Изображение человека в древней ассирии. Всеобщая история искусств. Искусство Ассирии. Искусство шумера, аккада и вавилонии
Глава IV. Изобразительное искусство
От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.
Об оригинальном ассирийском искусстве можно говорить только начиная с XIV-XIII вв. до н. э. Немногочисленные памятники этого времени обнаруживают ряд любопытных черт. Некоторые из них станут характерными и для периода расцвета искусства Ассирии первой половины I тысячелетия до н. э. Это, во-первых, реалистическое изображение человеческого тела на плоскости и, во-вторых, стремление к передаче развертывающегося действия в определенной последовательности.
Возьмем в качестве образца рельефное изображение на алтаре Тукультининурты I из г. Ашшура (первая половина XIII в. до н. э.). На рельефе изображены два человека, стоящие в молитвенной позе перед алтарем: один из них – коленопреклоненный. Обе фигуры изображают одного и того же царя – Тукультининурту I, который сперва подошел к алтарю, подняв руку в молитвенном жесте, а затем опустился перед ним на колени. Фигура царя в профиль в обоих случаях изображена довольно правильно. Рельеф очень плоский, фигуры несколько схематизированы и скованны.
Изображение на обломке круглой плакетки из черного камня (также из Ашшура), датируемое примерно тем же временем, носит совершенно иной характер. На фрагменте можно различить часть сцены, очень живо изображающей эпизоды битвы. В правом углу – два обнаженных падающих человека, видимо только что убитых, в левом – сцена рукопашного боя. Один из сражающихся (победитель), от изображения которого сохранились только рука и нога, хватает за волосы другого воина, а ногой наносит ему удар в солнечное сплетение (прием борьбы в древневосточном искусстве ни разу не изображавшийся), и тот падает на колени. Все фигуры прекрасно моделированы, пластичны, тщательно проработана мускулатура стройных сильных тел воинов.
Раскопки дворца Тукультининурты I обнаружили великолепные стенные росписи декоративного и орнаментального характера. Для облицовки нижней части стен применен глазурованный кирпич, причем на 600-700 лет раньше, чем в позднем Вавилоне.
Времена недавнего митаннийского господства сильно сказались на этих памятниках. Очень ясно прослеживаются хеттско-хурритские черты, которые характеризуются органичным сочетанием архитектуры и скульптуры, в то время как в шумерских и вавилонских зданиях скульптурные украшения не выдвигаются на первый план и играют второстепенную роль.
Украшение зданий рельефными изображениями гениев с головами птиц во дворце Тиглатпаласара I типично для хетто-хурритского искусства, оказавшего мощное воздействие на Ассирию. Вавилонские художники этого сюжета не использовали.
В Месопотамии найдено мало статуй, и они уступают по красоте египетским. Ассирийский известняк оказался слишком мягким и пригодным главным образом лишь для барельефных изображений. Зато ассирийские художники ваяли великолепные рельефы на алебастровых и известняковых плитах.
Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощался в образе царя-победителя,
«царя могучего, царя вселенной, сильного мужа».
Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах. Портретность здесь никакой роли не играет, черты лицы идеализируются и обобщаются, вполне точно передавая только антропологический тип. В рельефных изображениях к IX в. до н. э. уже устанавливается строгий канон – голова, нижняя часть тела, ноги изображаются в профиль, глаза – в фас, плечам придается специфический разворот: ближнее к зрителю дается в профиль, дальнее – в фас.
Круглая скульптура в ассирийском искусстве представляет собой лишь чисто декоративный элемент архитектурного ансамбля и часто подчинена рельефу.
Интересна статуя царя Ашшурнасирапала II высотой 1,06 м, представляющая собой почти правильный нерасчлененный цилиндр. Камень обработан самым тщательным образом: выделяется каждый завиток прически, бороды и усов, каждая бахромка одежды. Такое же богатое впечатление производит статуэтка Ашшурнасирапала из янтаря, инкрустированная золотом и полудрагоценными камнями. Следует учесть, что янтарь – материал очень редкий в Ассирии. Вероятно, он попадал сюда из Финикии, куда, в свою очередь, доставлялся с берегов Балтийского моря.
Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.
На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов. Вот на колесницах, запряженных резвыми скакунами, стоят бородатые ассирийские воины. Они натягивают большие луки и разят стрелами трусливо бегущих вражеских воинов; колесницами и копытами боевых коней давят, топчут раненых и убитых врагов. На другой плите ярко и выразительно изображен штурм крепости, построенной на вершине отвесной скалы в северной стране Наири.
Ассирийские рельефы привлекают своей торжественностью, выразительностью, простотой и величием. Мастера, создавшие их, любовно и внимательно всматривались в окружающую природу. На рельефах часто встречаются сцены охоты. Заслуживает особого внимания один из замечательных шедевров древней скульптуры, на котором изображена ревущая львица, пронзенная тремя стрелами. Она ревет от отчаяния и бессильной ярости, волоча по земле парализованные конечности. Талантливое произведение свидетельствует не только о хорошем знании анатомии, но и привлекает исключительным реализмом и силой воздействия, на которые способен лишь вдохновенный художник. Хотя величественную голову зверя охватили уже первые тени предсмертной судороги, в напряженных мускулах еще пульсирует горячая кровь. Воспроизведя на плите этот драматический эпизод из охотничьей жизни, ассирийский художник создал скупой, почти стилизованный рисунок львицы, благодаря чему композиция вызывает глубочайшее восхищение своей несравненной гармонией и красотой.
Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов – охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человеко-быка, неподвижно упирающиеся в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.
Художник сознательно изображал пять ног, учитывая, что их нельзя будет увидеть все одновременно. Делалось это с той целью, чтобы показать священное животное то стоящим, то идущим. В залах дворцов по стенам тянулись бесконечные скульптурные фризы. Изображения лишь слегка выступали на гладкой поверхности стены, но контуры отдельных предметов резко очерчивались резцом, чтобы вся сцена «читалась» без труда.
Каждая деталь барельефа выполнялась пластично и точно. Можно свободно разглядеть детали одежды, остроконечные шлемы воинов, колесницы и упряжь, украшенную богатым и красивым орнаментом. На рельефе времен Ашшурнасирапала (Государственный Эрмитаж) тончайшей гравировкой выполнена вышивка оборки платья.
Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя. Изображались воины, толпы пленников, прославлялись победы над врагом. В сценах кровопролитных, ожесточенных сражений, стремительной погони и яростных схваток, полных охотничьего азарта, которые сменяют друг друга на барельефах, ассирийские художники отобразили необузданные, горячие натуры царей, воинов и охотников. Все эти сцены художник видел своим зорким и впечатлительным глазом, тонко чувствующим поэзию в жизни. Очень интересны по своему содержанию сцены из походной жизни, однако выполнены они наивно. Здесь много мелких подробностей: птицы на ветках и гнездах, рыбы в воде. Люди сплошь и рядом крупнее лошадей, а птицы – деревьев. Царь обыкновенно выше своих слуг, а ассирийцы превосходят ростом своих врагов. Все головы даны только в профиль; лица часто лишены всякого выражения. Однако изображения царей и их приближенных поражают умением передавать силу и величие: у них коренастые фигуры, мускулистые руки и ноги.
Тщательная разделка камня создавала ощущение пышности, парадности внешнего облика фигур; это великолепие наряду с подчеркиванием физической мощи должно было возвеличивать могучего правителя.
Надо полагать, что ассирийские художники расписывали стенные барельефы, выполненные с удивительной пластичностью, чтобы создать им большую живость. К сожалению, краска стерлась от времени, и мы можем только догадываться о первоначальной росписи рельефов.
Изображения на рельефах времени Салманасара III стилистически близки рассмотренным. Но здесь уже определеннее проявляется направление, которое будет характерным для ассирийского искусства в целом, – повествовательность действия (развивающегося во времени и пространстве), а также документальность изображаемых событий, которые, по существу, дополняют царские анналы, рассказывающие о походах владык. Рельефы обычно сопровождались даже пояснительными подписями.
Искусство времени Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни пленных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий (перевозка по воде и выгрузка балок). Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г. Мусаир в 714 г. до н. э., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе.
Охота на онагров. Фрагмент рельефа из дворца царя Ашшурбанапала в Ниневии. Лондон. Британский музей
Все эти черты находят свое развитие на рельефах царя Синаххериба. С этого времени наступил второй этап развития ассирийского искусства. Фигуры резко уменьшаются в размерах, что позволяет разместить на одной плите гораздо большее количество изображений. Так, на рельефе, изображающем перевозку каменного быка, на площади 15 кв. м помещено более 120 фигур.
Фигура царя не занимает центрального моста в композиции – она помещена сбоку и не выделена масштабно. Введен элемент пейзажа, который играет роль орнамента.
В то же время пейзаж на рельефах Синаххериба может служить и для характеристики места действия: конница спускается по склону горы. На фоне безбрежных гор и лесов всадники кажутся крохотными. Внизу, на переднем плане, – горы, покрытые хвойными деревьями, дальше, в низине, – виноградники, за ними – река, за рекой – дорога. Над всей композицией возвышаются горы. Очень живо даны сцены переправы воинов на бурдюках.
Завершающим этапом ассирийского искусства явились рельефы на стенах дворца Ашшурбананала. В двух разных резиденциях царя они несколько различны по характеру. Во дворце Синаххериба в Ниневии, где жил и Ашшурбанапал, рельефы мало отличались от памятников предыдущего времени. Таковы битва под стенами Суз, гибель эламского царя Теуммана.
Рельефы в другом дворце, построенном при Ашшурбанапале, намного живее и свободней. Таковы, например, сцены, изображающие арабский поход царя. Характерен фрагмент со сценами из жизни военного лагеря. В одной из палаток воинам оказывается врачебная помощь (раненому дают пить, тут же стоит ложе). В другой палатке они заняты свежеванием туши. Около палаток – два верблюда, козлы и козы, видимо захваченная добыча.
Подлинными шедеврами справедливо считаются сцены царской охоты на львов, в так называемой «царской комнате». Сравнив их с ранними памятниками ассирийского искусства (рельефами Ашшурпасирапала), можно понять, какой скачок совершило ассирийское искусство за 200 лет. Это заметно хотя бы на примере характерного для всех периодов изображения царя, скачущего на лошади. Перед нами – стремительно несущийся конь, в руках царя натянутые поводья, изображение полно экспрессии, движения.
Вообще самые большие удачи ассирийских художников в это время достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора.
Мастерство художника тем более вызывает восхищение, когда узнаешь, что все эти прекрасные изображения выполнены, как это удалось доказать акад. Б. Б. Пиотровскому, путем комбинации ранее созданных трафаретов.
По мнению Б. Б. Пиотровского, законченные композиционные группы – заключительный этап развития ассирийского дворцового искусства. Ученый предполагает, что если бы Ассирийское государство сумело оттянуть свою гибель, то декорировка стен дворцов была бы чисто орнаментальной. Так, по существу, и произошло: Нововавилонское царство, которое стало наследником Ассирии, в том числе и в области изобразительного искусства, в убранстве своих дворцов использовало только декоративные мотивы.
Огромный масштаб работ по декорировке дворцовых зданий неизбежно вызывал необходимость в использовании труда большого числа художников-подсобников, резчиков по камню и живописцев-ремесленников, которые также не могли бы работать, не имея готовых трафаретов. Поэтому ассирийские цари держали в своем распоряжении гениальных художников, проявивших свое мастерство в разработке великолепных моделей.
Ассирийские рельефы IX-VII вв. до н. э., найденные при раскопках древних столиц Ассирии, заняли почетное место в крупнейших музеях мира – Англии, Франции, ГДР, Ирака, США и других стран.
Замечательные образцы рельефов из Нимрудского и Хорсабадского дворцов хранятся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.
Однако выдающиеся образцы изобразительного искусства древних ассирийцев мы встречаем не только во дворцах столицы Ассирии, но и в провинции. Самым значительным памятником провинциальной архитектуры Ассирии является дворец ассирийского наместника в Тиль-Барсибе (Северная Месопотамия, современный Тель-Ахмар). Он стоял на высоком холме и по великолепию мало уступал дворцу Саргона. В его состав входил комплекс больших дворцов и залов со сложной системой отводных и дренажных труб и даже ваннами.
Стены парадных залов были покрыты росписями, выполненными синей, красной и черной краской по белому фону. Росписи изображали царя в батальных и охотничьих сценах, причем расцветка изображений была условной (например, синие лошади, красные всадники и т. д.). В некоторых залах сохранились декоративные панно с изображением быков и козлов, обрамленные орнаментальным фризом. Росписи даны в тонкой графической манере и по живости изображения принадлежат к лучшим памятникам ассирийского искусства.
Ассирийские войска штурмуют вражескую крепость. Фрагмент рельефа
Ассирийские художники многое воспринимали у своих южных и западных соседей. Если в росписях они часто следовали образцам южной Месопотамии, то при широком применении в архитектуре скульптурных элементов (например, ортостатов, т. е. плит с рельефами, поставленных на ребро) сказалось хеттско-хурритское влияние.
Подобное использование архитектурных приемов и художественных сюжетов, заимствованных у других народов, ни в коей мере нельзя считать рабским подражанием. Ассирийцы переосмысливали чужие образцы, внося в них много оригинального.
Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей ДаниловичИзобразительное искусство В XIV-XV вв. в архитектуре большинства стран Европы продолжал господствовать готический стиль в виде изощренной так называемой «пламенеющей» готики. Отличаясь большим единством, он имел, однако, свои особенности в разных странах. Страной
Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод ИгоревичИзобразительное искусство Таковы высокие достижения древнеегипетской литературы, ярко отразившей жизнь и творчество египетского народа. Египетское искусство, древнейшие формы которого возникли в архаическую эпоху (в Vтысячелетии дон. э.), непрерывно развивалось
Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр НиколаевичИзобразительное искусство При III и IV династиях в своих изваяниях древние египетские творцы стремились к точному воспроизведению подлинника - костлявые лица первых властителей Древнего царства, горбоносый, тучный царевич IV династии, лица других современников этой
Из книги Париж в 1814-1848 годах. Повседневная жизнь автора Мильчина Вера АркадьевнаГлава двадцать пятая Изобразительное искусство. музеи Государственная поддержка искусства. Салоны. Коллекции Лувра. Музей французских памятников. Музей в Люксембургском дворце. Музей Клюни. Монетный музей. Версальский музей. Гравюры в витринах. Книжные иллюстрации.
Из книги История древней Ассирии автора Садаев Давид ЧелябовичГлава IV. Изобразительное искусство От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.Об оригинальном ассирийском искусстве можно говорить
Из книги Средневековая Европа. 400-1500 годы автора Кенигсбергер ГельмутИзобразительное искусство Римская империяУдивительное единство культуры поздней Римской империи отчетливее всего проявляется в искусстве и архитектуре. Римские храмы и театры, бани и акведуки строились практически одинаково от Испании до Малой Азии. Римские виллы с
автора Яковкина Наталья ИвановнаГлава четвертая РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX
Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья ИвановнаГлава четвертая ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Вторая половина XIX века в истории русского изобразительного искусства отмечена интенсивным и плодотворным развитием. Специфику этого процесса определяло прежде всего влияние русской действительности периода буржуазных
Из книги Как католическая церковь создала западную цивилизацию автора Вудс ТомасГлава 6 Архитектура, изобразительное искусство и католическая
Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович5. Изобразительное искусство Изобразительное искусство XIX в. отличается динамизмом, разнообразием художественных стилей, школ и направлений, ростом широкого общественного интереса ко всем видам искусства.5.1. Основные особенности. В первой половине XIX в. резко
Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич§ 5. Изобразительное искусство Те же черты можно отметить и в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой
Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна ЕвгеньевнаТема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в
Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В4. Изобразительное искусство В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства:1) графика (рисунки, силуэты);2) живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками);3) скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из
автора Петракова Анна ЕвгеньевнаТема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы
Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна ЕвгеньевнаТема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в
Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин СиммсГлава III Исламское изобразительное искусство (ок. 1258–1503 гг.) Несомненно, первые попытки создать нечто, что могло воодушевлять, внушать благоговейный трепет или притягивать человека своими внешними качествами, в равной мере были попытками обратиться к магической силе,
Искусство Ассирии выросло на фундаменте, заложенном культурой Древнего Вавилона. Ассирийские города, расположенные по среднему течению Тигра, на важных торговых путях, начали возвышаться с 14 века до н. э. Город Ашшур стал главным центром ассирийского государства. Вскоре Ассирия стала крупной военное державой, что способствовало формированию искусства, прославляющего силу победителей, воинскую доблесть. Ассирийские дворцы поражали роскошью, включали в себя храмы и зиккураты. Храмовой ансамбль Ашшура состоял из большого двора, обнесенного массивной стеной с воротами и двумя зиккуратами. Дворец включал в себя двести помещений, богато украшенных рельефами, росписями, поливными изразцами.
Сумрачные высокие залы были превращены в музеи, летописные своды военных походов и битв. Рельефы и росписи, сюжетно связанные между собой, повествовали о жизни и быте дворца. Яркость цветов и четкость контуров делали рельефы легко читаемыми.
Шеду.
Круглая скульптура играла незначительную роль в ассирийской культуре. Немногочисленные скульптуры царей передают спокойствие и могущество власти. Черты лиц идеализированы, мощь тела преувеличена. Статуи устанавливались в храмах и предназначались для воздания почестей. Дворец украшали рельефы из алебастра и известняка, изображавшие мифологические сцены и сцены придворной жизни. Рельефы располагались фризами. Монументальная живопись была представлена росписями и многоцветными панно, украшавшими ворота и дворцовые стены. Применялись орнаментальные фризы из полихромного и глазурованного кирпича, украшения из металла.
В 612 году до н. э. завоеванная Мидией и Вавилоном, Ассирия пала.
От вавилонского этапа сохранились фрагменты настенной живописи XVIII столетия до н. э., которые воспроизводят религиозные, мифологические, а также военные темы.
Изображение сохраняет жесткость традиционных установок, внося некоторые новые и более изящные декоративные элементы, такие, как растительные элементы эгейского и семитского происхождения, которые пользуются большей экспрессивной свободой.
Эти фрески распределяются на панели, отмеченные цветными полосами, с двумя центральными сценами, расположенными одна над другой. Верхняя изображает царское облачение в руках богини Иштар, которая вручает атрибуты монарху.
На нижней находятся две богини с родниковыми сосудами в руках, расположенные абсолютно симметрично.
Стилизованные пальмовые рощи отделяют центральную сцену от остальных фигур сфинксов и крылатых грифонов, расположенных по обеим сторонам секциями в вертикальном положении. Другие сцены изображают шествия жрецов, ведущих быков на жертвоприношение в качестве даров божеству. На них преобладают тона цвета охры, а фигуры отличаются большей экспрессивностью и живостью, что контрастирует с абсолютной неподвижностью прежних росписей. В ассирийских дворцах настенная живопись покрывала помещения нарративными и декоративными сценами.
Почти полностью утраченная в настоящее время, живопись, тем не менее, широко применялась в Месопотамии с IV тысячелетия до н. э., будь то как дополнение рельефов или как просто расписная композиция. Ныне значительно поврежденный фрагмент настенной живописи, которая была найдена в Тиль-Барсибе и хранится в Иракском музее, Багдад. Се палитра цветов, ровных и без блеска, которые колеблются в пределах от ярко-черного до бледно-синего и бледно-розового, придает ей особую неповторимость. Написанная в VIII в. до н. э., эта сцена являлась частью одного из фризов, который воссоздавал темы охоты Ашшурбанипала.
Контуры фигур подчеркивались черными линиями на одноцветном фоне. Для их раскраски применялась ограниченная гамма ровных цветов чистых тонов. Фигуры распределялись горизонтальными полосами, расположенными одна над другой, которые сочетали зооморфические фигуры с геометрическими мотивами.
Северная Месопотамия - Ассирия - с севера и востокa была ограничена горными цепями теперешней Армении и Курдистана (в древности стран Урарту и Мидии). К западу от Тигра, который вместе с двумя притоками, Верхним и Нижним Забом, орошал Ассирию, лежит обширная степь. С северо-запада соседом Ассирии во II тысячелетии до н. э. было государство Митанни, с юга она граничила с Вавилонией. Холмистая, хорошо орошенная местность, где была расположена Ассирия, образует естественно защищенное плато. В стране было много лесов, изобиловавших зверем, и охота, наряду со скотоводством и земледелием, составляла одно из важных занятий населения. Поля засевались пшеницей, ячменем, просом.
Богатая лесом Ассирия не была бедна и прочими строительными материалами. В частности, для скульптурных деталей широко использовался прекрасный мраморовидный известняк. Встречались также твердый известняк, базальт и другие родственные им породы. Металлы (железо, медь, свинец) ввозились из соседних горных областей.
В раннюю историческую эпоху - в IV тысячелетии до н. э. - население Ассирии состояло из народов древнейшей субарейской расы и семитов-ассирийцев, очевидно, пришельцев.
Возникновение ассирийской державы относится к III тысячелетию до н. э., к эпохе господства шумерской культуры на юге Двуречья.
Долгое время Ассирия оставалась в подчинении у своих соседей: у государств Ура, Вавилонии и Митанни. В качестве самостоятельной мощной державы Ассирия выступала дважды. Каждый из этих двух периодов её истории занимает немногим больше двух с половиной столетий (около 1400-1130 и 885 - 612 гг. до н. э.). Вершины своего могущества Ассирия достигла при Ашурбанипале (668 - 626), когда она, помимо Вавилонии, владела даже Египтом. Столица государства в разные эпохи переносилась из города в город. Наиболее значительные ассирийские столичные города: Ашур (Ассур, давший имя всей стране), Калах, Дур-Шаррукин и Ниневия. Последняя была разрушена мидянами около 607 г. до н. э.
Социально-общественный и экономический строй Ассирии в общем был сходен с южно-месопотамским. Основой ее экономики было земледелие (частично ирригационное, как на юге Двуречья и в Египте), а также скотоводство. Ассирия была страной крупного землевладения, пользовавшаяся рабским трудом, но вместе с тем она сохраняла и сельские общины.
Пользуясь наличием в стране металлических руд и других полезных ископаемых, ассирийцы создали развитые ремесленные производства. В городах жило многочисленное ремесленное население, состоявшее в значительной части из рабов-иноземцев. Почти целиком в руках иноземцев находилась и сильно развитая торговля Ассирии, на территории которой скрещивались важнейшие торговые пути Передней Азии.
По своему общему укладу Ассирия являлась резко выраженной военной державой. C XIV по VII в. до н. э., в периоды первого и второго возвышения Ассирии, жизнь ее и государственное устройство целиком подчинялись военным задачам.
Строительная техника . Ассирийские строительные летописи показывают, что из-за постоянных наводнений ассирийским строителям приходилось заботиться о сооружении прочных оснований, фундаментов и террас.
Все строительство в Ассирии было государственным, «царским» делом. Кирпичи, употреблявшиеся для строительства крупных дворцов, имели клеймо царя. В летописях ассирийских царей часто упоминается об их строительстве: «Я построил, я восстановил».
Массивные ассирийские постройки, искусственные платформы и основания требовали огромного числа рабочих. По расчетам одного из ассириологов, сооружение террасы, на которой были расположены четыре дворца Ниневии, потребовало 12 лет непрерывного труда не менее чем 10 тыс. рабочих. Имеются изображения, напоминающие египетские, посвященные перевозке колоссального полуотесанного монолита в виде быка (табл. 105, фиг. 4). Перевозки производились на полозьях с подложенными катками, при помощи рычагов.
Как в Южном Двуречье, основным строительным материалом ассирийской архитектуры был кирпич-сырец или просто «битая земля». Сделанные из этих материалов массивы нуждались для укрепления в обкладке понизу камнем или в каменных фундаментах. Облицовка сырцовой стены каменными плитами стала характерным приемом ассирийского зодчества.
Добыча камня в каменоломнях производилась, очевидно, теми же способами, что и в Египте. Для Ассирии характерна умелая и тщательная выработка больших по площади, но сравнительно тонких плит облицовочного камня, покрывавшихся плоскостной рельефной резьбой.
Кирпичи, находимые в постройках Ассирии, имеют длину от 31,5 до 63 см при толщине в 5-10 см. Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, в строительстве дворцов, храмов и ответственных оборонных сооружений; все остальные здания строились из сырца; при этом часто слои кирпича-сырца клали в непросохшем виде, благодаря чему вся кладка сливалась в одну компактную массу.
В качестве вяжущего материала ассирийцы пользовались асфальтом, хотя и реже, чем в Вавилоне (например, дворец в Дур-Шаррукине); им известны были также известь и гипс. Огромные глинобитные субструкции террас, на которых стояли дворцовые комплексы, были оборудованы особыми дренажными каналами различных диаметров и величин, иногда со сводчатым перекрытием.
Ассирийцам были известны ложный и клинчатый своды. На рельефе из Ниневии изображены здания, покрытые куполами сферической или ульевидной формы, из которых, однако, ни один не дошел до нас (табл. 103, фиг. 8). Подземные сводчатые гробницы XIII в. до н. э. (в Ашуре) перекрывались коробовым сводом (табл. 105, фиг. 7). Клинчатый коробовый свод классической формы, был использован в перекрытии монументальных входов дворца Саргона в Дур-Шаррукине. В арках этого дворца применена клинчатая, правильно выдержанная кладка кирпичей на жидкой глине. В сводах водосточных галлерей и каналов господствовала стрельчатая форма (табл. 105, фиг. 3). Для перекрытия внутренних зал дворцов и храмов ассирийцы продолжали пользоваться деревом.. В летописях имеются указания на применение в перекрытиях дворцовых помещений целых стволов кедра.
Приемы декора. Декорирование стен рельефом, изобразительной или декоративной живописью, применение глиняной орнаментации и глазури были характерными чертами ассирийской архитектуры, продолжавшей к южно-месопотамские традиции.
Чрезвычайно характерны также для ассирийской архитектуры так называемые «ламассу» или «изеду» - скульптурные изваяния в виде монументальных фигур крылатых быков или львов с человеческими головами (табл, 105, фиг. 2). Огромные монолитные «ламассу», имевшие основание около 3 м длиной и 1 м шириной, высотой до 3 м, стояли по сторонам дворцовых порталов, а иногда и городских ворот. Фигура шагающего крылатого быка или льва сбоку представляла собой горельеф с сохранением фона, а спереди была трактована как самостоятельная круглая статуя, изображавшая бородатого мужа в тиаре с рогами. При всей орнаментальности в трактовке отдельных деталей (например, шерсти и перьев) эти ассирийские изваяния свидетельствуют об умении их скульпторов наблюдать природу.
Другой значительной разновидностью ассирийской скульптуры являются плоские рельефные ортостаты. Ортостаты в Калахе, изображающие царя, его придворных и духов-охранителей, украшали стены как с внутренней, так и с наружной стороны. В композиции отдельных сцен и групп можно отметить прием, получивший позднее развитие в европейской геральдике, при котором по сторонам от центральной оси располагались строго симметрично две аналогичные фигуры.
Во внутренней отделке ассирийских дворцов значительная роль отводилась фресковым росписям; они открыты лишь в последние годы и еще мало изучены (табл. 103, фиг. 5, 6 и 7). Фигуры «ламассу» и рельефы из известняка обычно раскрашивались. Чисто ассирийским изобретением является, видимо, поливная плитка, техническое и художественное развитие которой достигают впоследствии своего высшего расцвета в Новом Вавилоне и в Иране эпохи Ахеменидов. Начиная с X в. до н. э., ассирийцы украшали, такими плитками верх стен и их зубцы (табл. 105, фиг. 6). Для предохранения стен от сырости цоколь здания покрывали глазурованным кирпичом.
Использование бронзы, часто позолоченной, в сочетании с деревом и камнем можно также причислить к характерным призмам ассирийской декорации. Перед одним из храмов дворца Саргона были найдены остатки небольших деревянных столбов, обитых листами бронзы. Сохранилась и надпись Саргона, где говорится, что он приказал исполнить из бронзы «четыре пары двойных львов» в качестве баз для столбов «бит-хилани».
На Балаватском холме возле Ниневии найдены ворота, покрытые рельефными полосами из бронзы, высотою в 27 см, длиною до 1,75 м с изображением эпизодов похода Салматасара III в страну Урарту. Позолоченная бронза, без сомнения, находила широкое применение в ассирийской дворцовой и храмовой архитектуре. Когда древние источники (в том числе Геродот) говорят, что верхний ярус вавилонского зиккурата был «золотым», то, очевидно, речь идет об обивке позолоченными листами бронзы. Применение же металла для конструктивных целей, скреп и т. п. в ассирийской архитектуре было, по всей вероятности, незначительным.
Типы ассирийского строительства
Города . Старые ассирийские города, как Ашур (табл. 102. фиг. 1) и Ниневия (табл. 103, фиг. 2.), складывалась, по-видимому, путем постепенного обрастания первоначального ядра; в большинстве случаев планировка их вызвана условиями рельефа и системой орошения местности. Вновь создаваемые города, служившие постоянными или сезонными (резиденциями царей, как Калах и Дур-Шаррукин, строились по единому заданию. Они отличались четким квадратным планом с прямолинейным расположением улиц.
Строительство городов производилось в Ассирии организованно и быстро. Города были окружены массивными стенами, о размерах которых даст представление стена Дур-Шаррукина, имевшая 23 м толщины и приблизительно столько же вышины.
Городские стены имели ворота, тщательно укрепленные фланкирующими башнями; самые ворота были деревянными, иногда они обивались металлом.
Ниневия, крупнейший город Ассирии (около 200 000 чел. населения), имела 15 ворот (табл. 103, фиг. 2). Ее улицы достигали 15 м ширины и были вымощены. Под страхом казни было запрещено нарушать линии застройки. Периметр городских стен Ниневии, образующих неправильный треугольник, достигал 12 км.
Жилой дом . Как и в Южном Двуречье, ассирийский жилой дом произошел от древнейшей плетеной хижины.
Выясненные раскопками в Ашуре планы жилых домов имели обычную для Востока форму (табл. 102, фиг. 4, 8 и 9). Массивная низкая кирпичная стена без окон огораживала участок; жилые помещения внутри двора располагались на южной стороне. Дома, видимо, были одноэтажными и не имели окон. Для защиты от жары в станах домов устраивались вентиляционные отверстия, обращенные на север. Вход находился по длинной стороне дома. В середине участка располагался открытый вымощенный двор (См. описание жилого дома «северного» типа в разделе «Архитектура Древнего Двуречья»).
Перекрытие жилого дома, по всей вероятности, было плоским. Над очагом устраивалось отверстие для выхода дыма. В Дур-Шаррукине найден упоминавшийся выше рельеф, изображающий группу зданий со сферическими ульеобразными куполами (табл. 103, фиг. 8). Однако это изображение единично, и существование куполов до сих пор археологическими данными не подтверждено. Некоторые ученые видят в этой группе зданий изображение царских амбаров-зернохранилищ.
Таблица 102. Город Ашур (Ассур). 1. План города в период между IX и VII вв. до н. э. - 2. Общий вид раскопок города (слева - зиккурат храма Ану-Адад, в глубине - большой зиккурат, справа - городская стена Салманассара II). - 3. Городские стены времени IX - VII вв. до н. э. (реконструкция).- 4. План древнеассирийского жилого дома. -
5. Ранний храм Ану-Адад (реконструкция Андрэ).- 6. Храм Иштар, план, конец III тысячелетия до н. э.- 7. Подземная сводчатая гробница. - 8. План красного жилого дома, VII в. до н. э. (а - вход, б - двор).- 2. «Красный» жилой дом (часть в плане фиг. 8), Внешний
двор
Храмы . Планы древнейших ассирийских храмов были тесно связаны с планировкой жилья. Небольшой храм богини Иштар в Ашуре (табл. 102, фиг. 6), постройка которого относится к концу III тысячелетия до н. э., явно повторял композицию жилого дома (табл. 102, фиг. 4). В основе его лежало продолговатое помещение типа комнаты с очагом; статуя богини занимала место возле торцовой стены; по длинным стенам размещались вотивные фигуры, изображавшие верующих. Вход в храмовый зал находился сбоку, т. е. основой композиции был, как и в дворцово-храмовых комплексах Мари и Ашнунака, разворот по ширине. Храм Иштар отличался, однако, от обычных жилых домов тем, что он стоял свободно, не будучи ни окружен стеною, ни застроен со всех сторон, как, например, «Красный дом» в Ашуре (табл. 102, фиг. 8 и 9).
В более позднее время, во II и тем более в I тысячелетии до н. э., ассирийский храм приобрел иную, вытянутую по продольной оси композицию. В эпоху развитого дворцово-храмового строительства в Ашуре, Дур-Шаррукине и Ниневии храм разделялся на высотную уступчатую башню - зиккурат и на нижний, как бы входной, небольшого размера храм с продольно-осевым планом.
Зиккурат - памятник шумерского происхождения. В поздней Ассирии воздвигавшиеся при храмах зиккураты были посвящены какому-нибудь одному из богов; двойной храм Ану-Адада в Ашуре имел два зиккурата (табл. 102, фиг. 5). Лучше других сохранился зиккурат в Дур-Шаррукине, нижний квадратный ярус которого занимал площадь около 1760 кв. м (42 м х 42 м) (табл. 104, фиг. 1 е). Сохранившиеся 4 этажа имели около 24 м высоты. Если предположить, что зиккурат должен был, как в Вавилонии, иметь 7 этажей по числу планет, то общая высота Дур-Шаррукинского зиккурата должна была достигать 42 м. На верхние ярусы вел пандус, опоясывающий зиккурат со всех четырех сторон. Назначение ассирийских зиккуратов, очевидно, совпадало с вавилоно-шумерским. Они служили для целей культа и связанных с ним астрологических наблюдений, которые велись жрецами.
Дворцы . В Ассирии было широко развито строительство дворцов, в планировке, конструкции и убранстве которых ассирийская архитектура достигла своего высшего расцвета. Наиболее сохранившийся дворец в Дур-Шаррукине занимает площадь около 10 гектаров (табл. 104, фиг. 1 — 3). Поставленный на огромной террасе дворец доминировал над городом, как крепость. Во дворце было более 200 помещений.
Как ранние (в Ашуре, Калахе), так и более поздние (в Ниневии) ассирийские дворцы, при больших различиях в качестве выполнения, в масштабе построек и роскоши убранства, имели одинаковое плановое расположение и устройство. Основными формами и приемами своей дворцовой архитектуры ассирийцы обязаны искусству Южного Двуречья. Вместе с тем в состав художественных и конструктивных принципов своего строительства ассирийцы включили много заимствованного с запада, из Северной Сирии и от хеттов. Ярким примером может служить заимствование Ассирией хеттского «бит-хилани».
Характерные черты бит-хилани - развертывание всей композиции в поперечном направлении и вход по оси длинной стороны зданий, оформленный двумя башнями, симметрично стоящими по бокам открытой террасы с колоннами.
Массивная глинобитная архитектура Южного Двуречья редко применяла отдельно стоящие опоры. Колонна и столб взяты архитектурой Ассирии с запада. В рельефах Дур-Шаррукина можно найти изображения таких бит-хилани, непохожих по типу на остальные здания дворца Саргона II.
Парки . Большое значащие имели в ассирийской архитектуре зеленые насаждения. К северу от Ниневии найдены следы загородного парки», а в самой Ниневии обнаружено своеобразное подобие ботанического сада. Посреди этого парка стоял киоск типа бит-хилани. Парк орошался искусственно проведенной водой.
Каналы и акведуки . Забота об орошении и снабжении водой, а также о канализации, водостоках, осушении и вентиляции может быть прослежена во всем городском и дворцовом строительстве Ассирии.
Примером крупных водопроводных сооружений является знаменитый в свое время акведук Синахериба в Ниневии, объединявший воду «восемнадцати горных рек». Развалины его дошли до нас (табл. 103, фиг. 1). Канализация и водосточные коллекторы в Ниневии и Дур-Шаррукине свидетельствуют о высокой технике их выполнения. Водостоки в жилых домах Ашура были устроены из камня, обожженного кирпича или терракоты. В Дур-Шаррукине был настоящий подземный туннель, проложенный для сбора и стока вод (табл. 105, фиг. 3).
Крепостное строительство . Ассирия вела энергичную военную политику и воздвигала много оборонных сооружений. Устройство и планировка сохранившихся стен Ашура и Ниневии указывают на высокую технику крепостного строительства (табл. 102, фиг. 1-3; табл. 103, фиг. 2). С севера и востока Ниневия была укреплена рвами, стены окружали город двумя рядами и были снабжены зубцами, между которыми ставились особые щиты для защиты от стрел и камней, выбрасываемых метательными орудиями. Имелось и особое здание арсенала. О внешнем виде ассирийского укрепленного города могут дать представление часто встречающиеся рельефы с изображением военных сцен. Например, на известном рельефе из Ниневии, Хранящемся в Берлине, изображен лагерь с палатками, на заднем плане которого видна стена с чередующимися невысокими башнями (табл. 103, фиг. 3).
На высоком уровне стояла у ассирийцев и техника дорожного строительства, потребность в котором вызывалась военным характером государства и развитой торговлей при отсутствии водных путей сообщения.
Памятники ассирийской архитектуры
Ашур . Город Ашур (в новое время - Калат Шергат), раскопанный в 1903-13 гг. археологом Андрэ, был основан шумерами около 3000 г. до н. э. (табл. 102, фиг. 1). Ашур играл роль «священного» города. В бывшем дворце властителей Ашура между XI и VII вв. до н. э. стояли саркофаги царей страны. В городе было не менее 34 храмов и часовен. Стоя на скале высотою в 25 м, окруженный течением Тигра и каналами, город Ашур должен был представлять исключительно живописное зрелище. Для его силуэта были характерны три зиккурата: один относился к главному храму Ашура, два других - к упомянутому двойному храму бога Ану и его сына Адада (табл. 102, фиг. 2 и 5).
Построенный в XI в. до м. э. храм Алгу-Адада имел перед симметрично расположенным фасадом, как бы распадающимся на две части, двор с колодцем; его ворота носили крепостной характер. Храм до нас не дошел, реставрация, сделанная Андрэ (табл. 102. фиг. 5), воспроизводит массивный характер постройки и указывает на ее большую компактность и высотность по сравнению с подобными храмами Южного Двуречья (например храмом Ану-Антума в Уруке).
Дворец Ашурнасирпала в Калахе . Следующим по времени значительнейшим памятником архитектуры Ассирии был дворец Ашурнасирпала в Калахе (современный Нимруд). В этом дворце, построенном между 884 и 859 гг. до и. э., уже заметны те приемы сочетания архитектуры со скульптурой, изобразительными искусствами и декоративной, орнаментацией, которые потом достигли высшей точки развития в Дур-Шаррукине и в Ниневии.
Обильно украшенный скульптурой калахский дворец дает представление о двух декоративных элементах архитектуры, постоянно встречающихся и впоследствии. Это, во-первых, описанные выше крылатые статуи священных животных, гениев, быков или львов, охраняющих входы, так называемые «ламассу»; и, во-вторых, - повествовательные рельефные ортостаты, располагавшиеся в нижней части кирпичных или глинобитных стен. Характерным для ассиро-месопотамской, как и для хеттской композиции является размещение главнейших изображений и надписей внизу стен, на уровне глаз. Ортостаггные плиты, ставшие впоследствии чисто декоративными, имели, при поверхности свыше 7 кв. м, толщину иногда не более, чем в 20 см. Их происхождение было явно конструктивным; первоначальным их назначением было укреплять и поддерживать мaccy битой земли, глины илй сырца, составлявшую террасы или стены крупных ассирийских построек, и способствовать гидроизоляции субструкций.
Дворец Саргона в Дур-Шаррукине . Наиболее известным памятником ассирийской архитектуры остается до сих пор дворец Саргона II в Дур-Шаррукине - современном Хорсабаде; (табл. 104, фиг. 1-3; табл. 105, фиг. 1-3). Город Дур-Шаррукин был выстроен в течение 4 лет (711-707 гг. до н. э.) по заранее задуманному плану по распоряжению Саргона, наметившего его для своей резиденции. Площадь города составляла около 280 гектаров (1780 м х 1685 м). Сетка его улиц была прямоугольной. Дворец возвышался над городом на огромной, специально сложенной террасе. Высота ее гладких, обращенных к городу стен, составляла 14 м. Сооруженная из «битой земли», она заключает 1.300 000 куб. м кладки. Вся кладка пронизана системой сточных и вентиляционных каналов и укреплена со всех сторон массивными каменными глыбами весом до 24 тонн; На террасу вели пандус и лестницы. Строительство подобных террас было характерным приемом в Южном Двуречье, где оно вызывалось необходимостью защитить сооружения от разливов рек. В Дур-Шаррукине терраса выполняла задачи оборонного характера, одновременно придавая дворцу исключительно величественный вид.
Дворец был расположен таким образом, что наполовину выходил за пределы городской стены. Несомненно, что дворец был задуман как крепость, защищающая его жильцов не только от внешнего врага, но и от обитателей самого города. Он состоял из 210 зал и 30 дворов. Монументальный вход в огромный комплекс дворов и в зал был очень декоративен и строго симметричен: но в плане всего дворца господствовала асимметрия, композиция комплекса был замкнутой. Отчетливо выделяются три или даже четыре труппы помещений, различных по своему назначению и изолированных одна от другой. В центре всей площади находился «сераль» (Названия «сераль», «хан», и «гарем», - более позднего происхождения; они применяются в научной литературе для обозначения соответствующих главных частей древнейших дворцов, ввиду сходства их в этом отношении с более поздними, например арабскими и турецкими, дворцами Ближнего Востока) - официальная часть дворца (табл. 104, фиг. 26) с большими приемными залами и дворами. В серале была сосредоточена наибольшая роскошь убранства. Парадные залы были облицованы каменными плитами с рельефными изображениями. Направо от главного входа а, который вел из города на парадный двор, помещались более тесные и скромно декорированные служебные помещения - «хан» в. Слева от входа, по другую сторону большого двора, разделявшего все три группы помещений, находился «гарем» со своими дворами г. В четвертую группу дворцовых помещений входили храмы и зиккурат е. В глубине всей площади стояло здание павильонного типа д, по-видимому, летнее жилище царя. Оно построено по типу сиро-хеттского бит-хилани, как обычно строились в поздних ассирийских дворцах такие помещения. Все эти группы помещений имели выходы на средний двор, а между собой сообщались только небольшими проходами, легко преграждаемыми в случае надобности. В основе такой планировки лежало стремление создать возможность обороны даже в отдельных помещениях в случае попыток дворцового переворота.
До сих пор неясен вопрос о перекрытии главных зал ассирийских дворцов. В калахском дворце Ашурнасирпала ширина зала не превышала 7 м, во дворце Саргона она достигала 10 м; ширина дверей равнялась 3 м. Судя по текстам Ашурнасирпала, в Калахе были деревянные плоские потолки из стволов кедра и пальмы. Во дворце Саргона чрезвычайная массивность стен позволяет думать о применении сводчатого перекрытия. Доказано его применение для входов (украшенных по полуциркульному своду поливными плитками) и для храмов. Во дворце Саргона камень использован больше, чем в других ассирийских дворцах. Только очень высоко стоящая строительная техника могла позволить воздвигать такие арки, как полуциркульная арка главного входа этого дворца, имевшая пролет в 4,30 м при высоте замка в 5,46 м от пола (табл. 104, фиг. 3). Стены Дур-Шаррукина были сложены до высоты 1,10 м из камня, а выше были выполнены сырцовой кладкой. По вертикали они были расчленены чередующимися выступами и углублениями. Высота ортостатов доходила до 3 м. Нижний фриз одного из входов гарема облицован плитами с изображением зверей, птиц, деревьев.
Главный вход фланкировали две башни с аркой между ними (табл. 104, фиг. 3). Внизу они имели фриз, образованный фигурами колоссальных «ламассу» (всех «ламассу» во дворце было не менее 28), между которыми находился горельеф, изображающий национального героя шумеро-ассирийского эпоса Гильгамеша, душащего льва.
Отделка дворца (облицовка стен ортостатами с рельефными изображениями, штукатурка и поливные плитки, украшения из бронзы, наряду с вертикальным членением стен) может быть признана в целом наиболее характерным образцом декоративных приемов ассирийского зодчества.
Ниневия . Дворцы Синахериба и Ашурбанипала. Памятник ассирийского строительства последнего периода сохранились в Ниневии, древнем городе, особенно застраивавшемся при Синахерибе, сыне Саргона. Синахериб построил в Ниневии грандиозный дворец на террасе, достигавший 30 м вышины. Раскопки дворца дали, однако, меньше для истории архитектуры, чем дворец в Дур-Шаррукине.
От дворца последнего из крупных властителей Ассирии, Ашурбанипала, в Ниневии сохранились исключительные по художественному интересу рельефы, хранящиеся ныне в Лондоне (табл. 103, фиг. 4).
В целом, однако, искусство эпохи Ашурбанипала свидетельствует уже о некотором измельчании стиля и об отсутствии монументальной силы в сооружениях этого времени.
Роскошь и перегрузка деталями заменили здесь простоту и силу, которые характерны для более ранних памятников Ассирии.
Особенности стиля ассиро-вавилонской архитектуры
Массивность . Основным средством художественного воздействия архитектуры Месопотамии была монументальная, объемная масса.
Впечатление от массивности сооружений в значительной степени увеличивалось благодаря наличию монументальных террас-платформ, на которых возвышались месопотамские сооружения. Египетские памятники, даже в том случае, когда они контрастировали с окружающей природой, никогда не отрывались от нее. Месопотамские сооружения, приподнятые на массивные глиняные пьедесталы, резко отрывающие архитектуру от окружающего ландшафта, подчеркивали с громадной силой и остротой основные черты художественного воздействия архитектуры стран Двуречья: ее массивность и тяжесть.
Пространственные особенности . В египетской архитектуре одним из приемов решения внутреннего пространства было последовательное его развертывание по продольной оси. В Ассирии и Вавилонии мы имеем дело либо с асимметричной, сбитой с осей системой размещения помещений, либо с явно выраженным поперечным развертыванием пространства.
Продолжая развитие пространственной схемы древнего жилища Северной Месопотамии, ассирийские храмы часто имели вход в одной из длинных стен сбоку (храм Иштар в Ашуре).
Ассирийские дворцы имели несимметричную схему расположения основных групп и ряд дворов, окруженных узкими помещениями, вход в которые большей частью располагался в длинной стене.
Асимметрично были расположены большие входные дворы во дворце Саргона в Дур-Шаррукине и въезды в них, хорошо охраняемые башнями крепостного типа. Входы в следующие помещения были смещены с оси наружной двери. Характерная для крепостного строительства ломаная линия определяла в поздней Ассирии и планировку большинства дворцовых комплексов.
Однако в Ассирии значительное распространение получает и анфиладное полусимметричное расположение помещений в группах основных зал. Так, идущий по ломаной линии вход из большого двора сераля в Дур-Шаррукине приводит в квадратный приемный двор, из которого по всем направлениям расходятся находящиеся на прямых осях анфилады поперечно расположенных зал (своей длиной повторяющих ширину двора). Такая же система двух выходящих во двор анфилад построена вокруг главного квадратного помещения гарема. Однако здесь эти анфилады приводят к продольно расположенным залам. Раньше в Древнем Двуречье такие анфилады во дворцах встречались редко. Теперь же они получают главенство в основных помещениях.
В дальнейшем продольные осевые направления еще больше начинают вытеснять живописное расположение помещений ранних планировок. Однако новые принципы композиции еще не доведены до конца. Пересечения анфилад не совпадают с центрами средних квадратов. Парадно оформленные двери не находятся точно на оси фасадов и дворов. Принцип симметрии на фасадах действует пока еще на коротком расстоянии. Соседние с архитектурно подчеркнутым входом элементы - башни и полукруглые арки добавочных дверей - ставятся на равных расстояниях от композиционного центра. Однако дальнейшие части фасада (или интерьера) делаются произвольной длины. Поэтому при наличии многих симметрично решенных фрагментов зданий в Дур-Шаррукине нет ни одного до конца проведенного симметричного фасада.
Планировка городов в военных деспотиях Ассирии и Вавилона приобрела черты организованного военного лагеря, окруженного жилыми кварталами со свободной планировкой. Вавилон был четко вписан в прямоугольник с правильной сеткой основных улиц. Еще большей правильностью обладал план города Борсиппа, доведенный, подобно плану города Дур-Шаррукина, почти до точного квадрата.
Черты большой правильности обнаруживаются в планах поздних ансамблей. Во дворце Навуходоносора в Вавилоне основные пять дворов расположены на одной прямой, выходящей на улицу священных процессий. В средних трех дворах входные проемы расположены на одной оси по принципу анфилады. Продолжение этой оси (идущей почти точно по линии запад-восток) определяет положение основных ворот въезда во дворец, однако вследствие поворота линии улицы священных процессий внутренние двери первого двора не попали на ось главной анфилады. В планировке дворцового комплекса последовательно проведено чередование поперечно вытянутых и квадратных дворов, разделенных узкими небольшими помещениями, подчеркивающими размеры открытых пространств дворов. Три задних двора в поперечном направлении были построены симметрично; причем добавочные симметричные анфилады имели увеличивающуюся глубину; ко дворам добавлялись с юга сначала одна, затем две и, наконец, три комнаты (одновременно с увеличением числа комнат уменьшался их размер).
Отличие в планировке храма и дворца, наблюдавшееся, например, в раннем Ашнунаке, в Вавилоне сгладилось. Храм Нин-Max около ворот Иштар повторяет в основном схему дворца. Общая продольная ось главных помещений не совпадает с осью внешнего входа. Функционально оправданная в крепостном строительстве усложненность линии входа перешла в храмовую схему в качестве общего композиционного приема. Как во дворце, боковые помещения храма были распределены неравномерно по длинным сторонам объема.
По сравнению со строгой последовательностью развертывания помещений по продольной оси в египетском храме ансамбли Двуречья производят впечатление случайного сочетания дворов, длинных и узких помещений, маленьких каморок. Между тем, в этой видимой случайности заключается своеобразное понимание ансамбля и внутреннего пространства, где живописно-функциональное построение плана и поперечное развертывание больших помещений стали привычными для архитектуры стран Двуречья и исходными для архитектурного развития Ирана, а также всей мусульманской архитектуры Востока.
Стена и свод . Свободно стоящая колонна не получила в архитектуре стран Двуречья такого большого развития, как в Египте. Взамен этого исключительное значение, в качестве средства художественного воздействия, приобрела стенная поверхность. Можно смело сказать, что стена, как таковая, была важнейшей художественной темой в архитектуре Месопотамии.
Дальнейшее логическое развитие стенной поверхности проявилось в Месопотамии в появлении сводчатых покрытий. Коробовый свод, абсидальные помещения с конхами, купол - все эти приемы криволинейных перекрытий возникали как естественный переход стенной поверхности непосредственно из вертикального направления в горизонтальное.
Принципы решения стенной поверхности . Стена в архитектуре стран Двуречья обычно не приобретала структурных расчленений на несущие и несомые части. Наоборот, в стене, в ее декоре всегда подчеркивалась однородность поверхности, и вследствие этого вся ее трактовка приобретала специфический декоративный характер.
Эта концепция возникла еще на заре своего развития в тростниковой конструкции, которая сплошь покрывалась циновками. С переходом на глинобитные и кирпичные конструкции этот принцип сохранился на все время дальнейшего развития месопотамской архитектуры в качестве пережитка. В общем можно отметить несколько характерных приемов решения стенной плоскости.
Продолжая традицию Древнего Двуречья, месопотамские зодчие украшали стены зданий вертикальными желобками и членили их значительным количеством башнеобразных выступов.
Повторяется также старый прием обработки стены рядом соприкасающихся друг с другом столбиков. Однако при этом стала значительно сложнее обработка завершения стены, которая покрылась зубчатым ступенчатым парапетом. Эти зубцы легко получались при кладке верха стены из обожженного кирпича. Окаймляющие полосы подчеркивали сложность завершения; нависающие верхние части башен, видные на многих ассирийских изображениях, еще больше осложняли силуэт сооружений.
Значительную роль в ассиро-вавилонской архитектуре играли арки и своды. Главный вход дворца в Дур-Шаррукине состоит из ряда удаляющихся в глубину арок, зажатых между мощными башнями. Кривая арки ясно подчеркивалась обрамлением. Ее клинья оставались открытыми, иногда ее очерчивал фриз из глазурованных кирпичей.
Нижняя часть стен во второстепенных местах была совершенно гладкой, а во входах и парадных помещениях украшалась каменными ортостатами, употребление которых было заимствовано из хеттской архитектуры. Скульптурные изображения животных и людей покрывали сплошной лентой огромные пространства приемных зал и обычно передавали историю побед и завоеваний. Входы часто символически охранялись духами-охранителями в виде крылатых быков с человеческими головами. Все эти скульптурные изображения подчинялись архитектурным формам, следуя за изломом стен, и своим плоским рельефом еще более подчеркивали преобладание и мощь стены.
Представление об ассирийских колоннах мы имеем, главным образом, на основании сохранившихся изображений. Очевидно, колонны применялись редко. В большинстве случаев они имели простую геометрическую форму. Их базы и капители часто имели форму гладкой или орнаментированной луковицы. Некоторые образцы капителей в виде закручивающихся двух-ярусных валиков или корзинки с загибающимися листьями являлись предтечами ионийских и коринфских капителей. Из хеттского искусства была перенята форма базы в виде льва или сфинкса с валиком на спине, на который опирался ствол колонны.
Синтез искусств . Большое значение в ассиро-вавилонской архитектуре имел цвет. Наличие различных горизонтальных поясов, покрытых несколькими основными цветами, в сочетании с вертикальным членением на небольшие выступы и углубления, богатое применение цветной керамики, плиток с красочным узором и блестящей поверхностью и поливных кирпичей разных цветов, обилие медных украшений и множество каменных и медных рельефных изображений животных, применение некоторых драгоценных пород камея, золота и серебра в тронных залах и святилищах - все это предоставляло архитектору богатую палитру для художественного выражения. Для низа стен употребляли черную краску, а для верхней ее части зеленую, белую, желтую, темно-красную и синюю. Скульптурные изображения раскрашивались в синие, алые и фиолетовые тона. Фоном в эмалевой облицовке служил темно-синий цвет; для изображений употреблялись желтый, зеленый, черный и белый цвета.
В орнаментах объединялись геометрические фигуры и стилизованные растения. Чаще всего применялись уступчатые зубцы, арабески, пальмовые листья, лотосы и розетки, похожие на египетские. Все эти мотивы достигали большого изящества и в соответствии с занимаемым ими местом получили разнообразную форму и величину. Высокого уровня достигло искусство кладки разнообразных узоров и изображений из поливного цветного кирпича.
Эти своеобразные приемы трактовки стенной поверхности стали исходной точкой развития всей позднейшей архитектуры стран мусульманского Востока.
Но история развития искусства Ассирии восходит к более ранним периодам. В III тысячелетии до н. э. Ассирия находилась под сильным влиянием шумерийской культуры . В одном из святилищ этого времени, святилище богини Иштар в городе Ашшуре - древней столице Ассирии, были найдены статуэтки, напоминающие шумерийские. В XV веке до н. э. Ассирия попала в зависимость от государства Митанни в северном Двуречье. Искусство Ассирии впитало в себя очень многое от митаннийского и хеттского искусства. Но наивысшего развития искусство Ассирии получило только в I тысячелетии до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.
Централизация власти в руках ассирийских царей способствовала тому, что к искусству предъявлялись совершенно определенные требования: прославлять деяния царя и военную мощь Ассирии.
Дворец Саргона II
Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII века до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Он был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца было включено и святилище с башней-зиккуратом из семи уступов. Входы перекрывались арками , а по сторонам их были помещены монументальные фигуры «шеду » или «ламассу» (как их называют ассирийские тексты), привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую скульптуру (Париж , Лувр). Интересен приём-изображение пяти ног, чтобы и входящий и проходящий мимо мог видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.
В некоторых частях дворца были использованы в качестве несущих опор колонны с каменными базами и деревянными стволами.
В декорацию дворца Саргона II (например, в оформление входов) были введены и изразцы - глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой . Около дверей стояли высокие «деревья жизни », окованные металлом , на вершинах которых были укреплены пальмовые листья из позолоченной бронзы . Красочность в отделке дворца сочеталась, по-видимому, с умелым введением озеленения на террасах.
Скульптура
В пластике Ассирии преобладает рельеф . Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.
От времени Ашшурнасирапал II дошла замечательная алебастровая статуя самого Ашшурнасирапала II (Лондон , Британский музей , высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Композиция её строго фронтальна, образ царя идеализирован.
Во дворце Ашшурнасирапала сохранились очень низкие, плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они грубоваты, суровы по стилю и представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен. При общей анатомической правильности, детальной проработке мускулатуры ног и рук изображения людей и животных отличаются скованностью. Общая схема рельефов ко времени Ашшурнасирапала II уже вполне установилась.
Роспись
Росписи, которыми были украшены некоторые помещения дворца Саргона II, изображали процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.
Во дворце царя Синаххериба (705-681 годы до н. э.), сына Саргона II, в Тиль-Барсибе, городе, расположенном на одной из главных дорог, связывавших Ассирию с Сирией , также были росписи на стенах, изображавшие царя и его деяния (фрагменты в Париже, в Лувре и в музее города Алеппо). В стилистическом отношении эти росписи неоднородны и охватывают период от второй половины IX века до н. э. до середины VII века до н. э. Исполнены они по белой известковой обмазке, которая тонким слоем наложена на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Местами можно проследить даже технику работы художников, последовательные стадии этой работы. Сначала чёрной краской наносились контуры изображений, а затем уже накладывались краски: красно-коричневая, ультрамариново-синяя, чёрная и белая, реже - розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.
Дворец Ашшурбанапала
Последний период расцвета ассирийского искусства наступил во время правления Ашшурбанапала , во второй половине VII веке до и. э. Раскопки открыли развалины его дворца в Ниневии (современный Куюнджик), где, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, были найдены глиняные таблички с клинообразными текстами , составлявшие знаменитую библиотеку Ашшурбанапала , давшую возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры.
Рельефы, по-прежнему, прославляют царя, изображают военные сцены и сцены охоты. Исполнены же они неодинаково: одни работы выполнены первоклассными мастерами, другие - ремесленниками. Рельефы условно раскрашивались. Однако в отличие от произведений предыдущего времени, в них с большим мастерством передаётся движение фигур. Рельефы показывают последовательное развитие действия.
От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности. Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах. Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников. На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.
Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.
Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя. Искусство времени правления ассирийского царя Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий. Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г.Мусаир в 714 году до Р.Х., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе. Вообще самые большие удачи ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора. Ассирийские рельефы IX - VII в.в. до Р.Х., найденные при раскопках древних столиц Ассирии, заняли почетное место в крупнейших музеях мира - Англии, Франции, Германии, Ирака, США, России и других странах.