перекрещивались разнородные лит. традиции, возникали смешанные, переходные формы.)
3. Е.А.Маймин считает, что русский романтизм отличался от европейского по 2 признакам:
1. Отношением к мистике.
2. Ролью индивидуального, личностного начала.
Русские романтики (за небольшим исключением, к примеру, Жуковского) старались избегать мистики. Поскольку считали, что действительное поэтично не одним инстинктом, но и рассудком. К тому же, русский романтизм никогда не противопоставлял себя просвещению, просветительской философии, основанной на абсолютном доверии к разуму.
У русских романтиков заметно ослаблено внимание к индивидуальному, личностному началу, свойственно соборное начало. Не было культа индивидуализма (за некоторым исключением поэзии Лермонтова). Хотя тема индивидуализма звучала, связана была в основном с образом Наполеона.
3. Проблема ʼʼместного колоритаʼʼ трактовалась в русской литературе по-разному. В консервативных журналах (к примеру, ʼʼВестник Европыʼʼ) она рассматривалась во внешне декоративном плане, как воспроизведение быта͵ костюмов времени.
Н.Полевой (издатель ʼʼМосковского телеграфаʼʼ) понимал ʼʼместный колоритʼʼ более широко, включая сюда изображение нравов, страстей, мыслей и чувств народа.
4. Раскрепощение человека в интимной жизни, эротика – появляется впервые также в романтизме. Но в русском романтизме, в отличие от европейского, эротизм никогда не переходил в порнографию. Связано это с русским менталитетом и православной верой.
Лекция 1. Русский романтизм - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 1. Русский романтизм" 2017, 2018.