К участникам политических событий не относится. Субъекты политики. Участия политической жизни общества
Участие в политической жизни является непосредственным показателем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека.
Как уже говорилось, отдельный индивид способен выполнять функции профессионального политика; лица, действующего в рамках групповых интересов и вместе с тем осуществляющего автономную линию поведения независимо от потребностей той или иной общности. Об особенностях осуществления индивидом элитарных и лидерских функций речь пойдет далее, а сейчас остановимся на характеристике политического участия рядового гражданина.
Известный американский политолог Дж. Нагель определяет политическое участие как действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности.* В этом смысле участие в политике понимается в качестве одного из средств, используемых человеком для достижения своих собственных, индивидуально осознанных целей. Причем данная форма реализации личных потребностей формируется в процессе взаимодействия индивида с правительством, органами власти, другими политическими институтами и силами.
Благодаря такому инструментальному отношению к политике, индивидуальное «участие» характеризует только конкретные формы практических действий человека, независимо от их мотивации или условий осуществления. Иными словами, к «участию» относятся только реально совершаемые в политике действия индивида. Осуществляя такие действия, индивид переступает через порог того умозрительного отношения к политическим событиям, которое выражается в эмоциях, оценках, суждениях и иных сугубо идеальных реакциях. В этом смысле политическое участие предстает как качественно иной, практический уровень включенности индивида в политическую жизнь, заставляющий его совершать там конкретные поступки.
В то же время некоторые формы пассивного отношения индивида к политическим процессам, в частности абсентеизм (неучастие в выборах), неоднозначно, расцениваются политологами. Одни из них, как, например, Р. Хиггинс, называя «политическую инерцию» и пассивность граждан (наряду с перенаселением, голодом, нехваткой ресурсов и некоторыми другими явлениями) «основным врагом» человечества, исключают ее из политического участия. Другие (С. Верба, Л. Пай), в силу массовости такого рода фактов, напротив, расценивают их как одну из форм деятельного отношения индивидов к политике.
Среди практических действий людей политическим участием могут быть признаны только их целенаправленные поступки, т.е. те действия, которые специально и сознательно проектируются и осуществляются ими в политическом пространстве. Иначе говоря, к поли-тическому участию относятся лишь собственно политические действия, а не поступки, которые могут вызывать политические последствия. Например, сознательно спланированный приход на митинг может быть квалифицирован как политическое участие индивида, а его случайное появление там – не может. Или если гражданин специально сообщает управленческую информацию должностному лицу, то это может рассматриваться как форма его политического участия; если же эти сведения он передаст в центр принятия решений косвенным образом, например, в ходе случайного разговора с ответственными лицами, то в таком случае их беседа не может быть отнесена к формам политического участия данного гражданина.
Практические и целенаправленные формы политического участия характеризуются масштабностью и интенсивностью. Например, индивид может участвовать в решении местных или общефедеральных вопросов, заниматься постоянной активной деятельностью по организации избирательных кампаний, а может изредка принимать участие в выборах – и все это будут разные по значимости и интенсивности формы его политического участия.
Непосредственно характеризуя поступки индивида, политическое участие дает косвенную аттестацию и самой политической системе, т.е. той внешней среде, которая сопутствует или препятствует политическим действиям граждан. Так, в одних политических системах индивид имеет возможность практически реагировать на затрагивающие его поступки властей, предпринимать те или иные действия в качестве реакции на сложившуюся в стране (регионе) ситуацию, а в других то же стремление действовать натыкается на жесткость и неприспособленность политических структур к такого рода желаниям индивидов. Например, во многих демократических странах широко распространены судебные процессы, в которых рядовые граждане оспаривают действия правящих структур. В то же время в тоталитарных и деспотических государствах невозможны не только индивидуальные, но и групповые формы политического участия человека (в виде деятельности партий, общественно-политических движений и т.д.). Так что разнообразие форм политического участия неизменно определяется наличием условий и разветвленностью структур, способных воспринимать индивидуальные запросы граждан к власти.
Политическое участие - это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Объем возможного участия определяется политическими правами, реализация которых разделяет граждан на две группы. К первой относится политическая элита, все те, для кого политика является основным занятием, профессиональной деятельностью. Вторую группу составляют рядо вые граждане. Проявляя активность, они, как правило, добровольно включаются в политическую жизнь, оказывая влияние на государственную власть. Некоторые ученые рассматривают политическое участие как действия в политике граждан обеих групп. Другие связывают политическое участие только с действиями рядовых граждан, отмечая при этом подвижность и условность грани между двумя группами.
Вероятно, немногие из вас станут профессиональными политиками, поэтому главное внимание уделим политическому участию рядовых граждан. Подчеркнем, что оно бывает прямым (непосредственным) и представительным (опосредованным). Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, посещение митингов, пикетирование, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях и пр. Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей (от партий, движений, заинтересованных групп), которым передаются полномочия для принятия решений. Например, выступить на слушаниях парламентской комиссии, вести переговоры с представителями властных структур, наладить с ними неофициальные контакты. Обозначенные действия называются видами (или формами) политического участия. Им соответствуют определенные политические роли: избирателя, члена партии, инициатора петиции и пр. К этому вопросу мы вернемся позже, а сейчас подчеркнем, что политическое участие - это, во-первых, всегда конкретное действие. Во-вторых, участие преимущественно осуществляется добровольно. Это не обязанность, какой является уплата налогов или служба в армии. В-третьих, участие является действительным, а не фиктивным. Оно предполагает наличие реального выбора, альтернативы.
Свободное и добровольное политическое участие граждан, преследующих свои личные или групповые интересы, называется автономным участием. Его противоположностью является участие мобилизованное, имеющее принудительный
характер. Например, в СССР под угрозой каких-либо санкций граждане были обязаны участвовать в праздничных демонстрациях, чтобы показать всенародное единство и одобрение проводимой политической линии. Мобилизованное участие доминирует в тоталитарных и авторитарных политических режимах, а автономное - в режимах демократических. «Только в условиях демократии, - подчеркивает современный американский политолог С. Верба, - политическое участие становится действенным механизмом, при помощи которого гражданин передает информацию о своих интересах, предпочтениях, потребностях и оказывает давление на тех, кому данная информация адресована». Так, граждане, возмущенные несправедливостью того или иного решения, требуют его пересмотра. Они обращаются с петициями, письмами, заявлениями в соответствующие инстанции, на радио, телевидение, в редакции газет и журналов. Иногда предпринимают и различные акции протеста: забастовки, митинги и пр. Проблема приобретает общественный резонанс и вынуждает власть изменить или скорректировать свое решение.
Вы, наверное, не раз убеждались в том, что, располагая равными правовыми возможностями, люди по-разному вовлекаются в политику. В зависимости от степени участия в ней ученые выделяют пять типов личности.
Личность активиста. Для нее характерна высокая по
литическая активность, постоянный интерес к политичес
ким проблемам и информированность о них. Это может быть
член политической партии, участник движения, по своей
воле включенный в политическую деятельность. К активис
там относятся также многие профессиональные политики и
лидеры политических партий.
Личность, принимающая эпизодическое участие в по
литике. Она проявляет интерес к политике, хорошо инфор
мирована, но в силу определенных личных обстоятельств
(отсутствие свободного времени, болезнь и пр.) участвует
лишь в выборах и отдельных политических акциях.
Личность политического наблюдателя с различным
уровнем компетентности, не всегда проявляющая интерес к
политике и лично не участвующая в ней.
Пассивная личность с нейтральным, безразличным от
ношением к политике.
Аполитичная или отчужденная личность с негативным
отношением к своему участию в политике, не интересую
щаяся ею и мало что о ней знающая. Такая личность, ко
нечно же, не является субъектом политики.
Приведенная типология убеждает в том, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность.
Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причем влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия. Интерес к политике во многом связан с удовлетворением потребностей человека, которые выступают в качестве мотивов политического участия. Потребности, как вы знаете, образуют иерархию. Низшими считаются социально-экономические (материальные) потребности. Затем следуют потребности в безопасности (правовой защите), социальной и политической идентичности (отождествлении себя с определенной социальной группой, партией, движением). Высшими же потребностями считаются стремление к самоутверждению (повышению своего социального статуса) и самореализации (реализации в политической сфере своих творческих способностей и ценностных ориентации). По мере удовлетворения низших потребностей действия человека начинают определять высшие потребности. В обществе, в котором не удовлетворены самые первичные потребности человека, политическое участие будет определяться отнюдь не стремлением к творческой самореализации, а неудовлетворенными социально-экономическими потребностями и потребностью в правовой защищенности. Не случайно включение в политику большинства российских граждан происходит под лозунгами повышения жизненного уровня, социальной защиты, борьбы с преступностью.
Мы рассмотрели некоторые факторы, положительно влияющие на политическую активность граждан. Каковы же причины абсентеизма - уклонения от участия в политике? Избегают политики, как правило, люди с низким уровнем образования, не уверенные в себе и своих возможностях. Но абсентеистом может стать и хорошо образованный человек, разочарованный в своем политическом участии из-за отсутствия желаемых результатов. Уклонение от политики нередко обусловлено распадом групповых ценностей или утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе. В этих случаях человек лишается «маяков», которые позволяли ему ориентироваться в «политическом море». Какими бы причинами ни был вызван абсентеизм, на практике он может принести ущерб обществу и самому человеку.
Следует отметить, что степень активности и эффективность политического участия во многом зависят от политической культуры.
Тема 7. Политическая деятельность
как важнейший элемент политики.
- Понятие политической
деятельности. Виды политической деятельности.
Многообразие политических интересов.
Политические решения как результат политической деятельности.
- 1.
Понятие политической
деятельности. Виды
политической деятельности.
Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство. При рассмотрении политики как деятельности есть все основания признать ее и наукой, и искусством управления (государством, людьми), выстраивания отношений и реализации интересов, а также завоевания, удержания, использования политической власти.
Отсюда следует, что политическая деятельность, составляет основное содержание политической сферы жизни. Определить содержание понятия политической деятельности - это означает дать существенное определение политики.
Политическая деятельность - это вид активности, направлений на изменение или сохранение существующих политических отношений. В основе своей политическая деятельность - это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть - управление людьми, человеческими сообществами.
Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направления деятельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные виды деятельности: скажем, непосредственное выполнение людьми политических функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и опосредствованное участие, связанное с делегированием полномочий тем или иным институтам; профессиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и исполнительская деятельность, направленная на укрепление данной политической системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм) и т. д.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности.
Субъектами политики являются, во-первых, большие социальные общности, к которым относятся социальные группы и слои, классы, нации, сословия и т. п.; во-вторых, политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения); в-третьих, политические элиты - сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть; в-четвертых, личности, и в первую очередь политические лидеры.
В современной России наиболее влиятельными субъектами политической деятельности выступают политические партии и движения (особенно в лице своих лидеров), всевозможные властные структуры и органы, общественные объединения, население (в моменты референдумов и предвыборных кампаний).
Объектом политики является предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение. Чаще всего как объектом, так и субъектом политической деятельности являются люди, то есть участники политической деятельности. В политической деятельности объектно-субъектная взаимосвязь представляет собой органическое единство: ведь человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения также выступают одновременно и как объекты политической деятельности, и как ее субъекты. Кроме того, объектами политической деятельности могут быть общественные явления, процессы, ситуации, факты. Из рассмотрения объектов политической деятельности можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.
Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна - с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.
Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Установка: цель оправдывает средства - характерна для диктаторских режимов и их политических носителей. Требования же соответствия средств демократическим, гуманным целям политики - норма подлинно народных сил и выражающих их интересы политических структур. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.
Существенный признак политической деятельности - ее рациональность. Рациональные - это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Рациональность в политике специфична: включает идеологию. Идеологический компонент пронизывает всякое политическое действие, коль скоро оно ориентировано на определенные ценности и интересы. Более того, является критериальным признаком его направленности.
Рациональный момент, безусловно, является решающим в субъективном смысловом содержании политического действия, выражая отношение субъекта к институтам власти. Тем не менее политическое действие не исчерпывается рациональностью. В нем остается место для иррационального как отклонения от целенаправленности. Иррациональные - это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют.
Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция - примеры таких действий.
В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.
Политическая деятельность дифференцируется на теоретическую и практическую. Являясь относительно самостоятельными, они взаимообусловлены. Политическая теория приобретает действенность и эффективность тогда, когда опирается на практический опыт и совпадает с потребностями и интересами тех групп, которые представляет субъект политики.
Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого несомненно весьма велико, но смысл которого заключается как раз в неприятии и отрицании политики. Им является политическое отчуждение.
Политическое отчуждение - состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью - как дело крайне нежелательное. Здесь устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.д. Для правящих групп политическое отчуждение выражается в превращении государственной службы в сферу обслуживания только частных, узкогрупповых интересов, власть узурпируется отдельными людьми, подменяется борьбой клик, представляющих корпоративные интересы. Служение интересам социальной целостности превращается в средство поддержания только индивидуальной жизни. Ярким проявлением политического отчуждения служит феномен бюрократизма.
Следующий вид политической деятельности – это политическая пассивность.
Политическая пассивность - вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее жизненным интересам. Средством формирования конформистских политических установок служит специфическая техника воздействия на сознание и поведение людей - манипулирование, предполагающее «превращение людей в управляемые объекты, деформацию их внутреннего мира, мыслей, чувств и поступков и тем самым разрушение их личностей путем влияний, которые искажают представления о действительных интересах и потребностях и незаметно, при кажущемся сохранении свободы воли, подчиняют людей воле, им чуждой» . Система манипуляции ориентируется прежде всего на подсознательную сферу психики людей, а ее методы и средства в современных обществах становятся все более изощренными, активно используют достижения психологии и социологии.
Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.
Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на решение которых она направлена, состава участников.
В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:
- рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;
- объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;
- растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;
- все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.
Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда политический субъект осуществляет четкий выбор тенденции
действия - это политическая, позиция.
Зрелая форма политической активности - это политическое движение, т. е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или его
сознательную защиту.
Таким образом, понятие «политическая деятельность» отражает все многообразие действий людей в сфере политики, а понятие «политическая активность» - ведущую творческую, преобразовательную форму политической деятельности, выражает сущность политики - реализацию социальной группой своих собственных интересов. Политическое участие - это характеристика степени вовлеченности субъекта в политически активное действие, а понятие «политическое поведение» позволяет раскрыть механизм, структуру политической деятельности.
2. Многообразие политических интересов.
Понятие
“интерес” (лат. Interest – иметь значение)
активно используется в различных отраслях
научного знания. При этом исходное понимание
термина везде восходит к толкованию в
словарях Даля, Ожегова, Ушакова – “интерес”
как значение, важность дела; внимание,
возбуждаемое к кому-нибудь значительному,
важному, полезному или кажущемуся таковым.
В философско-политологическом ключе
интерес понимается как причина действий
индивидов, социальных общностей, причина,
определяющая их социальное поведение.
Таким
образом, интерес, это отношение (осознанное
и заинтересованное) субъекта к объекту,
который является средством удовлетворения
той или иной потребности индивида или
социальной общности. При этом всегда
происходит соотнесение потребностей,
объектов, служащих средством их удовлетворения,
социальных условий жизнедеятельности
субъекта (социальная Среда) и способов
удовлетворения тех или иных потребностей.
В
зависимости от сферы действия и
социального носителя интересы разделяются
на экономические, политические, культурные,
нравственные, эстетические, религиозные,
военные, политические.
Интересы
часто называют движущей силой, «мотором»
деятельности людей. В полной мере это
относится и к интересам политическим.
Политический
интерес – это избирательное
отношение институциональных и
социальных субъектов политики к общественно-
политическим процессам, событиям и явлениям,
реальная причина их политической активности,
основанная на вполне определенных мировоззренческих
принципах, убеждениях и установках. Иначе
говоря, это тот внутренний осознанный
источник политического поведения, который
побуждает субъекты политики к постановке
определенных политических целей и осуществлению
конкретных политических действий по
их достижению.
Исходя
из специфики природы политических
потребностей и политического интереса
последний представляет собой по своей
сути субъективное выражение объективно
существующих политических отношений
с точки зрения реализации субъектами
политики своих социальных целей. Объектом
политического интереса являются: власть
и властные отношения в обществе; механизмы
и способы осуществления политической
власти; политическая деятельность партий,
общественно-политических движений, общественных
организаций и лоббистских групп; политическая
элита и отдельные представители на общегосударственном,
региональном и местном уровнях.
Предметом
политического интереса выступает
вся совокупность политических процессов,
явлений и событий. Они воспринимаются
и оцениваются субъектами политики
с точки зрения полезности и возможности
использования для достижения своих
целей.
Содержанием
политических интересов является вся
совокупность тех объектов, целей
и задач политической деятельности,
которые овладевают сознанием субъекта
действия (отдельных лиц, социальных
групп, партий и иных политических сил).
Политические
интересы, в силу своего многообразия,
представляют собой сложное системное
образование. Классифицировать их можно
по различным основаниям. Например:
а)
по степени общности (личные, групповые,
классовые, общественные);
б)
по степени осознанности (стихийные
или осознанные);
в)по
своей направленности (внутриполитические,
внешнеполитические);
г)
по характеру субъекта интересов (национальные,
государственные, партийные, классовые
и т.д.);
д)
по возможности их осуществления (выполнимые
и мнимые);
е)
по отношению к объективной тенденции
общественного развития (прогрессивные,
реакционные, консервативные).
В
отличие от других социальных интересов
политические интересы имеют ряд
характерных особенностей, которые
определяют их качественную специфику.
Во-первых,
политический интерес коренится в материальных
отношениях общества, но при этом играет
активную роль по отношению к нему. Это
связано с тем, что в экономических отношениях
в каждый исторический момент потенциально
заключено несколько тенденций развития,
но далеко не каждая их них может реализоваться.
Реализация той или иной тенденции есть
вопрос политического выбора, в котором
решающую роль играют политические интересы
тех или иных общественных сил, социальных
групп и слоев.
Во-вторых,
политический интерес есть проявление
властного отношения, он теснейшим образом
связан с механизмом и со способами осуществления
власти в обществе.
В-третьих,
политический интерес обладает относительной
самостоятельностью. Сложности и
перипетии взаимодействия интересов
разных социальных групп с совокупным
общественным интересом – интересом социальной
целостности, создают возможность самостоятельной
формы существования политического интереса,
воплощающегося в этом случае в образе
надклассового, “внеполитического” государства.
В-четвертых,
противоречивая природа политического
интереса порождает разнообразные
состояния, типы, в которых он предстает
в общей системе политических
отношений. Все многообразие типов
и модификаций политических интересов
имеет общий источник – соотношение
интересов классов, социальных групп и
слоев с интересами общества в целом. Отход
от него вызывает формирование иллюзорных
форм, теряющих атрибутивные свойства
политических интересов. Такой иллюзорной
формой может служить, например, бюрократический
интерес. Это иллюзорно всеобщий, то есть,
собственно, не политический, а частный
интерес эгоистической социальной группы,
который ее представителями сознательно
выдается за всеобщий, но не является таковым.
Более того, в силу неизбежной ориентации
бюрократии на формирование специфического
корпоративного – интереса, она играет
сдерживающую роль по отношению к политической
активности масс.
В-пятых,
содержание политического интереса
формируется главным образом
в результате взаимодействия интересов
социальных групп в зависимости от их
зрелости, политической активности, веса
в обществе. Однако совпадение политических
интересов социальных групп и политических
интересов общества, наступает лишь в
определенный момент развития и целого
– общества, и его интегральной части
– социальной группы. Могут существовать
ситуации, когда интересы социальной группы
(класса) еще не созрели до выражения интересов
целого, и ситуации, когда по времени уже
упущены возможности для совпадения этих
двух видов интересов, когда класс все
менее способен строить свою деятельность
с учетом интересов целого. Политическая
деятельность такого класса вызывает
нарастающую дезорганизацию социальной
системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению
все новых противоречий, нарастанию социальных
антагонизмов. Совпадение политических
интересов социальной группы с интересами
общества дает импульс интенсивному развитию,
поскольку их деятельность не расходится
в главном, определяющем с магистральным
направлением общественного развития.
Такими качествами обладают прогрессивные
классы в эпоху социальных революций (например,
буржуазных).
В-шестых,
политические интересы отдельных классов,
социальных групп и слоев могут
не совпадать с политическим государственным
интересом: осуществляя совокупный
политический интерес, государство может
ущемлять частные политический интересы.
Конкретным выражением такого положения
в обществе может служить осуществление
советским государством политических
мероприятий после революции 1917 года.
В-седьмых,
в многонациональном обществе политический
интерес имеет национальную окраску, поскольку
нации – субъекты политики, а национальные
отношения – элемент отношений политических.
И в этом отношении негативные процессы:
национальная рознь, сепаратистские тенденции,
элементы гражданской войны на почве национальных
противоречий и конфликтов, имеющие место
сегодня, являются выражением политических
интересов различных классов, социальных
групп и слоев внутри Российской Федерации.
Какова
роль политических интересов в общей
системе политических отношений в обществе?
Во-первых,
в политических интересах находят
наиболее обобщенное выражение актуальные
политические потребности представителей
тех или иных социальных общностей,
вследствие чего сами интересы всегда
направлены на сохранение или изменение
политического положения той или иной
группы в обществе, служат реальными причинами
их политического поведения.
Во-вторых,
политические интересы определяют направленность
политической деятельности, отражают
взаимосвязь общего (общегосударственного
интереса), частного (интереса класса,
социальной группы, личности).
В-третьих,
политические интересы выражают уровень
развития политической деятельности,
степень отражения в ней важнейших
социальных потребностей. Если, например,
экономика – важнейшее основание
политической деятельности и политической
активности, то качественные изменения
в экономике, ее структуре служат наиболее
важным итогом, показателем успешности
политической деятельности.
В-четвертых,
в политических интересах отражается
отношение членов общества к политической
власти, политической системе в целом.
Отсутствие согласованности между политическими
интересами различных социальных групп,
слоев и интересами представителей властных
институтов, может привести не только
к формированию и обострению политических
противоречий, но и созданию такой ситуации,
при которой противоречия могут перерасти
в политический конфликт.
В-пятых,
политические интересы являются базой
для формирования политических взглядов,
политических общественных настроений,
идеологических позиций, на основе которых
осуществляется выбор политических приоритетов,
учитывающих потребности социальных групп
и слоев общества.
Таким
образом, в сознательной регуляции
социальных процессов, при выборе и
обеспечении приоритетов общих
интересов перед частными, политическому
интересу принадлежит важное значение.
- Политическое
решение как результат
политической деятельности.
Политическое решение – это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.
Политическое решение – это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.
Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества – явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую – антагонистических.
Политические решение – это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данная сторона политического решения напрямую связана с такими условиями его принятия как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но вместе с тем – выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант.
Политическое решение есть еще и волевое усилие того, кто принимает решение. Достичь намеченного результата – это значит учесть возможное противодействие других участников политических событий, следовательно, предусмотреть затрату значительных волевых усилий по его реализации.
Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.
Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов, которые могут привести к положительному результату. Традиционные шаги следующие: осознание существующей политической реальности; определение политического интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. Д. В зависимости от политической организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.
Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его результатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все общество.
и т.д.................
Это дело каждого или удел избранных? Может ли общество существовать без власти?
ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:
Деятельность, виды деятельности.
Политика - это особая сфера человеческой деятельности. Изучая историю, вы, вероятно, заметили, что когда говорят о политике, то всегда имеют в виду связь этого понятия с властью, государством, управлением делами общества. Иными словами, в сферу политики входят и политические организации (правительство, парламент, партии и т.п.); и задачи, которые разные социальные группы стремятся решить, используя власть; и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество и включает меры для сохранения стабильности в обществе и реформы.
ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Наука предлагает различные определения политики. Приведем два из них:
1. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью укрепления политической власти или ее завоевания специфическими методами.
2. Политика является особой разновидностью деятельности, связанным с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
Вдумайтесь в эти определения, сравните их. В них вы сможете увидеть, во-первых, деятельностный характер политики; во-вторых, особую роль в этой деятельности больших социальных групп; в-третьих, связь их деятельности с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, то есть такое влияние на общество, на те или иные стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и влияние политических партий на ход общественных процессов и принятия государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связанные с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой - выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть как сотрудничество, союз, взаимная поддержка, так и противостояние, конфликт, борьба.
В результате взаимодействия участников политической жизни, выполнения политических и решений развивается политический процесс, то есть цепь политических событий и состояний, которые меняются со временем. На смену одному политическому строю приходит другой, вместо правительства, ушедшего в отставку, приходит новый, проводятся реформы и контрреформы, вступают в силу и ослабевают народные движения, идут с политической арены одни политические партии и рождаются другие, состояние политической стабильности меняется усилением напряженности в обществе, возникают новые политические ситуации, каждая из которых своеобразна, неповторима. Все эти явления не замкнуты лишь в собственно политической сфере, они влияют на экономику, социальную жизнь, культуру, на все общество.
СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ
Вы помните, что в любой деятельности различаются субъект и объект.
Субъекты политики - это, во-первых, большие социальные сообщества, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т. Например, накануне революции XVIII в. во Франции в политическую деятельность активно включился "третье сословие" (вспомните, какие социальные группы в него входили). А в середине XX в. на политическую жизнь Франции заметное влияние оказала борьба студенчества.
Во-вторых, субъекты политической деятельности - это разные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Вспомним: в курсе истории рассматривается политика разных стран. Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; обеспечивает в классовом обществе подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества. Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. ей характерные признаки: наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующие функции власти; наличие слои людей, профессионально занимающихся управлением; территория, на которую распространяется власть этого государства; суверенитет, то есть исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и осуществлять правосудие.
Вы также знакомы и с историей политических партий (демократы и республиканцы в США; консерваторы, либералы и лейбористы в Англии). Каждая из этих партий разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах. Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано другими, неполитическими потребностями
(например, церковь, профсоюзы), но при определенных условиях приобщаются к политической деятельности.
В-третьих, субъектами политической деятельности являются политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или его части. Однако понятие "политическая элита" имеет и другое значение. Представим себе ситуацию, когда Какая-нибудь массовая политическая партия приходит к власти. Означает ли это, что десятки тысяч членов этой партии будут непосредственно принимать государственные решения, управлять страной? Очевидно, что лишь сравнительно небольшая группа лиц фактически разрабатывает политический курс, отдает приказы. Точно так же, когда говорят, что к власти пришла промышленная буржуазия, это не значит, что все промышленники будут фактически осуществлять власть. На самом деле у государственного руля окажется лишь небольшая часть представителей этой социальной группы.
Итак, правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, которая концентрирует в своих руках власть, осуществляет политическое руководство обществом, определяет цели и пути политического развития, принимает политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.
В-четвертых, субъектами политики являются личности. На первый взгляд кажется, что речь идет только о выдающихся личностей, политических лидеров. На самом деле каждый человек прямо или косвенно связана с политикой, даже тот, кто считает себя "вне политики". Ведь и такой человек вынужден выполнять политические решения власти, а если она игнорирует их, то вступает в конфликт с властью, опять-таки в определенные политические отношения.
Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности в политическую деятельность. Политиками «по случаю» есть все, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, одобряем или протестуем на «политических» собрании, произносим "политическую" речь и тому подобное. Политиками "по совместительству" является в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые по общему правилу занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном плане. Сюда же относится и часть членов парламента, работающих "на политику" только во время парламентских сессий.
Профессиональными политиками те, кто живет "для политики" или "за счет политики" и "политикой". Иными словами, это профессиональные политические деятели, для которых политика главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.
Чем же определяются степень и пределы политической деятельности того или иного члена общества? В большей степени они зависят от объективных условий. Прежде всего от существующих в обществе политической и правовой систем, которые определяют допустимые нормы политической активности; от наличия или отсутствия социальных барьеров и ограничений активности личности (например, групповых привилегий, различных цензов - имущественного, образовательного, оседлости и т.п.). К объективным условиям следует также отнести общественное положение личности и связанные с этим шансы на успех в политике. Наконец, активность личности может расти в конфликтных политических ситуациях, затрагивающих его интересы.
Наряду с объективными условиями на политическую деятельность человека накладывают отпечаток ее личные качества. К ним можно отнести и уровень овладения теми обязанностями, диктуемых общественным положением личности; и собственные усилия и умения вести политическую деятельность; и политическую культуру личности, ее политические ориентации, систему ценностей; и мотивацию деятельности, возможности и амбиции личности. Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.
Обратимся к вопросу об объектах политики. Вы, наверное, знаете, что различается политика внутренняя и внешняя. Какой же объект каждой из них? Нетрудно понять, что внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, то есть отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую (вероятно, вы сами сможете назвать объекты каждого из названных направлений политики).
Рассмотрев объекты политической деятельности, можно сделать вывод, что политика влияет на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.
Или все средства хороши?
Политическая деятельность, как и любая другая, предполагает определение ее целей. Они делятся на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальная, с другой, та или иная цель, можно ответить только путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.
Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Мы уже обращались к вопросу о соотношении целей и средств. Относительно политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527). "Есть лишним говорить, - писал он, - насколько похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем из опыта, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не пытался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца такие обладатели в результате процветали больше, чем те, кто ценил честность... Следует понимать, что обладатель, особенно новый, не может исполнять все то, за что люди считают прекрасными, потому что ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы сменить направление, если события наберут другой оборот или в другую сторону "подует ветер фортуны", то есть, как было сказано, по возможностью не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла ".
Итак, политический деятель («обладатель»), как считал Н. Макиавелли, "ради сохранения государства" может нарушить данное слово и вообще "не чураться и зла". И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения совсем не лучшие средства. Особенно неразборчивые в средствах экстремистские (т.е. привержены к крайним взглядам и мерам) организации. Борясь за свои политические цели, они считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые никакого отношения к их проблемам не имеют; устроить взрыв где-нибудь в людном месте, где погибнут люди, которые случайно там оказались; братья и убивать заложников.
Формуле "цель оправдывает средства" противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, которые не вполне соответствуют "абсолютной морали", или своим бездействием создать проблемы для общества. Моральная граница, которую нельзя переступить, сегодня отражена в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.
Субъекты политики – участники политической жизни. Под субъектом политики понимается участник политического процесса , способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Это позволяет субъектам политики реально оценивать происходящее в обществе и выдвигать цели своих действий, определять и подбирать средства их достижения. Обыденное сознание обычно связывает политику и политическую деятельность с государством, политическими лидерами. В политическом процессе участвуют:
- социальные общности людей - классы, нации, профессиональные, корпоративные, конфессиональные общности;
- социальные группы: политические элиты, бюрократия;
- личности, граждане;
- созданные ими общественные организации, движения и политические партии.
Они проявляют различную активность и влияние на политический процесс. Например, такие специфические социальные группы, как элиты и бюрократия, нередко вырабатывают и принимают решения по важнейшим вопросам политической жизни общества и государства, концентрируют в своих руках огромную власть. Сила и влияние этих субъектов исходит из того, что они являются устойчивыми социальным группами, которые имеют свои интересы, противостоящие интересам других социальных групп.
Политическая элита
Среди субъектов политики, активно участвующих в политическом процессе, выделяется политическая элита. Политическая элита – это сравнительно немногочисленная и сплоченная группа лиц, которая концентрирует в своих руках власть путем монополизации права принимать решения, отдавать приказы, определять цели и стратегию политического развития.
Эта категория политологии характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций. Идеи политического элитизма возникли в глубокой древности. Разложение родового строя, разделение труда, в особенности отделение умственного труда от физического, привели к появлению в обществе взглядов, которые оправдывали деление общества на высших и низших, благородных и чернь, аристократов и простой люд. Наиболее последовательно эти мысли обосновываются в трудах Конфуция, Платона, Н. Макиавелли, Т. Карлейля, Ф. Ницше.
Сам термин “элита” появляется в политологии в XX веке в трудах Ж. Сореля (1847-1922 гг.) и В. Парето (1848-1923 гг.) и до сегодняшнего дня является одной из наиболее исследуемых и дискуссионных тем в науке. Как объяснить интерес политической науки и, в частности, ее российских представителей к элите? Материализуя власть, элиты предопределяют принятие важнейших политико-управленческих решений и оказывают реальное влияние на судьбу народов и государств. Представляя народ, эта социальная группа должна быть в той или иной мере подконтрольна массам и относительно открыта для граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. Таким требованиям она подчиняется в демократическом обществе.
Существование политических элит обусловлено следующими основными причинами:
- психическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми возможностями и способностями, желанием участвовать в политике;
- законом разделения труда, так как для эффективного управления необходимы профессиональные знания;
- общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
- широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд непосредственно связан с распределением ценностей);
- невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
- политической пассивностью широких масс населения, жизненные интересы которых обычно лежат вне политики.
Эти факторы обусловливают элитарность общества и постоянный интерес к изучению политических элит в политологии.
Роль политических элит России
Актуальность изучения политических элит в России объясняется общественными условиями страны, значимостью элит как носителей механизма реализации власти в современном политическом процессе, успехами развития обществоведческих наук в стране за последние годы. В отечественной политической науке долгое время господствовала идея отрицания необходимости элит и их позитивной роли. “Элита” не вписывалась в теорию бесклассового общества, так как являлась синонимом неравенства и противоречила народовластию. Вопреки фактическому существованию данного явления в жизни советского общества, о нем или умалчивалось, или давалась необъективная информация.
Модернизация российского общества, начавшаяся в 90-е годы, привела к коренному изменению социально-экономической и политической сфер. Формирующийся политический рынок, демократические выборы, а также значительное развитие системы представительства привели к необходимости расширения состава политической элиты. Рекрутирование элиты, особенно в первый период политической модернизации, стало во многом делом избирателя. Активное участие граждан в политической жизни изменило характер взаимодействия общества и политической власти. Индивиды, которые наиболее активно участвовали в реализации социальных интересов и достижении политических целей, составили основу для пополнения политической элиты.
Сегодня в России происходит смена элит. Необходимость формирования квалифицированной и продуктивной элиты обусловливают и делают актуальным интерес к этой проблеме. К тому же слабая политическая активность граждан в конце прошедшего тысячелетия и низкая результативность российской политической элиты влияют на формирование облика этой группы в целом, нивелируют (снижают) общественную роль элиты, определяют типичные черты ее отдельных представителей – политических лидеров. Посредником между элитой и остальным обществом выступает бюрократия. Эта социальная группа образует аппарат политических организаций, ядро государственных структур, а также непосредственно проводит в жизнь волю элиты и взаимодействует с населением.
Политический статус личности
Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны. Независимо от степени участия того или иного человека в политике, его роли в политическом процессе, все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности:
- правом избирать и быть избранными;
- свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов;
- правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти.
Каждый человек также имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса.
В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально, лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики. Для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли, которые она в ней выполняет. Приведем одну из классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно-одобренные образцы политического поведения. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей:
- рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики;
- человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
- гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества;
- профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;
- политический лидер - человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов.