Изобразительное искусство ассирии. Всеобщая история искусств. Искусство Ассирии. Росписи дворца в тиль-барсибе
От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности. Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах. Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников. На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.
Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.
Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя. Искусство времени правления ассирийского царя Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий. Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г.Мусаир в 714 году до Р.Х., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе. Вообще самые большие удачи ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора. Ассирийские рельефы IX - VII в.в. до Р.Х., найденные при раскопках древних столиц Ассирии, заняли почетное место в крупнейших музеях мира - Англии, Франции, Германии, Ирака, США, России и других странах.
Крупнейшую роль в истории Древнего Востока в первой половине 1 тысячелетия до н.э. сыграла Ассирия. Истоки ассирийского искусства восходят к 3 тысячелетию (Древний Ашшур), но высшее свое развитие оно получило только в 1 тысячелетии до н.э., от которого сохранилось и самое большое количество памятников.
В это время Ассирия стала крупной военно-деспотической рабовладельческой державой, претендовавшей на господство на всем Древнем Востоке. Владычество Ассирии, которая вела большие грабительские войны, распространялось на Западную Азию от Ирана по Средиземного моря и доходило до столицы Египта - Фив. 9 - 7 вв. до н.э. - время наивысшего подъема ассирийского искусства, впитавшего и по-новому претворившего многое из найденного в предыдущее время. В широком масштабе в этот период осуществляются культурные взаимосвязи Ассирии с другими странами. Около 7 в. до н.э. ассирийцы непосредственно соприкасаются с греками. Последние через Ассирию восприняли многие культурные достижения Древнего Востока; в свою очередь ассирийцы познакомились с новым, неведомым им ранее миром.
Социально-экономический строй Ассирии основывался на жестокой эксплуатации и порабощении огромной массы населения. Вся полнота власти (и гражданской и жреческой) сосредоточивалась в руках ассирийских царей; от искусства требовалось прославление военных походов и воспевание царской доблести. Это нашло свое наиболее последовательное выражение в изображениях на рельефах ассирийских дворцов. В отличие от более древнего искусства Двуречья и искусства Египта ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер, несмотря на существовавшую в Ассирии связь искусства с религией, типичную для всех древневосточных культур. В зодчестве, продолжавшем оставаться ведущим видом искусства, преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура. Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад). Он сооружен в 8 в. до н.э., одновременно с городом, построенным по определенному плану в виде квадрата с прямоугольной сеткой улиц. Город и дворец были окружены крепостной стеной. Интересной особенностью планировки было сооружение дворца на линии городской крепостной стены таким образом, что одна его часть оказывалась в черте города, а другая выходила за его пределы. К дворцу со стороны города примыкал ряд зданий, составлявших официальную и священную зону, включавшую храм и другие сооружения. Весь этот комплекс, включая и дворец, был в свою очередь обнесен крепостной стеной, образуя цитадель,отделенную от города и защищенную таким образом не только от внешних врагов, но и от внутренних, на случай восстания в городе.
Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи, сооружение которой потребовало 1 300 000 кубометров наносной земли и применения огромного количества рабского труда. Насыпь состояла из двух расположенных рядом в виде буквы Т террас высотой в 14 м и занимала площадь в 10 га. Своей планировкой дворец восходил к обычному в Двуречье жилому дому, но был, конечно, во много раз больше. Вокруг многочисленных открытых дворов, соединенных между собой, группировались закрытые помещения, причем каждый двор с прилегающими помещениями образовывал как бы отдельную изолированную ячейку, могущую иметь и оборонное значение в случае нападения. Особенностью дворца была асимметричность общей планировки. Тем не менее дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили храмы и зиккурат.
В отличие от древнего зиккурата Ура хорсабадский состоял из семи ярусов. Нижний ярус имел 13x13 м в основании и 6м в высоту, последующие, уменьшаясь в размерах, завершались небольшой часовней. Можно предположить, хотя зиккурат дошел до нас в развалинах, что общая высота здания равнялась примерно десятиэтажному дому. Благодаря декоративной обработке стены, имевшей вертикальные выступы, и линии пандуса, украшенного парапетом, масса здания приобретала известную легкость, не нарушая общего монументального характера архитектуры.
Дворцовый ансамбль возвышался над расположенным внизу городом. Главный вход обращенного к городу фасада Хорсабадского дворца был фланкирован двумя большими выступающими из стен башнями, где находилось помещение для стражи. По сторонам каждого входа, обрамляя его, были изваяны огромные каменные фигуры (размером 3 - 4 м) фантастических крылатых быков или львов с человеческими головами (илл. 28). Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство светотеневых эффектов. Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль - идущей. По сторонам от «шеду» вдоль по фасаду здания располагалась фризом цепь монументальных рельефных изображений. Исполинские фигуры непобедимого героя месопотамского эпоса Гильгамеша, душащего одной рукой льва, чередовались с изображениями крылатых людей и крылатых быков. Яркие изразцовые панно украшали верхние части дворцовых входов. Таким образом, внешний облик ассирийских дворцов, в целом очень монументальный, отличался большой пышностью и декоративностью.
В богатом украшении парадных дворцовых помещений главное место занимал рельеф, иногда раскрашенный. Употреблялся и глазурованный кирпич, а также красочные росписи. Лучший пример применения стенной росписи - дворец Тил-Барсиба (ныне Тель-Ахмар) 8 - 7 вв. до н.э. Темами изображений здесь являются жизнь царя и военные сцены. По характеру исполнения росписи представляли контурный раскрашенный рисунок, нанесенный на известковую штукатурку (илл. 35 а). По белому фону писали черной, зеленой, красной и желтой красками. Как в росписи, так и в глазури иногда удивляет нереальность цвета при изображении животных, что, возможно, имело магическое значение.
Роспись и глазурованный орнамент занимали обычно верхнюю часть стены, в то время как нижняя предназначалась для рельефов. В целом декорация стен отличалась плоскостным ковровым характером. Она подчеркивала плоскость стены, вторя общему ритму линий архитектуры здания.
Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. В хорсабадском дворце рельефом было занято 6000 кв. м. Исследователи считают, что существовали картоны, по которым художники наносили общие контуры изображений, в то время как бесчисленное количество помощников и учеников копировали отдельные сцены и исполняли детали композиций. Есть данные предполагать также наличие наборов трафаретов рук, ног, голов и т. п. как для изображения человека, так и животных. Причем иногда, видимо в спешке выполнения задания, фигуры составлялись из произвольно взятых частей. Это предположение становится особенно вероятным, когда вспоминаешь те огромные площади, которые занимали рельефные композиции, и те малые строки, которые предоставлялись на украшение дворцов. Работа над большими плоскостями стены требовала в какой-то мере широкой манеры и обобщенности. Скульпторы высекали фигуры, мало выделяющиеся из фона, но с резко обозначенными контурами. Детали обычно передавались врезанным, углубленным рельефом (еn сrеux), украшения же скорее гравировались, чем высекались (вышивка на одежде и т. п.).
Сюжетами композиций были главным образом война, охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец, сцены религиозного содержания. Главное внимание сосредоточивалось на тех изображениях, где царь являлся центральной фигурой. На его прославление направлен был весь труд ассирийских художников. Задачей их было также подчеркнуть и физическую силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их часто скованы условной канонической позой и тяжелой, пышной одеждой.
В 9 в. до н.э., при Ашшурнасирпале II, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения. Отличительные черты искусства этого периода - простота, четкость и торжественность. В передаче различных сцен на рельефах художники старались избежать перегруженности изображения. Почти во всех композициях времени Ашшурнасирпала II отсутствует пейзаж; иногда, как, например, в сценах охоты, дана только ровная линия почвы. Можно различать здесь сцены исторического характера (изображения битв, осад, походов) и изображения дворцовой жизни и торжественных приемов. К последним относятся наиболее тщательно выполненные рельефы.
Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Модели у мастеров этого времени кажутся как бы приведенными к единому типу. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна. Вместе с тем в этих рельефах сказывается большая наблюдательность художников. Обнаженные части тела исполнены со знанием анатомии, хотя мускулы преувеличенно подчеркнуты и напряжены. Большая выразительность придана позам и жестам людей, особенно в массовых сценах, где художник, изображая воинов, иноземцев, слуг, не чувствовал себя связанным каноном. Примером может служить рельеф со сценой осады ассирийскими войсками крепости, являющийся одним из целой серии рельефов, повествующих о победоносных походах Ашшурнасирпала и прославляющих его могущество. По исполнению рельефы эти, подобно литературным произведениям того времени (царским летописям), несколько сухи и протокольны, они тщательно перечисляют мелкие детали вооружения и пр., с бесстрастным однообразием изображая самые жестокие и кровавые сцены.
В 8 в. до н.э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве. Рельефы и росписи из дворца Саргона II (722 - 705 гг. до н.э.) роднит с предшествовавшими строгость манеры, большие размеры фигур и простота композиции. Но художники проявляют большой интерес к облику людей. Мускулатура становится менее преувеличенной, хотя ее обработка еще очень сильна и резка. Исполнители рельефов пытаются передать и некоторые индивидуальные черты облика человека, что особенно заметно в изображении самого Саргона. Более тщательное изучение модели заставляет художников останавливаться на таких, например, деталях, как складки кожи на шее и т. п. В рельефах с изображениями животных хорошо и верно передано движение. Художники начинают внимательнее наблюдать природу, появляется пейзаж. С большой достоверностью передаются особенности местностей и стран, через которые проходили ассирийские войска в своих многочисленных походах. То же можно наблюдать и в литературе, лучшим образцом которой является летописное описание восьмого похода Саргона. По трактовке рельеф остается таким же плоским, как и в предыдущую пору, но исчезает сухость, и контур фигуры становится более плавным и округленным. Если раньше, в рельефах Ашшурнасирпала II мощь и силу художники стремились передать размерами изображенных или преувеличением мускулатуры, то теперь та же тема раскрывается иным, более сложным путем. Например, воспевая победы, художники показывают трудности, преодолеваемые ассирийским войском, заботливо передавая пейзаж во всех деталях.
В конце 8 - начале 7 в. до н.э. можно отметить дальнейшее развитие рельефа. Значительно усложняются композиции, иногда перегруженные деталями, не имеющими прямого отношения к сюжету. Например, в сцене «Сооружение дворца Синахериба» наряду с подробным изображением производимых работ передан окружающий пейзаж, в который введены и сцены рыбной ловли, и перегонки плотов, и даже бродящее в зарослях тростника стадо кабанов. То же характерно теперь и для рельефов с изображениями сцен битв и походов. Желая разнообразить длинные ряды идущих фигур в массовых сценах, художник прибегает к различным приемам, показывая различное положение голов и движение рук, различную походку изображенных. Изобилие деталей и большое количество фигур возрастают одновременно с уменьшением их размеров. Рельеф теперь разделяется на несколько ярусов.
Наивысшего своего развития ассирийский рельеф достиг в 7 в. до н.э., во время правления царя Ассирии Ашшурбанипала (668 - 626 гг. до н.э.). Содержание изображений оставалось тем же: все они прославляли царя и объясняли явления жизни божественной волей владыки. Центральное место в рельефах, украшавших дворец Ашшурбанипала в Ниневии, занимали батальные сцены, повествующие о военных победах ассирийского царя; многочисленны также сцены царской охоты. Мотивы становятся очень разнообразными. В изобразительном искусстве с большой силой развиваются тенденции предшествовавшего периода, значительно усиливаются черты реализма. В построении сложных сцен художники стремятся преодолеть трудности в изображении движения и раккурсов. Все композиции очень динамичны (илл. 30, 31).
В этом отношении лучше всего исполнены сцены охоты, больше других насыщенные жизнью и движением. Замечательны по лаконизму и силе выразительности сцены охоты на газелей и диких лошадей. Естественность поз животных, чувство степного простора, достигнутого свободным и вместе с тем великолепно организованным в ритмическом отношении размещением фигур на плоскости и большими полями ничем не занятого пространства, заставляют отнести эти рельефы к вершинам ассирийского искусства (илл. 33).
Лучшими произведениями ассирийского искусства являются также и сцены охоты на львов. Мощная и величавая красота диких животных, их борьба с человеком полны напряженного драматического содержания. Шедеврами ассирийского искусства этой поры являются изображения убитых, раненых и умирающих хищников, особенно рельефы «Охотники, несущие убитого льва», «Лев, изрыгающий кровь» и «Раненая львица» (илл. 32). С большой наблюдательностью передал художник в последнем из этих рельефов фигуру могучего зверя, показал контраст еще живой и мощной передней части его тела и безжизненно волочащихся пронзенных стрелами ног. Рельеф отличается мягкой лепкой, оттеняющей напряжение мышц передних лап и тонкую моделировку головы. Самое замечательное то, что в изображении львицы так ярко передано состояние раненого зверя, что словно ощущается предсмертный рев, несущийся из раскрытой пасти. В изображении страдания диких зверей ассирийские художники нашли те черты реализма, которые были им недоступны в создании образов людей.
Большого совершенства достигла и техника исполнения рельефа. Но вместе с тем в искусстве времени Ашшурбанипала есть и черты застойности, проявляющиеся в нарастании декоративности, своего рода геральдической отвлеченности, уводящей от жизненной правды, в известной утонченности исполнения, становящейся самоцелью.
В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом, - черта, роднящая эти статуи со многими фигурами на рельефах, где одежда также служила плоскостью для вырисовывания мельчайших деталей вышивок и других украшений. Примером ассирийской круглой пластики может служить небольшая,выполненная из известняка статуя Ашшурнасирпала II, облаченного в тяжелую длинную одежду (9 в. до н.э.) (илл. 29), Чрезвычайно плоскостно трактованная, она похожа больше на доску, чем на объемную фигуру. Такой же характер имеют и происходящие из Хорсабада статуи второстепенных богов, держащих в руках магические вазы с истекающей водой. Плоскостный характер таких статуй может быть объяснен их зависимостью от архитектуры, так как, несомненно, они рассчитаны на то, чтобы восприниматься на фоне стены. Несколько иного типа статуя бога Набу (8 в. до н.э., Британский музей), отличающаяся массивностью и объемностью.
Большого совершенства достигла в Ассирии металлопластика. Лучший ее образец - рельефные композиции на бронзовых листах, которыми были обшиты ворота, найденные в развалинах древнего города Имгур-энлиль на холме Балават (время Салманассара III, 9 в. до н.э.). Особенный интерес этого произведения для истории искусства заключен в изображении (среди многих других) сцены изготовления скульптором победной стелы царя. Это одно из редчайших в искусстве Передней Азии свидетельств о жизни и творчестве художников.
В ассирийской глиптике 1 тысячелетия до н.э. сцены религиозного содержания занимают значительно большее место, чем в дворцовых рельефах. Но стилистически изображения на печатях-цилиндрах близки к монументальным рельефам и отличаются от шумеро-аккадской глиптики большим мастерством исполнения, тонкой моделировкой фигур и тщательной передачей деталей.
В истории культуры Древнего мира Ассирия, в период своего могущества объединявшая большинство стран Передней Азии, сыграла важную роль. Ассирийцы восприняли у древних народов Двуречья и обогатили систему клинописи, научные знания, литературу и искусство. О значительной для своего времени высоте ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. В архитектуре и изобразительном искусстве ассирийцы развили многие основные черты, выработанные предшествовавшими культурами Двуречья. Полное своеобразия, обладавшее высокими для своего времени художественными достоинствами искусство Ассирии представляет яркую страницу в истории искусства Древнего мира. Оно оказало большое воздействие на искусство ряда соседних стран и, в частности, на искусство Урарту, своего ближайшего соседа и соперника в 1 тысячелетии до н.э.
В 14 в. до н.э. в Северной Месопотамии возникло Ассирийское царство, которое благодаря грабительским военным походам к 9 в. до н.э. превратилось в самую могущественную державу Ближнего Востока. В истории мирового искусства Ассирия оставила глубокий след созданием официального репрезентативного стиля, отвечавшего (как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве) идеям государственной военной мощи и образам бога и богоподобного царя как непобедимого и могучего воина и великого полководца. Ассирийское искусство, изначально впитавшее художественное наследие шумеро-аккадского Двуречья, хурритской Сирии и хеттской Малой Азии, как бы подвело итог предшествующим процессам и на их основе разработало и канонизировало художественные формы, характеризующие прокламативное искусство переднеазиатских деспотий вплоть до краха иранской империи Сасанидов в 30-х гг. 7 в. н.э.
Ассирийские города, особенно столицы - Ашшур (14-9 вв. до н.э. носил имя верховного бога), Кальху (9 в. до н.э.), Дур-Шаррукин (заложен Саргоном II и заброшен после его смерти в 705 г. до н.э.), Ниневия (705-680гг. до н.э.) - были подобны крепостям. Прямоугольный в плане город защищали ров, одна или две линии стен с бастионами-контрфорсами и цитадель, в которой обычно размещались правительственная резиденция и главные святыни. Оборонительные стены (высотой до 18 м и толщиной до 6 м) возводились на каменных фундаментах из сырцового кирпича, скрытого затем глиняной штукатуркой; вверху их нередко венчали зубцы, в Ашшуре облицованные глазурованным кирпичом с голубым фоном и желтой каймой.
Городские ворота, уподобляясь замку, имели арочный вход, охраняемый двумя высокими квадратными в плане башнями. В строго регламентированной городской планировке, нарушение которой каралось казнью, главное место отводилось широкой Дороге процессий и вознесенному на высокую платформу и дополнительно укрепленному царскому дворцу в цитадели. Пример Дур-Шаррукина показывает, что царский дворец представлял собой четко распланированный ансамбль парадных и жилых дворцовых, храмовых и хозяйственных комплексов, сгруппированных в сомкнутые под общей плоской крышей помещения по сторонам больших и малых внутренних дворов. Храмы строились двух типов: семиярусный зиккурат и бит-хилани. Входы во дворец «стерегли» огромные каменные статуи крылатых человекобыков - шеду с могучим мускулистым туловищем быка и гордо посаженной головой царя в парадном тюрбане и в обрамлении витых локонов прически и окладистой бороды. Возможно, эти гиганты олицетворяли жизненную силу царя и играли роль гениев-охранителей правителя и государства.
Ассирийским зодчим и художникам принадлежит честь введения в оформление дворцовых покоев орнаментальных фризов из глазурованного кирпича (резиденция Ти-культи-Нинуртыг I, 13 в. до н.э.), а в конструкцию здания - клинчатой арки (Дур-Шаррукин). Характерна облицовка стен ортостатами внутри здания, а не снаружи, как это было у хурритов и хеттов. В рельефах и живописи к 9 в. до н.э. устанавливается строгий канон изображения человеческой фигуры на плоскости, одновременно в фас (глаз, дальнее плечо) и профиль (голова, ноги, ближнее плечо). Во всех видах изображений утверждается идеализированный образ мускулистого человека могучего сложения, с четкими крупными семитскими чертами лица в обрамлении стилизованных кудрей прически и длинной большой бороды.
Более всего ассирийское искусство прославилось рельефами, выполненными чеканкой на бронзовых листах или искусно высеченными на известняковых плитах, раскрашенными либо тонированными с подцветкой важнейших деталей. Эти рельефы, с одной стороны, как бы иллюстрируют (и достаточно подробно) историю Ассирии, а с другой показывают эволюцию ассирийского официального стиля. Вершиной его развития справедливо считают каменные рельефы из дворца Ашшурбанапала в Ниневии (669 - ок. 635 гг. до н.э., Лондон, Британский музей), особенно сцены царской охоты, наполненные удивительным ритмом стремительно развивающегося и внезапно замирающего движения, сочетающие бурную экспрессию рвущихся в бой всадников и животных, трагическую выразительность предсмертных судорог раненых зверей и величавую торжественность ритуальных действий и триумфальных процессий.
Поздние памятники ассирийского искусства, включая произведения глиптики, демонстрируют тенденцию к декоративности, которую подхватывают и развивают художники торжествующего победу над Ассирией в кон. 7 в. до н.э. Нового Вавилона.
Во 2 тыс. до н.э. рядом с шумерским искусством, отчасти на смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдвинулись города Сиро-Финикии и Палестины. В 612 г. до н.э. завоеванная Вавилоном и Мидией Ассирия пала. Однако ее искусство оказало влияние на другие страны древнего мира.
Когда у нас была практика, нашей группе, и мне в том числе, повезло, так как нам не нужно было идти на другие факультеты или читать общий курс по философии. Поэтому мой выбор пал на невполне для меня знакомое искусство такой загадочной страны как Ассирия.
Собственно, все что мне удалось составить для лекции, я сюда и выложила. Это довольно своеобразная информация, так как у нас в стране практически никто не занимается этой темой.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АССИРИОЛОГИИ
Серьезное знакомство с памятниками началось еще во второй половине XIX века, хотя подлинной наукой археология Передней Азии стала только в XX веке.
Однако впервые Ассирийским искусством, точнее письменностью, заинтересовались за 20 лет до того, как Шампольон обратил внимание на знаменитый Розеттский камень (в конце 18 - начале 19 вв.),когда в Англию были привезены глиняные таблички из города Басры, расположенного недалеко от Вавилона. Учеными, которые решили расшифровать глиняные таблички (так как экспедиция в Двуречье слишком дорогостоящее предприятие), оказались два молодых преподавателями Геттингенского университета. Один из ученых - Фиорилло, предположил, что, судя по описанию знаков на вавилонских кирпичах, они были сходны с о знаками, так называемой Персепольской надписи, обнаруженной на развалинах древней столицы Персии. Другой ученый Гроттенфенд, который решился на расшифровку, опирался на данные других исследователей, и в своем докладе 4 сентября 1802 года на заседании Геттингенского научного общества, где рассказал о своем открытии - он расшифровал имена царей, так что в общей сложности получилось расшифровать 13 знаков. Однако, далее этого открытия он пойти не мог, так как не знал восточных языков. Поэтому исследования в этой области были отложены практически на тридцать лет, пока в 1836 г. французский ученый Бюрнюф и немецкий Лассен расшифровали почти все знаки Персепольской надписи. В 1847г. была расшифрована первая Бисутунская надпись, а в 1853 г. Норрис расшифровал 2-ю Бисутунскую надпись, на языке Элама.
В 1849 г. ученый-историк Лэйярд при раскопках, Куюнджикского холма, расположенного напротив Мосула, на другом берегу Тигра, обнаружил дворец Синаххериба - одного из самых могущественных правителей Ассирии. За четыре недели работы он открыл 9 комнат, многочисленные рисунки, рельефы, мозаики, белые барельефы на бирюзовом фоне. К сожалению, в те годы раскопки велись неправильно, поэтому многие памятники были загубленны.
История Ассирийской державы
Ассирийское государство сложилось из аккадских семитических племен, живших в Передней Азии. В древнейшие времена Ассирией принято было называть область, расположенную в средней части долины Тигра. Сейчас здесь расположена северо-восточная часть Ирака. С северо-востока страну опоясывают отроги гор Загра, с юго-востока - приток Тигра Малый Заб. На западе раскинулась бескрайняя степь. Несмотря на то, что население с незапамятных веков использовало искусственное орошение, по плодородию эта часть нынешнего Ирака во многом отсталая.
Многое в ассирийской культуре помогает раскрыть ее географическое положение. Все города Ассирии, кроме Ашшура, исторического центра Ассирии, расположены за Тигром у предгорий Загра и были доступны для вторжения горцев. Узкие русла Евфрата и Тигра слабо защищены, поэтому ассирийцы всегда должны быть готовы к бою. Древнейшие жители Ашшура, столицы и важнейшего опорного пункта на Тигре, были ростовщиками, но торговые пути были небезопасны, а наиболее важные пути проходили так близко к Ашшуру, что у правителей легко рождался соблазн захватить их. Так государство рано стало военным, где война стала самоцелью и главным искусством.
В период правления Саргона Древнего и его династии население северной Месопотамии вступает в оживленный торговый обмен с Малой Азией и горными племенами хурритов, что становится особенно заметно в 6 - 5 вв. до н. э., когда они сплотились в государство Митанни.
Ассирийцы заимствовали у хеттов колесницы, запряженные лошадьми, ввели батальоны инженерных войск, которые разрушают укрепления, таким образом, научившись брать штурмом города. Целью своих военных походов ассирийцы видели в полном уничтожении врага, тотальной войне, когда все взрослые мужчины, способные держать меч в руках, убивались, а женщины и дети уводились в рабство. По своей жестокости и кровожадности ассирийские цари превзошли всех других древневосточных армий, которые отнюдь не отличались гуманностью на войне. Для ассирийцев вполне нормальным и даже законными считались изощренные пытки и издевательства над побежденными врагами, такие как сдирание кожи с живых людей, выкалывание глаз, продевание канатов через просверленные губы и подбородки и тому подобные. Все такие изощрения считались естественными способами расправы и запугивания покоренных народов.
Ассирийская армия была непобедима, так как в ней был опущен имущественный ценз, что позволяло наиболее бедному сословию жить за счет войны. В армию вербовались и другие народы. При этом государство не заботилось о содержании армии, так как та кормилась за счет мародерства. При этом дорогие трофеи передавались Царю и Богам.
О всех победах писались огромные тексты, посвященные четкому учету трофеев, в то время как количество людей округлялось.
Появление ассирийского искусства, формирование канона
Уже при появлении первых памятников искусства Ассирии в Лувре и Британском музее исследователи сразу обратили внимание на отличия от египетского. Египетские памятники, несмотря на каноническое изображение, были более непосредственны и легки в понимании. В отличие от сложного языка ассирийских памятников - исполинские размеры давящая тяжеловесная форма. Одежда не воспринимается как таковая, это ткань, которая скрывает фигуру. Так же большинство музейных экспонатов не были раскрашены, хотя в Ассирии было принято раскрашивать памятники. Основными чертами искусства Ассирии были монументальность, декоративность, орнаментальность, математически подчеркнутость архитектуре.
Так как даже изображения царей, в отличие от египетских, не передают портретных черт, определить кто владелец того или иного дворца можно за счет того, что на стенах дворцов обнаружились списки царских имен.
Раскопки Ашшура открыли храм Иштар, восходящего к первой половине 3 тыс. до н.э. В нем были найдены статуэтки молящихся, посвященные богине, напоминающие шумерские скульптуры времен Лагаша: укороченные пропорции, головы, сидящие непосредственно на плечах, в большинстве лишены портретных черт, тяжелые шумерские одеяния. Однако, в отличие от шумеров, ассирийцы брили головы и подбривали губы, но оставляли пышную короткую бороду. На некоторых изображениях скульптор создавал иллюзию движения - изображал ноги фигуры в шаге. Эти попытки нашли свое отражение и в скульптурах Мари и Эшнунны.
О типично ассирийских чертах в области художественного искусства следует говорить не ранее 13 в. до н.э., когда Тукульти-Нинурта 1, царь Ассирии (ок. 1250 - 1210 гг. до н.э.) переносит свою столицу из Ашшура в новый город Кар-Тукульти - Нинурта, на другой берег Тигра. Раскопки обнаружили великолепные росписи дворца, который носит ярко выраженный декоративный характер. Как рельефы, так и росписи были тесно связаны с архитектурой. Как в древности сырцовая стена украшалась циновками теперь стены украшались оростатами с рельефными изображениями - прямое влияние хетто-хурритского круга, но рельеф, по традиции Двуречья, помещался внутри здания, а не снаружи.
Для облицовки нижних стен дворца был применен глазированный кирпич, раньше Вавилонского на 600-700 лет. Так же впервые именно в росписях первого ассирийского дворца был применен мотив «священного дерева» со стоящими по его сторонам гениями-хранителями. История появления этого мотива относит так же к хетто-хурритскому кругу, где появляется мотив священного дерева, увенчанного головой человека - символическое изображение божества возрождающейся весенней природы, характерный для обрядов Сирии, поэтому характерно не опыление этого дерева, а окропление. И = >гении держат не корзинки для листьев, а кропильницы с чистой святой водой.
АЛТАРЬ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МОЛЯЩЕГОСЯ ЦАРЯ ТУКУЛЬТИ-НИНУРЫ I
Чрезвычайно важные для ассирийского искусства черты:
Введение правильного изображения на плоскости человеческой фигуры целиком в профиль и своеобразная попытка передать последовательно развертывающееся действие. На небольшой каменной подставке, вероятно алтаре, плоским рельефом дважды изображен царь: подходя слева к алтарю, он молитвенно поднимает правую руку, как бы заслоняя себя от сияния божества, и сжимает в левой руке булаву, подойдя ближе, он опускается на колени, продолжая заслоняться правой рукой. В обоих случаях фигура царя изображена совершенно правильно в профиль.
БИТВА. ЧАСТЬ КРУГЛОЙ ПЛАКЕТКИ С РЕЛЬЕФНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ. АШШУР
Иной характер носит рельеф того же времени на обломке плакетки из черного камня. Внизу обломка видны головы двух коней и человеческих фигур, в верхней части развертывается чрезвычайно живая сцена битвы. Один из сражающихся, победитель (сохранилась только рука и нога), схватил за волосы побежденного, падающего перед ним на колени. Ногой победитель наносит поверженному удар в солнечное сплетение - прием борьбы нигде до этого не изображавшийся. За этой группой видны убитые, лежащие ничком и лицом вверх. Большая анатомичность, передача подробностей, пластичность. Головы воинов и их верхняя половина тела повернуты в профиль, а нижняя на три четверти с постепенным переходом к полному профилю ног - египетский канон.
Росписи дворцов носили декоративный характер, как и рельефы: по белому фону красными и синими цветами даны стилизованные деревья, розетки и пальметки, вписанные в обрамление из красно-синих полос.
Появление в ассирийском орнаменте египетских мотивов - например лотоса - характерная черта росписей того времени. Эти мотивы могли попасть не прямо из Египта, но из Сиро-Финикии.
Классический период расцвета Ассирии:
Начинается с воцарения Ашшурнасирапала 2 (884-859 г. до н.э.). Ассирия при нем переходит в захватнические войны, картельные экспедиции в центры восстания. Особой главой можно назвать создание новой боевой техники. С этого момента главной темой искусства становится победоносная война и величие царя - победителя.
Основным видом искусства, помимо возведенного в этот ранг военного мастерства, становится архитектура и тесно с ней связанный рельеф. Строительство как средство возвеличить власть царей, принимает чрезвычайный размах.
Дворец в Кальху
Ашшурнасирапал перенес столицу Ассирии в Кальху, который был переименован затем в Нимруд, где был построен грандиозный дворец. Он имел большое количество жилых и хозяйственных помещений, сгруппированных вокруг квадратного двора 30х30м. Помещения были расположены в 2 ряда и сообщались между собой дверями, прорезанными в торцовых стенах этих коредорообразных залов. Строитель дворца ни разу не использовал возможность создать пролеты дверей, расположенных по прямой оси, создать перспективу длинной анфилады, - взор входящего встречает всюду стены, покрытые на 2,5 м рельефными изображениями, основное содержание которых - охотничьи и военные подвиги царя, крылатые гении, окропляющие царя, стилизованное «древо жизни».
Цитадель в Нимруде - Кальху была воплощением страха, так как сила - есть ненависть половины мира.
В отличие от раннего искусства, которое было лишь декоративным, искусство эпохи Ашшурнасирапала ставило перед собой новые задачи.
Последовательное разворачивание действие: сначала посетителя встречали охранители дверных косяков - Шеду, которые двигаются вместе с идущим, так как имеют 5 ног (при этом не нарушается каноническое расположение фигур). На стенах - люди-орлы - охранники царя. В углу - мотив Дерева Жизни, который всегда украшает царские дворцы.
Был создан образ прекрасного человека - идеал ассирийской красоты, одним из условий которого были физическая мощь, сила и здоровье, выражающиеся в необычайном развитии мускулатуры, сдержанности в передаче движения в самых оживленных по содержанию сценах. Так же одним из условий идеальной красоты были красивые, длинные курчавые волосы. Это было связано с тем, что в Ассирии считалось признаком дурного тона иметь неухоженные волосы и бороды. Квадратная борода считалась признаком преемственности царской власти. Поэтому цари изображались с идеальной бородой. Только евнухи изображались без бород, но с длинными волосами.
АШШУРНАСИРАПАЛ ОХОТИТСЯ НА ЛЬВОВ
Колесницей, запряженной 3 лошадьми, управляет бородатый возница. Издыхающий ЛЕВ, пораженный 4 стрелами, лежит под ногами коней. Лошади и лев даны в строго профильном изображении, зрителю виден только бок животных. Разъяренный дикий лев встал передними ногами на колесницу, царь поражает его смертельным ударом и оборачивается к воинам, следующему позади.
Художник выбрал наиболее острый момент, но рельеф, тем не менее, полон покоя, так как фигуры людей и животных полны оцепенения, как будто время замерло.
В такого рода рельефа представлен образ царя, который побеждает силу Хаоса и таким образом царь становится владетелем порядка.
На рельефах Ашшурнасирапала впервые в древневосточном искусстве появляется элементы воздушной перспективы. На одном из рельефов в Кальху осадные машины царя с его штандартами подъезжают к стенам крепости, где защитники, выглядывающие из-за зубцов крепости, отражают наступление. На переднем плане даны фигуры царя и его воинов намного крупнее, с тщательной проработкой всех деталей. Крепость и ее защитники даны в более плоском рельефе и уменьшенных размерах.
Все искусство Ассирии, известное нам, связано с храмом или дворцом, поэтому бытовых сцен здесь ожидать нельзя, они возможны только как часть военно-дворцовых сюжетов: например рельеф дворца Синаххериба - изображение лагеря с палатками, в которых суетятся слуги, стеля постели и приготовляя пищу. На рельефе Саргона 2 в походной конюшне конюхи чистят, поят и кормят лошадей.
(Полна драматизма и внутреннего содержания сцена взятия крепости.
Ассирийские войны гонят стада скота, едут повозки с военнопленными, за ними идет вереница пленных женщин с детьми. Ассирийский воин, запустив руку в волосы одной из них, подгоняет ее, другая защищается скорбным жестом голову ребенка, идущего перед ней. Этот драматизм не идет вразрез с пониманием красоты, как ритмичности и покоя - все женщины одинаковым жестом подносят руки к голове в знак отчаяния, совершенно спокойны воины и пленница, которую волокут за волосы.)
Впечатление декоративности повышалось тончайшими орнаментами, изображавшими вышивку тяжелых тканей, бахрому, запястья, а так же яркой расцветки, от которой сохранились лишь слабые следы черной и красной краски.
Схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала уже устоялась, все изображения, связаны с дворцами и храмами, предназначенные возвеличить славу царя и бога, считались священными, обладающими магической силой, поэтому схема остается, изменяется стиль.
По сравнению с хетто-хурритским ортостатом, ассирийцы делают большой шаг вперед, так как ассирийские рельефы дают огромные панорамы батальных сцен, причем развертывается действие обычно по направлению от входа в глубину парадного зала к месту нахождения царя. Связанный рассказ в рисунках и рельефах - главное отличие от не связанных общим сюжетом хетто-хурритского оростата.
ЦАРЬ АШШУРНАСИРАПАЛ В ОБРАЗЕ ВЕРХОВНОГО ЖРЕЦА
Круглая скульптура в искусстве этого времени роли не играет. Она, как и рельеф, являются декоративными элементом в архитектуре. Таковы монументальные изображения добрых гениев, хранителей дворцовых покоев и храмовых врат в образе мощного быка или льва с человеческим лицом и крыльями орла. Передняя часть была выполнена кругло, остальное дано в высоком рельефе. Они обычно украшали входы во дворец попарно, как бы выходя навстречу посетителю дворца из пролета двери. Фигуры этих добрых гением так же поражают остроумным приемом, чтобы одновременно показать и стремительное действие и покой - шеду были с 5 ногами - при этом не был нарушен основной принцип древневосточного искусства - не давать изображение в сокращении или в ракурсе.
Сохранились скульптурные изображения самого Ашшурнасирапала. Статуя из собрания Британского музея изображает царя в образе верховного жреца, босого, перепоясонного вервием, с непокрытой головой. Статуя занимала в храме центральное место, в культовой нише, являясь для божества напоминанием о его жреце и слуге, а для молящихся - объектом почитания.
Технически тщательно выполненная, эта скульптура представляет почти правильный, нерасчлененный цилиндр, строгая симметрия нарушается только согнутой левой рукой, в которой царь держит булаву, при этом фигура царя рассчитана на рассмотрение ее спереди.
Внутреннее убранство дворца отличалось необычайной пышностью и богатством, о чем говорят найденные в Кальху обломки пластинок слоновой кости с тончайшей резьбой, изображающей царя и окружающих его гениев.
ПРАВЛЕНИЕ ТИГЛАТПАЛАСАРА 3
Новый блестящий расцвет искусства наступает со времени правления Тиглатпаласара 3 (745-727гг.), при котором Ассирия после межполитических усобиц, вновь начинает занимать ведущее положение в Передней Азии. При Тиглатполасаре завоеванные земли становятся провинциями. Так же при Тиглатпаласаре была завоевана Финикия, которая была ненавидима даже больше, чем Ассирия. Армии Ассирии дошли до Дамаска, при этом в экспедициях на Восток помогали арабы. Финикийцы были главными мореплавателями всего древнего мира. Но, несмотря на то, что в древнем мире религиозные культы были близки, в Финикии были самые жестокие черты этого культа - детские жертвоприношения. Поэтому, например, пунические войны прошли под лозунгом того, что они искореняют самую жестокую языческую религию (по словам Честертона)
Чтобы сломить восстания вводили политику искоренения коренного населения или переселения народов в новые земли.
ПРАВЛЕНИЕ САРГОНА 2
Резиденцией остается Кальху, но приемник Т., Саргон 2 (Шаррукин, 722-702) перенес столицу с Дур-Шаррукин (современный Хорсабад), недалеко от Ниневии. Его наследник, Синнаххериб, разоривший и разрушивший Вавилон, сделал столицей Ниневию.
Ниневия тянулась на 4 км вдоль реки, т.е. была больше Вавилона по протяженности в пределах его внутренних стен. В это время существует строительный надзор: всякий застройщик, который перенесет свой дом за пределы допустимой линии, будет посажен на кол на крыше собственного дома.
ДВОРЕЦ ДУР-ШАРРУКИН
Классическим планом дворца того времени считался Дур- Шуррукин. Он был выстроен на мощной террасе для защиты от почвенных вод на сглаженной поверхности холма, при этом глину и песок таскали вручную. Дур-Шаррукин - город прямоугольник, имевший 8 ворот, 3 храма. Дворец был окружен пандусами для колесниц, пленных и трофеев.
Дворец как бы вписан в город, доминировал над ним, выходя в него фасадом. Широкая городская стена с бойницами, высотой вровень с террасой, подходила с 2 сторон ко дворцу. Часть дворца, где находились жилые помещения царя, выступала огромным бастионом за пределами городских стен. С этой стороны дворец был отлично укреплен крутым обрывом холма.
Из царских покоев открывался вид на реку, один из притоков Тигра, и на холмистые степные просторы.
Жилое помещение делится три части: сераль - парадная часть с приемными комнатами (селямлик ), гарем - личное помещение царя и его семьи, и хан - служебные помещения. Так же рядом с покоями дворца находился храм - зиккурат . Налево от входа в большой двор находилась часть дворца, полностью изолированная от других помещений, с небольшим числом ходов и необычным даже для этого дворца пышностью убранства, который оказался комплексом святилищ 6 божеств, а альковы являлись целлами , где стояли изображения божеств.
Низ стены центрального двора этого святилища был облицован глазурованными кирпичами: по синему фону были даны изображения символов плодородия (смоковница с зелеными листьями и желтыми плодами, плуг, бык). В некоторых частях двора несущими опорами были колонны с каменными базами и деревянными стволами.
Так же было 2 парадных входа - один в глубине обширного двора, на который выходили царские покои, другой - по фасаду дворца, обращенного к городу, с широким центральным проездом, предназначенным для царя и 2 боковыми. Фасад был украшен 6 гениями, а так же у центрального проезда стояли 2 гигантские фигуры Гильгамеша, побеждающего льва.
Так же впечатление величественности придавала арка входных ворот, характерная форма ассирийского, еще тростникового, жилища.
Сераль имел 10 дворов и более 60 помещений и переходов. А сам дворец занимал пространство в 10га и был одним из наиболее величественных построек Ассирии.
Одним из важнейших мотивов рельефов во дворце был мотив взятия Лакеша.
Некоторые комнаты дворца Саргона 2 помимо рельефов имели росписи, основными сюжетами которых были процессии, в которых царь являлся в сопровождении евнухов.
РОСПИСИ ДВОРЦА В ТИЛЬ-БАРСИБЕ
Благодаря раскопкам дворца в Тиль-Барсибе, были найдены наиболее интересные росписи, которые были разделены стилистически на 2 большие группы: более ранние восходят ко времени между серединой 9 и первой четвертью 8 вв. до н.э., наиболее поздние датируются временем Ашшурнасирапала. Фоном росписей является белая известковая обмазка, тонким слоем наложенная на сырцовую стену, предварительно покрытую слоем глины с рубленой соломой. Любопытно, что изначально дворец принадлежал царю, поэтому росписи показывали процессию царя с евнухами. Однако, когда дворец перешел во владение полководца - туртана, свита должна была изображать воинов. Мастер замазал бритые подбородки и пририсовал бороды, хотя все остальное убранство евнухов, кроме нескольких мелочей, художник оставил нетронутым.
По наброскам всадников стало понятно, что художник первоначально рисовал контур черной краской, а затем накладывал другие цвета, набор которых был небогат: красновато-коричневая, ультрамариново-синяя, черная, белая, иногда встречается розовая и голубая, последняя легко распыляется и пропадает.
В росписях никогда не встречается ни желтый ни зеленый цвета, однако во дворце Саргона2 они встречаются в цветной глазури. Роспись всегда плоскостная, без светотени, все изображения можно считать условно раскрашенными рисунками - лошади могут быть розовыми а быки голубыми.
Преобладает мотив геометрического орнамента.
Дворец Синахериба в Ниневии
Новые черты дает дворец наследника Саргона 2 Синаххериба в Ниневии, где двери были расположены по прямой оси, созданы анфилады залов, облицованных каменными плитами с изображением сцен охоты, войн и дворцовой жизни. Фасады были украшены изображениями Ламаша, но впервые перестала высекаться 5 нога, вероятно под влиянием более реалистического стиля в искусстве. Синаххериб перестал бояться врагов и наемных убийц. Синаххериб, по представлению историков, был первым императором на ассирийском троне Ниневии, которая стала центром цивилизации, так же, например, Нерон в Риме. Ниневия стала символом убийства, грабежей, угнетения, насилия над слабым, войны, кровавой смены правителей, которые держались на троне только за счет террора и которым почти никогда не удавалось уйти своей смертью.
Про стены Ниневии говорили, что она «та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов». Она стояла на фундаменте из 4 плит, стоявших по ее углам. В ширину имела 40 кирпичей (10м), в высоту - 24 м. в ней было 15 ворот, вокруг - был ров шириной 42 м. настоящим чудом архитектуры того времени был мост через реку, ведущий от Садовых ворот.
В западной части города располагался дворец Синаххериба. Он приказал срыть старые постройки, мешавшие строительству, так как его обуревала строительная горячка. Это особенно сказалось в Ашшуре при строительстве храма главного божества города. Вокруг храма на площади в 16 тыс.м² в скалах были пробиты огромные ямы, соединенные между собой подземными каналами. Ямы были наполнены землей, так как царь хотел видеть здесь сад.
Так же изменения произошли и в каноне изображения. На рельефах Синаххериба фигуры становятся меньше, мастер от фризового построения переходит к объединению ландшафтом всей настенной композиции, что отличает его от ранних колоссальных рельефов, хотя и теперь отдельный человек их не интересует.
Дворец Ашшурбанипала
Временем последнего расцвета Ассирийского царства становится время правления Ашшурбанапала (668-633гг. до н.э.), который был не только типичным восточным тираном, но в то же время был интеллектуалом, покровителем искусств и просто просвещенным человеком. Он был страстным собирателем глиняных книг, за которыми он посылал своих приближенных покупать где только возможно, или копировать, если была такая необходимость. С другой стороны Ниневия - логово львов, что во многом связано с тем, что во дворце Ашшурбанипала, страстного любителя охоты, было множество изображений его схваток во львами, о чем будет сказано позднее.
Так же он продолжил завоевательную политику своих предшественников, несмотря на то, что ему много труда стоила борьба за поддержания единства в государстве. Все восстания были подавлены с жестокостью.
Когда был открыт дворец Ашшурбанапала с его обширной библиотекой, несистематичность раскопок не позволила восстановить план и детали дворца, поэтому наиболее полное исследование можно провести произведениями станкового искусства - рельефами, скульптурами.
Обширная библиотека Ашшурбанапала была перевезена в Британский музей. Большая часть табличек была разбита, поэтому Лейярд, обнаруживший библиотеку, предположил, что она находились на 2 этаже, который обрушился. Было найдено в общей сложности более 30 тыс. табличек, которые ассирийские цари заставляли копировать во всех знаменитых центрах - в Уруке, в Сиппаре, Вавилоне. В этих табличках содержатся все труды, сводки познаний предыдущих времен. «Книги» были систематизированы, существовали словари и предметные указатели, отдельные серии хранились в деревянных ящиках - доказательство высокой ценности и заботы о трудах. Есть текст, ставящий книгу под охрану божества: «Копия такого-то. Тот, кто боится бога Набу, да не повредит и да не унесет ее».
В Британском музее шла активная работа по расшифровке библиотеки Ашшурнасирапала. Особенно интересен был расшифрованный текст «О Все Видевшем», где рассказывалась история потопа, открытый молодым ученым Дж. Смитом. Благодаря широкому интересу общественности Смит смог отправиться в Персию и в 1873г. нашел недостающие части «книги», которая была признана великим памятником литературы и поэзии. Героя повести зовут Утнапиштим. Первые 10 таблиц посвящены Гильгамешу, который встречает в странствия бессмертного Утнапиштима и спрашивает его о бессмертии, тот же говорит о близящемся потопе. Утнапиштима предупреждают о потопе, и бог разума и морской бездны Эа советует ему построить корабль. Когда же начался потоп, первыми пожалели о нем сами же боги. Корабль пристал к вершине горы Нисир, к юго-востоку от Ниневии, за Тигром и Нижним Забом. На седьмой день был выпущен голубь, но тот вернулся, затем - ласточка, последним был послан ворон: «Пустившись же ворон спад воды увидел, не вернулся: каркает, ест и гадит». Там был поставлен жертвенник, поставив 7 и 7 курильниц с кедром, тростником и миртом. Боги пришли к приносящему жертву. Однако глава богов Бэл-Энлиль возмутился тем, что кто-либо из людей остался жив, так как никто из смертных не должен был остаться в живых. Но Эа, бог разума, отстоял Утнапиштима, после чего сам он и его жена стали богоподобны. Сказание о потопе есть и у других народов, но наиболее выразительно именно сказание «О Все Видевшем». То, что потоп был реален говорит и тот факт, что вавилонское летоисчисление делится на «до потопа» и «после потопа». библейский же миф появился гораздо позже, является перепевом вавилонского.
Ашшурбанапал был страстным любителем охоты, поэтому важно ознакомиться с рельефами, изображающими охоту, так как они дают наилучшее представление об ассирийском искусстве.
Мы можем выделить несколько значительных шагов по сравнению со временем Ашшурнасирапала.
1. Реализм в изображении животных был доведен до высокого совершенства, в изображении львов больше человечности, чем у человека;
2. Необычайно богато разработан прием повествовательного развертывания сюжета (например изображение льва, выпущенного из клетки);
С большим искусством построена сцена охоты всадников на льва. Центральное место - Ашшурбанапал верхом на коне и его запасная лошадь. С двух сторон их окружают львы, но участь их уже решена - Ашшурбанапал вонзает копье в пасть первого льва, второй пронзен несколькими стрелами. Таким образом, даны последовательные моменты действия.
Необычайно выразительны отдельные фигуры животных на разных рельефах (умирающая львица, собаки, стадо газелей в степи и т.д.)
РАНЕНАЯ ЛЬВИЦА
Этот рельеф был найден в Куюнджике. В тело львицы вонзились стрелы, у нее перебит позвоночник, но, волоча парализованные задние ноги, она в последнем усилии приподняла верхнюю часть туловища и, вытянув морду, застыла в предсмертном рывке. Этот рельеф по глубине экспрессии и проникновенности можно смело поставить рядом с лучшими произведениями мирового искусства.
ПИР В САДУ
Здесь есть изображение женщины - жены Ашшурбанипала. А на дереве весит голова эламского царя Теолама.
После смерти Ашшурбанапала в Ассирии началось огромное восстание, в июле 612 г. до н.э. Ниневия была взята царем Вавилона Набопаласаром в союзе с царем Мидии и подвергнута полному разрушению. Описание разрушения Ниневии есть в Библии, данное современником событий - Наумом: «Поднимается на тебя, Ниневия, рушительный молот, - охраняй твердыни, стереги дороги, опояшься, укрепись всеми силами…щит ратников его (ассирийского царя) окровавлен; воины его в одеждах багровых (...); Горе кровожадному городу, не прекращается в нем разбой. Только и слышишь хлопанье бича и стук крутящихся колес…». Разграблена и сожжена Ниневия, однако ассирийцев до такой степени ненавидели все окружающие их народы, что уничтожили город без остатка. Это было связано с тем, что ассирийцы уводили плененные народы, сажая на своих землях и обрекая на пожизненное рабство. Это находит свое отражение в рельефах с изображениями войн и грабежей ассирийских царей.
Страна была опустошена, завоеватели уничтожили ассирийских жрецов и писцов. С ними вместе погибла и клинопись в Ассиирии, в практику вошло финикийско-арамейское письмо. Однако период 2 расцвета Вавилона был не долог. В 538 г. до.э. Вавилон был взят персидским царем, одержавшим победу над Валтасаром - последним вавилонским царем, Киром 2.
Собственный вклад Ассирии в культуру Древнего мира был все же незначительным. Известно, что в литературе ей не принадлежит ничего собственного, кроме военных царских анналов, хотя даже они представляли собой замечательные, яркие своей выразительностью ритмического языка произведения с удивительной системой образов.
Характерной чертой их было то, что они всегда писались не на родном для ассирийцев диалекте, а на аккадском литературном языке - вавилонском.
На довольно высоком уровне развития находились военная техника и смежные ей отрасли- строительство мостов, дорог, акведуков, крепостей и т.д.
Архитекторы добились небывалых успехов. Здания имели глухие стены, комнаты открывались во внутренний двор. Свет проникал в помещение через небольшие отверстия, сделанные либо прямо в потолке, либо в стенах над потолком. Так как здания возводились из сырцового кирпича, который не допускает сложных архитектурных форм, то зодчие пользовались прямыми линиями, чередованием выступов и ниш, открытым портиком со столбами и 2 башнями по бокам - «хеттские бит-хилани».
Как уже говорилось раньше, зиккурат обычно имел ступенчатую конструкцию.
Однако, несмотря на то, что достижения ассирийского искусства были сравнительно невелики, оно все же в значительной степени повлияло на официальное искусство следующей великой державы - Персии, при котором были только усилены элементы трафаретности и декоративности изображений.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ АССИРИИ
ВВЕДЕНИЕ
Ассирийский народ по праву считается одним из древнейших народов мира. История ассирийцев насчитывает несколько тысячелетий.
В сокровищницу мировой культуры вошли многие творческие достижения ассирийского народа. Даже завоевательные войны ассирийских царей не всегда имели отрицательные последствия. Объединенные в составе ассирийской державы, народности и племена независимо от воли завоевателей и даже вопреки ей вступали в тесные экономические и культурные связи друг с другом, что способствовало прогрессу в различных сферах жизни.
Несмотря на то, что история ассирийцев и Ассирии преподается в университетах и школах мира более 150 лет и считается хорошо изученной, все же следует сказать, что история развития культуры этого народа все еще остается неясной до конца и требует дальнейшей разработки.
Вплоть до наших дней велись и ведутся раскопки на территории существования ассирийского государства. Археологам открываются новые города, дворцы и храмы. Производится расшифровка клинописных надписей на рельефах, клинописных табличках. Открываются новые загадки, новые факты по которым можно изучать развитие культуры в древней Ассирии.
Однако, уже по изученным фактам можно судить, что земное наследие ассиро-вавилонской культуры велико.
Знания, которые использовались ассирийским народом в древности продолжают практиковаться народами всего мира и в наше время.
В данной статьи использовано большое число источников - трудов российских и зарубежных ассириологов, а также материалов и экспозиций, расположенных в музеях России, Франции и США.
КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ АССИРИИ
ПИСЬМЕННОСТЬ
Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.
У шумеров, как и у египтян, письменность первоначально была прерогативой писцов. Вначале они пользовались грубым, пиктографическим письмом, изображая общий вид предметов, вернее их очертания. Затем эти рисунки все более и более упрощались и превращались в группы клиньев.
Ассирийцы значительно упростили клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя к горизонтальному письму. Ассирийцы и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии. Однако основным материалом для письма оставалась глина.
Писали палочкой наподобие грифеля с тупым концом в виде треугольника. После того как вся поверхность плитки была исписана, ее сушили на солнце, а затем обжигали. Благодаря этому знаки сохранялись, а плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы - эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы.
В Месопотамии существовали даже школы. Во время раскопок удалось открыть одну школу в городе Мари, а в ней - пособия для обучения и задачи для учеников. Одна из табличек провозглашала: "Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть, как солнце". Четыре курса приходилось преодолеть ученику, чтобы изучить клинопись.
Последние археологические находки позволили обнаружить на территории Ассирии даже своеобразный Университет. Примерно в 10 км. к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый Университет в истории человечества. Удалось установить название древне-ассирийского города - Шадупум, что на арамейском языке означает "счетная палата" или "казначейство". Шадупум был местом хранения важных документов Ассирии, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.
Наибольший интерес представляют имеющиеся здесь таблички, отражающие знания древних в математике и геометрии.
Например, в одной из них доказывается теорема о подобии прямых треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли еще за 17 веков до Евклида. Найдены также математические таблицы, с помощью которых, по сути дела, можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять деление и вычислять проценты. (Подробнее см. "За рубежом". 1973г., № 28, ноябрь.).
БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА
Вершины своего военного и культурного развития Ассирия достигла при царе Ашшурбанапале, который правил с 668 по 629 г.г. до Р.Х.
Ашшурбанапал заботился о культурном развитии своего царства. Особую известность приобрела его библиотека в Ниневии, которую он собирал из всех больших городов Междуречья и разместил в архивах своего дворца.
Основное место в библиотеке занимали книги религиозного и научного содержания, главным образом по математике и астрономии. И в той и в другой древние ассирийцы достигли большого совершенства.
Писцы Ашшурбанапала увековечили его боевые походы и подвиги, начертав их на больших глиняных призмах. Найдены также аналогичные надписи о военных подвигах выдающихся ассирийских царей - Асархаддона и Синаххериба. Эти тексты по своему содержанию сводятся к трем частям: а) введение, содержащее краткую молитву, обращенную к богам; б) описание деяний царя, его победоносных походов, успешно одержанных побед над врагами; в) рассказ о строительной деятельности царя. Иногда тексты посвящались описанию царских охот, особенно на львов. В них говорится также о заботах царя, связанных с развитием скотоводства, торговли, ремесел, древонасаждения, цветоводства. Все военные походы перечисляются здесь в строго хронологическом порядке, освещаются события данного царствования, обязательно указывается время составления текста.
В библиотеке Ниневии было немало текстов, посвященных древнейшим царям Ассирии и вавилонским владыкам.
В огромном количестве в Ниневийской библиотеке сохранились различные письма и депеши. Эти памятники письменности свидетельствуют о том, что древнейшие правители Ассирии и Вавилона считали такую корреспонденцию повседневной и вполне обычной.
Важное значение имели донесения военачальников о продвижениях войск, о покорении городов и областей, о судьбах плененных врагов; обращения о подвозе оружия и продовольствия; сообщения о потерях в своей армии и в армии врагов.
Очень важное место в библиотеке занимают грамматики, словари, школьные книги для упражнений в чтении по слогам.
Перечисленные выше книги входили в так называемый классический отдел библиотеки. Другой отдел можно назвать "архивным". Здесь хранились разные документы, общественные и частные. Наряду с политическими трактами, царскими указами, депешами, перечнями даней и податей, докладами царских наместников и военачальников и с ежедневными донесениями работников царских обсерваторий сюда входят бесчисленные частные документы: купчие крепости, удовлетворенные по всем правилам, за подписями и печатями, на дома, земли, рабов - на всякую собственность; кредитные векселя, контракты и договоры всякого рода. В число литературных памятников входят также коммерческие надписи и договора. В них речь идет об уровне ремесла и торговли, о путях сообщения и юридических отношениях в Ассирии. Еще Геродот отмечал, что почти у каждого жителя Ассирии и Вавилона имелась личная печать. Много таких печатей цилиндрической формы с изображениями и клинописными текстами можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.
Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.
Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.
На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.
Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.
Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.