Минтруд – о независимой оценке квалификации. Направляем работников на независимую оценку квалификации Оценка квалификации оценщиков
Независимая оценка квалификации работников в 2017 году будет проводиться специализированными центрами. Для подтверждения профессиональной компетентности работник должен сдать экзамен, программа которого заранее утверждается экспертами центра оценки, и получить свидетельство о соответствии профстандарту. Все, что нужно знать о процедуре независимой оценки квалификации работников - читайте в нашей статье.
Из статьи вы узнаете:
Независимая оценка квалификации - относительно новое явление в российской кадровой практике. Определение для данной процедуры появилось в трудовом законодательстве РФ параллельно с началом внедрения системы профессиональных стандартов, а сама возможность ее проведения обсуждалась с 2013 года. Независимая оценка квалификации работников в 2017 году применяется как инструмент проверки уровня профессиональной компетентности персонала.
Скачайте документы по теме:
Скачать в.doc
Скачать в.doc
Система независимой оценки квалификации все еще находится в стадии формирования. Тем не менее, уже можно говорить о реальных шагах, предпринятых в этом направлении. Учрежден Национальный совет при президенте РФ для управления системой независимой оценки, создано Национальное агентство развития квалификаций - для методической и экспертно-аналитической поддержки системы. Создаются советы по отдельным видам профессиональной деятельности (их полномочия очерчены приказом Минтруда России №758н от 19.12.2016г.).
Закон о независимой оценке квалификации работников
Отношения, возникающие при проведении процедуры, регулирует Федеральный закон «О независимой оценке квалификации работников» от 03.07.2016г № 238-ФЗ. Параллельно с утверждением закона были приняты поправки в Трудовой кодекс РФ.
Суть поправок сводится к предоставлению всем работникам, проходящим процедуру квалификационной оценки, специальных гарантий со стороны работодателя. Положения Закона № 238-ФЗ применяются к любым категориям работников, помимо государственных служащих и граждан, претендующих на должность государственной службы.
Центры независимой оценки квалификации работников
В 2017 году правом проводить независимую оценку обладают только аккредитованные центры, получившие разрешение НСПК (Национального совета по профессиональной квалификации). Они не относятся к числу образовательных организаций и располагают собственной материальной базой. Прежде, чем заключить договор о предоставлении услуги, убедитесь, что выбранная организация соответствует этим критериям и присутствует в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации. Он ведется Национальным агентством развития квалификаций (НАРК).
3 июля 2016 года Президент России подписал Федеральный закон №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»
ФЗ вступил в силу с 1 января 2017 года и является базовым документом, регулирующим формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.
Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК).
При Национальном совете действуют отраслевые Советы по профессиональным квалификациям, которые наделяются полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (центры оценки квалификации).
Центры оценки квалификации (далее ЦОК) проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты.
ЦОК
– это юридическое лицо, наделенное полномочиями и осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
Независимая оценка квалификации
– процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Соискатель
– работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификации для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Свидетельство о квалификации
– документ государственного образца, подтверждающий успешное прохождение профессионального экзамена в рамках №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сведения о выданных свидетельствах вносятся в единый реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.
Процедура независимой оценки квалификации
Соискатель на основе профстандарта выбирает уровень квалификации для проведения независимой оценки квалификации, направляет пакет документов исходя из требований к данному уровню квалификации, проходит профессиональный экзамен в форме теоретической и практической части, получает свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий уровень квалификации соискателя.
Профессиональный стандарт
- это документ, определяющий характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Цель введения системы профстандартов – повышение качества трудовых ресурсов, рост профессионализма работников и, как результат, повышение конкурентоспособности экономики страны в целом. Профстандарты создаются с привлечением работодателей, т.е. отражают актуальные требования работодателей к подготовке специалистов.
Применение профстандартов организацией означает:
- Приведение в соответствие профстандартам штатного расписания организации трудовых договоров (в части наименования профессии)
- Проверка на соответствие профстандартам персонала организации (в Центрах оценки квалификации)
- По результатам оценки провести меры по обучению (переобучению) персонала, не соответствующего необходимому уровню квалификации
Профстандарты регистрируются в Минюсте России как нормативные правовые акты, т.е. «общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение».
В соответствии с изменениями, внесенными в «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений», ФГОС профессионального образования должны соответствовать профстандартам.
Образовательные организации
согласно ФЗ «О независимой оценке квалификации» не могут быть аттестованы в качестве Центров оценки квалификации. ЦОК и образовательные организации могут сотрудничать в рамках использования материально-технической
базы друг друга, а также обмена опытом между экспертами ЦОК и преподавателями.
Налоговые льготы при прохождении независимой оценки квалификации.
Принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2017), который предоставил определенные налоговые льготы соискателям, проходящим независимую оценку квалификации, и работодателям, направляющим их в центр оценки квалификации.
Сумма платы за прохождение независимой оценки квалификации не облагается НДФЛ (п.21.1 ст.217 НК РФ). Плательщику НДФЛ предоставляется социальный налоговый вычет по этому налогу в сумме, уплаченной в течение налогового периода (календарного года) за прохождение независимой оценки квалификации. Расходы работодателя учитывают в составе затрат при исчислении налога на прибыль организации, с учетом условий, что независимая оценка квалификации работников должна проводиться на основании договора об оказании услуг на проведение такой оценки, и у работодателя должны быть заключены трудовые договоры с работниками, которые направлены в центр оценки квалификации.
Преимущества квалифицированных специалистов:
- документальное подтверждение независимой организацией квалификации и профессионального мастерства специалист;
- персональное преимущество для роста карьеры;
- повышение имиджа, рейтинга и конкурентоспособности специалиста в области предоставляемых услуг;
- обеспечение потребности организаций и частных заказчиков в квалифицированных специалистах;
- уверенность специалистов в собственных возможностях, психологическая комфортность, доверие руководства организации и уважение коллег.
Преимущества для работодателя:
- существенная экономия времени на поиске, отборе и оценке кандидатов на вакантные места;
- оформление на работу только компетентных и мотивированных сотрудников;
- регулярная диагностика компетенций сотрудников согласно содержанию профессиональных стандартов, разрабатываемых ассоциациями работодателей.
В Российской Федерации идет внедрение профессиональных стандартов. В связи с повышением требований к квалификации работников и постоянным обновлением компетенций работников возникает необходимость совершенствования подходов к оценке квалификации.
На официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 03.07.2016 за № 0001201607030025 опубликован Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Закон предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам.
Подтверждать соответствие установленным квалификационным требованиям будут специальные центры оценки квалификаций
Принят закон, регулирующий проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, проведенную центром оценки квалификаций. Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки. Закон не применяется в отношении кандидатов на государственную службу и действующих чиновников.
Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством РФ. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
Оценка квалификации добровольная для граждан, включая работников и работодателей, и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу.
Для прохождения экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа, а также иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации. По итогам экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, в состав которого входят представители соответствующих органов и организаций. По решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне создается совет по профессиональным квалификациям. Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций обеспечивает Национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей и профсоюзов и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
В связи с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 03.07.2016 за № 0001201607030017 опубликован Федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».
Федеральным законом изложена в новой редакции статья 187 «Гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации» и сделаны дополнения в статью 196
Определено, что при направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом работникам, направляемым с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя
Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
С 1 января 2017 года действует Закон «О независимой оценке квалификации». О его содержании и предназначении важно знать кадровику, а также юристу, бухгалтеру и руководителям. Данный закон регламентирует процедуру независимой оценки работника или соискателя на занятие должности на предмет того, соответствует ли квалификация человека той работе, которую он делает или на занятие которой претендует. Важно понимать, что собой представляет эта новая процедура, кого и в каком случае на нее отправлять, обязательно это делать или нет и какие юридические последствия влечет прохождение данной независимой оценки для работодателя и работника. Ответы на эти вопросы в Актуальной теме.
Что собой представляет независимая оценка квалификации работников
Закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ регламентирует проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Что такое независимая оценка квалификации
Это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (в законе для них используется общий термин – «соискатель») профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).
По чьей инициативе она проводится
Несколько вариантов (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ):
- по инициативе соискателя за счет средств соискателя;
- по направлению работодателя за счет средств работодателя;
- по инициативе и за счет средств иных физических и юридических лиц;
- в порядке, установленном трудовым законодательством.
Кто и в какой форме ее проводит
Ее проводят центры оценки квалификаций (юридические лица) в форме профессионального экзамена (п. 8 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).
Кто координирует деятельность центров
Структура органов, обеспечивающих и контролирующих деятельность центров, включает в себя:
- Национальный совет по развитию квалификаций при Президенте РФ;
- Национальное агентство развития квалификаций;
- Советы по профессиональным квалификациям по определенным видам профессиональной деятельности;
- Минтруд РФ.
Какой может быть результат экзамена
2 варианта:
- успешно – тогда выдается свидетельство о квалификации. Оно вносится национальным агентством развития квалификаций в специальный реестр. Доступ к нему является открытым и бесплатным.
- неуспешно – в этом случае выдается заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для соискателя.
Если соискатель не согласен с результатами, он вправе их обжаловать.
Есть ли случаи обязательного прохождения такой оценки
Нет, таких случаев ТК РФ и Законом № 238-ФЗ не предусмотрено. Процедура независимой оценки квалификации целиком добровольная и проводится только с согласия самого соискателя.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» . . Вступил в силу 01.01.2017
Примечание редакции:
в настоящее время в стране действует 11 центров оценки квалификаций, из которых 3 занимаются оценкой квалификации бухгалтеров. Планируется, что к концу 2017 года центров оценки квалификаций будет уже 30.
Кроме данного закона, выпущено уже более десятка нормативных документов, касающихся этой темы. Вся нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации, не сегодняшний день включает в себя следующие документы.
Таблица: «Нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации»
№ п/п |
Федеральные законы |
1 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» |
2 |
Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» |
Указы Президента | |
3 |
Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249 (ред. от 18.12.2016) «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» |
Постановления Правительства | |
4 |
Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» |
5 |
Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р (О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров) |
Приказы Минтруда | |
6 |
Приказ Минтруда РФ от 15.11.2016 № 649н «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре» |
7 |
Приказ Минтруда РФ от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации» |
8 |
Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления» |
9 |
Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» |
10 |
Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации» |
11 |
Приказ Минтруда РФ от 14.12.2016 № 729н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации» |
12 |
Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий» |
13 |
Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» |
Схема: "Система независимой оценки квалификаций"
Правила проведения экзамена по независимой оценке квалификации
Правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена следующие.
1. Оплатить экзамен.
Лицо, за счет средств которого проводится экзамен (соискатель, работодатель или иное лицо) оплачивает услуги по проведению экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг.
2. Подать документы.
В центр оценки квалификаций представляется на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя:
- заявление о проведении экзамена. В нем нужно указать квалификацию, по которой соискатель хочет пройти экзамен и дать согласие на обработку персональных данных;
- копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
- иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.
3. Согласовать время.
Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов согласовывает с соискателем дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о том, как будет проходить экзамен. Если он проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает дату, место и время проведения с работодателем.
4. Пройти экзамен.
Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами (комплекс заданий и критериев оценки) для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.
5. Получить документ.
Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки.
Результаты экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. Центр оценки квалификаций в течение 7 календарных дней направляет протокол в совет по профессиональным квалификациям. Совет в течение 14 календарных дней принимает решение о выдаче соискателю (либо-либо):
- свидетельства о квалификации (если экзамен сдан);
- заключения о прохождении профессионального экзамена (если экзамен не сдан).
В обоих случаях сведения о результате экзамена направляются в «реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации».
Центр оценки квалификаций на основании решения совета выдает соискателю соответствующий документ. Крайний срок его выдачи – 30 календарных дней после завершения экзамена.
Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 22.11.2016
Утверждены:
- образец заявления для проведения независимой оценки квалификации;
- порядок его подачи.
Образец заявления для проведения независимой оценки квалификации
Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 21.11.2016 .
Образец свидетельства о квалификации
Утверждены:
- форма бланка свидетельства о квалификации и приложение к нему;
- технические требования к этому бланку;
- Порядок заполнения бланка и выдачи его дубликата;
- форма заключения о прохождении профессионального экзамена.
Форма бланка свидетельства о квалификации
Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 10.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 30.12.2016 .
Оплату независимой оценки квалификации можно учесть в расходах при ОСН, УСН и ЕСХН
Установлен порядок налогообложения затрат на услуги по независимой оценки квалификации сотрудника.
Порядок зависит от того, кто оплачивает данные услуги: работодатель или работник.
Расходы несет работодатель
В таком случае стоимость услуг учитывается при расчете налога на прибыль, единого налога при УСН (ЕСХН) и не облагается НДФЛ.
Чтобы затраты участвовали в налогообложении, необходимо выполнить определенные условия:
- заключить с центом независимой оценки договор на оказанием услуги по проведению независимой оценки;
- работником должен проработать в компании по трудовому договору не менее 1 года;
- документы по расходам на прохождение оценки необходимо хранить не менее 4-ех лет.
Расходы несет работник
Если независимую оценку квалификации оплачивает сам работник, то ему положен в уплаченной сумме (максимальный размер такого вычета составляет 120 тыс. рублей в год, с учетом вычетов на лечение, обучение и др.).
Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 04.07.2016 .
Примечание редакции:
что касается стоимости независимой оценки, то она варьируется в зависимости от квалификации, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Например, экзамен по квалификациям «Главный » и «Бухгалтер» в любом центре оценки составляет 19 тыс. рублей .
Когда независимая оценка квалификации может понадобиться работодателю и работнику
Независимая оценке квалификация – дело добровольное. Поэтому возникает логичный вопрос: кому и для чего она может понадобиться? В чем ее ценность? Попробуем ответить на эти вопросы с точки зрения работника и работодателя, смоделировав различные ситуации.
Работодателю
В ходе независимой оценки квалификации человек оценивается на предмет того, соответствует ли он требованиям профстандарта. В связи с этим уместно вспомнить, что некоторые из профстандартов обязательны для применения некоторыми организациями. Например, профстандарт «бухгалтер» обязателен для главных бухгалтеров ПАО. Поэтому такое общество может взять человека на эту должность при условии, что он соответствует профстандарту. В противном случае компанию могут штрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Определить, соответствует претендент этому стандарту или нет, компания может и сама. Но может обратиться для этого в центр оценки квалификаций и получить свидетельство о квалификации претендента на должность. Тогда она будет точно уверена, что новый главбух нанят на законных основаниях. В данной ситуации, памятуя о штрафе, это важно.
Эти же мотивы могут двигать фирмой и при найме остальных сотрудников. С тем лишь отличием, что если компания решит не прибегать к независимой оценке и оценить кандидата самостоятельно, ответственность за принятие этого решения она будет нести самостоятельно, штрафовать ее за это никто не будет.
На вопрос же о том, можно ли использовать результаты независимой оценки квалификации в качестве повода для расставания с некомпетентным сотрудником, ответ отрицательный. Трудовой кодекс этого не предусматривает. Для данных целей в нем была и остается оговоренной иная процедура – аттестация (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), которую проводит аттестационная комиссия, создаваемая внутри компании. Поэтому негативные результаты независимой оценки квалификации (когда выдается «заключение», а не «свидетельство»), проведенной одним из центров оценки квалификации, поводом для увольнения быть не могут.
Работнику
Потенциальный работник
Он может быть заинтересован в независимой оценке квалификации, если хочет предупредить сомнения потенциального работодателя в своей способности выполнять определенную работу. Например, это может быть девушка, которая последние несколько лет не работала, поскольку сначала находилась в декретном отпуске, потом еще несколько пребывала в статусе домохозяйки, а затем решила снова устроиться на работу. В таком случае, невзирая на наличие у нее диплома об образовании и опыта работы, работодатели наверняка будут сомневаться в ее компетенции на сегодняшний день. Тогда полученное свидетельство о квалификации как раз может выручить.
Или другой пример – человек после учебы трудился только в качестве фрилансера, причем неофициально. И если уровень образования он еще может подтвердить документально, то в отношении имеющегося опыта с этим трудности. В таком случае свидетельство о квалификации также способно убедить представителей кадровой службы работодателя, что этот человек способен выполнять ту работу, на которую он претендует.
Действующий работник
Для настоящих сотрудников свидетельство о квалификации может помочь для продвижения в профессии и повышения шансов роста заработной платы. Возможно, свидетельство поможет получить допуск работодателя к определенным видам работ, конкурсам, участию в контрактах и т.д.
Кроме того, независимая оценка квалификации может потребоваться, в преддверии увольнения. Например, когда компания планирует расстаться с сотрудником в связи с сокращением штата или по причине его несоответствия занимаемой должности.
Что касается сокращения штата, то если компания прибегнет к этой процедуре, приоритетное право остаться на работе получат те, кто наиболее квалифицирован (ст. 179 ТК РФ). Вот здесь и может пригодиться свидетельство о квалификации. Правда, нужно понимать, что сама по себе эта бумага не даст никаких гарантий от увольнения. Организация вправе сама решать, кто из работников, по ее мнению, более квалифицирован. Ведь критериями квалификации работника являются уровень образования и опыт практической работы. Исходя из них, работодатель имеет право самостоятельно решать, кого оставить (Определение КС РФ от 18.12.2007 № 867-О-О). Тем не менее, свидетельство о квалификации может быть принято во внимание.
Что касается такого основания для увольнения, как несоответствие занимаемой должности, то, как уже было сказано выше, ТК РФ требует подтвердить недостаточную квалификацию работника результатами аттестации, а не независимой оценки квалификации. Это разные процедуры. Поэтому, имея на руках свидетельство о квалификации, на него можно ссылаться перед работодателем, но считать этот документ защитой от увольнения все же нельзя.
Статья Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журналов «Время Бухгалтера, «Время Юриста»
«Кому и когда может понадобиться независимая оценка квалификации»