Гимназия медведниковых. Первое сентября по-имперски или «Куда отправляли своих детей родители до революции. Демократические принципы работы школы
Московская гимназия имени И. и А. Медведниковых (1901-1917)
История возникновения гимназии такова.
Александра Медведникова, вдова коммерции советника Ивана Мед- ведникова, завещала огромные суммы на пользу людям. Среди других добрых дел еще при своей жизни дарительница обсуждала вопрос о создании хорошей школы. После ее смерти за это дело взялся ее душеприказчик Н. А. Цветков, который и стал учредителем гимназии. В своем ходатайстве об учреждении гимназии он поставил условие о присвоении этой гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых. Так гимназия стала памятником добрых дел.
Разрешение Министерства просвещения на создание гимназии в Москве было получено, и началась энергичная работа по строительству здания, оснащению кабинетов и т.п. Все это было сделано на завещанные средства.
Организация школьной жизни. Плата за обучение - по 100 руб. в год с каждого ученика гимназии или подготовительных классов. Стоимость же обучения каждого - 290 руб. в год. От платы за обучение освобождались 30 беднейших учеников (из 280), они считались стипендиатами им. И. и А. Медведниковых. Они освобождались и от платы за завтраки (25 руб. в год).
В классах было по 47-50 учащихся.
Распределение учащихся по вероисповеданию и сословиям (общее число учащихся - 279)
Четырехэтажное каменное здание, построенное для гимназии, было светлым и просторным. Кроме 12 классных комнат было четыре зала: актовый, музыкальный, гимнастический и рекреационный; четыре кабинета: физический, естественный, исторический и географический; три кабинета врача; а также класс ручного труда, лепки, рисования; библиотека, канцелярия, два буфета. На физическое состояние учащихся обращалось особое внимание, за их здоровьем наблюдал врач. Спорт, гимнастика, подвижные игры были введены в обиход школьной жизни, что было нетипично.
В гимназии было хорошо организовано и питание гимназистов, все получали горячие завтраки.
Обучение гимназистов. Обучение детей было так же тщательно продумано и хорошо организовано, как и физическое развитие. При гимназии имелись обширная библиотека и замечательные коллекции наглядных пособий.
Учителя применяли новые методы преподавания. Так, в старших классах часто читались лекции, сопровождавшиеся показом наглядных пособий, что для того времени было редкостью. Наглядность в преподавании использовалась почти по всем предметам. Хорошо был поставлен курс рисования и лепки. Гимназия располагала прекрасно оборудованными мастерскими, рисовальными классами.
Уроки дополнялись внеклассными занятиями. Талантливо и умело учащиеся привлекались к деятельности драматического кружка. Под руководством преподавателя русского языка и литературы они ставили старинные русские пьесы.
Занятия рисованием, лепкой, пением, ручным трудом проводились как в урочное, так и во внеурочное время. Пению обучались все. Занятия музыкой, лепка, работы по дереву были для желающих. Ученические спектакли, литературные вечера, гимназический оркестр и хор были также средствами художественного и нравственного воспитания.
Несколько раз в году, преимущественно в середине первого полугодия и на масленицу, проводились балы, литературные и музыкальные вечера; устраивалась рождественская елка.
Организовывались и платные постановки ученического театра «в пользу Общества вспомоществования недостаточным учащимся» - результат деятельности наиболее прогрессивно и демократически настроенных педагогов. Для помощи в постановке спектаклей часто привлекались профессиональные актеры и режиссеры. Характерно, что в большинстве случаев они работали бесплатно, принося свои знания и умения в дар гимназии.
Воспитание гимназистов. Наказанием в гимназии было лишение права ее посещать. К этому приходилось прибегать не часто, но всегда за серьезные проступки и по договоренности с родителями. Родители действовали сообща с воспитателями.
Большое внимание уделялось развитию духа товарищества и взаимопомощи, дружбы. Доносы, жалобы не поощрялись. Детям постоянно внушалась мысль, что позорно обижать младших и слабых. Болес сильные в учении с самого первого класса всегда помогали слабым.
В то же время развивалась ответственность за себя, самостоятельность. Самостоятельное выполнение учебных заданий, забота о чистоте и опрятности, о своих вещах, учебных пособиях, классной мебели необходимы были для каждого гимназиста. Дежурные в фартуках со щетками и тряпками ежедневно убирали классы, постоянно и педантично следили за чистотой. Не было случая, чтобы кто-нибудь испортил свой стол.
Нравственное воспитание было положено в основу всей работы гимназии. Нравственно совершенная личность рассматривалась как носительница идеалов истины, добра и красоты; для успеха воспитания необходимо было опираться на лучшие стороны души ребенка.
Отношения в гимназии между учащимися и учителями установились простые и сердечные. Воспитатели стремились строить свои отношения на доверии, правдивости и искренности, старались внушить ученикам любовь и уважение к себе и к школе и сами бережно относились к их чувству человеческого достоинства.
Большое внимание педагоги уделяли изучению индивидуальности ребенка, развитию его задатков и наклонностей.
Важной частью всей работы гимназии им. Медведпиковых была связь с родителями. Традиционно между родителями и школой бытовали враждебные отношения. В русском обществе установилась печальная привычка унижать школу, относиться к ней с озлоблением - и все это на глазах детей. Здесь все было иначе.
Отношения с родителями. На нервом родительском собрании попечитель гимназии выразил искреннюю благодарность родителям за доверие и внимание к интересам и задачам школы. А директор гимназии обратился к родителям с предложением решить, нужны ли собрания и как, когда и но каким поводам их проводить. При этом были оглашены 11 вопросов, четко сформулированных для дискуссии (желательны ли и полезны родительские собрания; нужны ли общие собрания или классные и т.п.). После оживленного обмена мнениями было принято решение устраивать один раз в году общее собрание и два раза - классные. Классные собрания решено было проводить по-семейному, за чашкой чая, но заранее всем участникам собрания должны были сообщить вопросы для обсуждения, чтобы осталось время подумать над ними и принять на собрании взвешенное постановление. Вопросы для обсуждения предлагались директором: хорошо ли составлено расписание уроков? Какой день для ученика самый тяжелый? Какие предметы даются трудно? Как помогать готовить уроки?
В начале каждого родительского собрания директор благодарил родителей за их приход на собрание и т.п. По наиболее важным вопросам мнение родителей выяснялось с помощью опросного листа; решение принималось лишь после подведения итогов опроса.
Итак, в гимназии им. Медведниковых было принято, чтобы педагоги вели себя с родителями с полной откровенностью, ничего не замалчивая, не утаивая. На собраниях разъяснялись смысл и значение многих действий или предъявляемых к родителям требований. Добрые и доверчивые отношения, возникавшие при близком общении педагогов и родителей, вели к солидарности в деле достижения поставленных целей. Кроме того, от такого сотрудничества многое получала школа, так как она могла корректировать работу, опираясь на наблюдения родителей над своими детьми.
Каким образом удавалось частным учебным учреждениям в Москве, Петербурге, российской провинции добиваться таких успехов, за чей счет существовали Медведниковская гимназия и реальное училище Мазинга в Москве, Тенишевское училище в Петербурге, громадная Кекинская гимназия в Ростове Великом? Ответ довольно прост – в основе всех этих учреждений лежали здравый расчет и добрая воля благотворителей.
В последние годы мы все чаще слышим о необходимости унификации образовательных программ, создании единой линейки учебников, объединения школ в образовательные комбинаты и упразднения специальных учебных заведений. За последние пять лет многие гимназии, спецшколы и лицеи, действительно, лишились особой поддержки государства, а многие экспериментальные образовательные программы были закрыты. На этом фоне тем более удивительным и интересным представляется тот факт, что одной из важнейших отличительных черт образовательной системы Российской Империи даже в самые неблагоприятные для нее 1880-90-е гг., когда в государственной образовательной политике преобладал реакционный дух, вполне выраженный знаменитым «Циркуляром о кухаркиных детях», было ее разнообразие. В конце XIX века на первый план выходят частные учебные учреждения
Забытые традиции
В Империи существовало множество частных и казенных учебных учреждений, программы которых (хотя и имели некоторый общий стержень), позволяли радикально пересматривать и порядок учебного процесса, и систему изложения курсов. Конечно же, основным источником новейших идей в сфере образования становились именно частные гимназии и училища, которые «при царизме», в отличие от современных, в большинстве случаев не были сословно или классово замкнутыми, а, напротив того, имели репутацию демократических заведений, чьи по тем временам очень либеральные программы курсов составляли лучшие университетские профессора. Кстати, многие представители университетской профессуры преподавали в гимназиях и училищах, и не видели в этом ничего зазорного, чего не скажешь о современных наших школах даже самого высокого уровня. Каким же образом удавалось частным учебным учреждениям в Москве, Петербурге, российской провинции добиваться таких успехов, за чей счет существовали Медведниковская гимназия и реальное училище Мазинга в Москве, Тенишевское училище в Петербурге, громадная Кекинская гимназия в Ростове Великом? Ответ довольно прост – в основе всех этих учреждений лежит здравый расчет и добрая воля благотворителей.
Хорошим примером для понимания того, как было устроено частное образование в Российской империи в начале XX века, может стать знаменитая Медведниковская гимназия. Она располагалась по двум адресам. В начале (с 1901 по 1904 гг.) в особняке князя А. Б. Голицына на Поварской улице (д. 40), построенном в 1880-х гг. по проекту архитектора А. Э. Эрихсона (по его же проектам построены издательство сытинского «Русского слова» на Тверской, аптека Феррейна на Никольской, музей Щукина на М. Грузинской). А позже (с 1904 и по сей день) располагалась в Староконюшенном переулке (д. 18)., в здании, специально для гимназии построенном по проекту архитектора И.С. Кузнецова (который проектировал так же «Деловой двор» на Славянской площади и Саввино-Сторожевское подворье во дворе дома № 6 по Тверской улице).
Фото liveinmsk.ru
Архитектура как основание удачной образовательной модели
История создания гимназии вполне типична для начала XX века: вдова купца Ивана Логиновича Медведникова – Александра Ксенофонтовна, много занимавшаяся благотворительностью, по своему завещанию оставила 2 миллиона рублей «на нужды благотворительности и просвещения», назначив своим душеприказчиком знаменитого Н.А. Цветкова. После смерти Александры Ксенофонтовны (1899 г.), коллежский асессор Николай Алексеевич Цветков распорядился часть завещанных денег выделить для создания частной гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых и строительства в Староконюшенном переулке, недалеко от церкви Иоанна Предтечи (прихожанкой которой была Александра Ксенофонтовна) специального здания для гимназии.
Архитектором был приглашен Иван Сергеевич Кузнецов, который и раньше много строил для семьи Медведниковых. Он совместно с преподавателями разрабатывал проект школы нового типа, предполагавшей обустроить пространство не только для обучения, но и для различных внеурочных и внеклассных занятий. Одним из важных новаторских элементов стало создание огромного зала под стеклянной крышей для подвижных игр во время плохой погоды, а также планомерное разделение помещений между младшими и старшими классами, которые имели не только особый вход в здание, но также и собственные рекреации и площадки для игр. Здание также было оборудовано всеми новейшими достижениями техники: лифт, телефон, электричество, водопровод, душевые кабины, автономная система отопления, система вентиляции и кондиционирования.
Парадный зал гимназии в Староконюшенном переулке.
И.С. Кузнецов, как и положено архитектору эпохи модерна, разрабатывал не только план здания и решение фасада, но также и все мельчайшие детали – расстекловку окон, форму и размер дверных ручек, тяжесть входных дверей, парты, стулья и кафедры для преподавателей в кабинетах. Им были созданы даже наброски для особенных авторских физических приборов (например, колесо машины Вирмшурста в его исполнении не только обладало необычной формы спицами, но и было снабжено чугунной ручкой в форме молнии!). Такая детальная проработка, а также создание подробной инструкции по правильной эксплуатации здания, были внове для московской публики, но именно они позволили быстро наладить образовательный процесс, не занимая головы почтенных профессоров простыми бытовыми проблемами.
Из оставшихся после строительства и отделки помещений средств по распоряжению Цветкова был образован фонд поддержки гимназии, наподобие современных эндаументов: гимназия существовала не за счет расходования вложенной в фонд суммы, но за счет процентов с нее. Это позволило учредить специальные стипендии для беднейших учеников, которые могли учиться в гимназии бесплатно. Число таких стипендиатов изначально равнялось 30, но позже стали появляться и другие «именные» стипендии. Прочие ученики платили 300 рублей в год, однако эти деньги не были основным доходом учебного зеведения – как и многие другие негосударственные учебные учреждения Медведниковская гимназия существовала за счет пожертвований меценатов, дополнительных вкладов попечителей и все более разраставшегося со временем фонда. Именно на попечителей гимназии ложилась задача поиска все новых средств для развития школы и материального поощрения ее сотрудников. Кажется, что в условиях постоянно сокращающегося государственного финансирования именно такая задача ложится на плечи и современных попечителей российских школ.
Именно эта финансовая и даже — в известном смысле — политическая независимость позволяла Медведниковской гимназии развивать свою собственную модель образования, в основу которой (вопреки принципу, распространенному среди казенных гимназий), были положены не только древние языки, но и изучение современных европейских языков, современной литературы, технических и естественнонаучных предметов. Также в школе появилось множество факультативов и дополнительных предметов, что при наличии собственной столовой с горячими (по тем временам это было очень важное, даже радикальное нововведение!) завтраками и обедами, давало ученикам школы возможность находиться там большую часть дня. Конечно, внесение таких изменений требовало высочайшего согласия, но после его получения школа оказывалась практически независимой.
Демократические принципы работы школы
В гимназии работали многие известные ученые, профессора университетов, такие, как Н.М. Кулагин, С.П. Моравский, Б.А. Фохт, М.К. Любавский (последний преподавал в гимназии историю, будучи уже ректором Московского университета!). Директором школы с 1901 по 1912 годы был известный историк и педагог В.П. Недачин, который и разрабатывал основные принципы работы школы. Некоторые из них до сих пор производят особенное впечатление. Например, в основу внутришкольных взаимоотношений ставилась идея дебюрократизации, «замена формального, чисто чиновничьего отношения к делу воспитания и обучения детей отношением истинно педагогическим, т.е. разумным, сердечным, основанным на близком общении учащих с учащимися и на взаимной их любви и доверии», индивидуальная работа с каждым учеником, устранение узкой предметной специализации, создание настоящей средней «общеобразовательной» школы.
К сожалению, несмотря на заступничество попечителей и преподавателей, в 1912 году Недачин был снят со своей должности, а спустя несколько лет он эмигрировал, и стал основателем Русской гимназии в Париже, в программе которой во многом были реализованы педагогические наработки Медведниковской гимназии. Вообще программа гимназии стала основой для многих новых учебных учреждений – среди них, помимо упомянутой Русской гимназии в Париже, женская гимназия Хвостовой в Кривоарбатском переулке и Кекинская гимназия (позже — училище) в Ростове Великом.
После Октябрьской революции 1917 года фонд и попечительский совет гимназии перестали существовать, а сама гимназия была национализирована и перепрофилирована. После ряда переименований и экспериментов с программой, гимназия Медведниковых получила номер «59», а позже посвящение Н.В. Гоголю.Так она называется и сейчас.
Гимназия Медведниковых (официальное название "9-я классическая гимназия Ивана и Александры Медведниковых) - среднее учебное заведение для мальчиков Российской империи, расположенное в Москве. В настоящее время - школа № 59 им. Н. В. Гоголя.
Иркутский купец Иван Логгинович Медведников активно занимался благотворительностью в Иркутске и в Москве, куда он переехал в 1850-е годы после непродолжительного пребывания в Петербурге. После его смерти в 1889 году вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова продолжила благотворительность и, после выделения в завещании немалых сумм на конкретные цели (в том числе миллиона рублей на больницу для неизлечимо больных) завещала остальной капитал (несколько миллионов рублей) на благотворительные цели «по усмотрению» душеприказчика, коллежского советника Николая Алексеевича Цветкова.Цветков решил, что «лучшим способом увековечить её память будет дать русскому обществу такую школу, где бы серьёзность учения соответствовала возрасту, развитию и силам учащихся».
Он обратился с заявлением о намерении принести крупный дар И. и А. Медведниковых (450 тыс. руб.) Министерству народного просвещения на учреждение в Москве средней общеобразовательной школы (гимназии) нового типа.
По высочайшему повелению Николая II, гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых была учреждена 8 июня 1901 года. Открылась гимназия 2 октября 1901 года . Тогда же, в сентябре 1901 года, было заложено здание гимназии по адресу Староконюшенный переулок, дом 18 (по другим источникам, закладка произошла 12 мая 1902 года - нынешний район Арбат. Новое здание строилось по проекту художника-архитектора И. С. Кузнецова и было закончено в январе 1904 года. До этого занятия происходили в помещении на Поварской улице, 40.
Проект И. С. Кузнецова включал обширные залы и коридоры, высокие потолки, эффективную вентиляцию с пылеосадочными камерами, способную трижды обновить воздух в классах в течение каждого часа, большой гимнастический зал (построенный на деньги промышленника Н. А. Второва, земляка Медведниковых).Строительство обошлось в 300 тысяч рублей.
Оборудование гимназии также проводилось по последнему слову техники: шинели гимназистов просушивались и подогревались в раздевалке; для гимназии была заказана специально сконструированная школьная мебель, оборудованы мастерские. Общие затраты составили 1 миллион рублей.Гимназия поначалу существовала при поддержке московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.Н. А. Цветков и первый директор гимназии Василий Павлович Недачин сумели создать новый тип гимназического образования в России, рассчитывая, что по образцу Медведниковской гимназии будет перестроена вся школьная система.
Количество часов на изучение древних языков было сокращено, зато обязательным стало изучение новых: французского, немецкого, английского, расширилось преподавание мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В штат гимназии вошли преподаватель гимнастики, педиатр и дантист. Всем ученикам предлагались горячие завтраки. Родители учеников участвовали в работе педагогического совета.Предварительной подготовке учеников к поступлению в гимназию способствовала устроенная при ней особая подготовительная школа с трехлетним курсом, в которую принимались дети в возрасте 7–8 лет. Ребят учили чтению, письму, иностранным языкам, Закону Божьему.
Расписание было построено таким образом, чтобы уроки чередовались со специальным часом для подвижных игр. После подготовительного класса ученики поступали в первый гимназический класс. При этом обязательно сдавали вступительные экзамены, потому что поступали и дети, бывшие на домашнем обучении. В гимназических классах вместо специального часа подвижных игр в середине дня полагались уроки гимнастики или пения. Заканчивалась учёба в три часа дня, но многие ученики приходили и вечером: на факультативы или просто поиграть на школьном дворе, который зимой становился катком, а летом - площадкой для спортивных игр.
В самом здании были предусмотрены специальные залы для отдыха в ненастную погоду.Плата за обучение составляла 300 рублей в год, но некоторые ученики были от нее освобождены. Одним из главных условий, поставленных Н. А. Цветковым, было бесплатное обучение беднейших детей в память покойных благотворителей Медведниковых. По Высочайше утвержденному Положению об учреждении гимназии было установлено 30 стипендий имени Медведниковых .
С течением времени при гимназии были учреждены ещё четыре именные стипендии. При этом гимназия, как и все другие казённые учебные заведения, освобождала от платы за учение всех детей преподавателей средних учебных заведений, а также 10% «достойных из беднейших учеников».
Общее число всех освобождённых от платы за учение доходило до 120 человек, что составляло около 30% от общего числа учащихся. Кроме того, гимназия назначала из своих специальных средств пособия ученикам до тысячи рублей в год и освобождала от платы за завтраки 40 человек.Л. В. Собинов, у которого здесь учились сыновья, устраивал благотворительные концерты в пользу учащихся.Учебные программы этой мужской гимназии вошли в основу открывшейся в 1906 году гимназии для девочек Н. П. Хвостовой в Кривоарбатском переулке (дом № 15).
Около 1912 года директором гимназии становится Сергей Николаевич Эверлинг вместо снятого «за либеральность» В. П. Недачина.Гимназия Медведниковых перестала существовать весной 1918 года; её бывший директор В. П. Недачин вскоре эмигрировал и создал в 1920-х годах русскую гимназию в Париже (Недачин собрал в ней лучших своих педагогов, привлёк бывшую профессуру Московского университета и возродил в новых сложных условиях славные традиции Медведниковской гимназии. Не удивительно, что именно эта гимназия просуществовала дольше всех учебных заведений эмиграции).Было введено совместное обучение: часть учеников перевели в бывшую женскую гимназию Ломоносовой, а часть учениц оттуда перевели в Медведниковскую гиманзию.
Среди учеников школы (после революции) - академики С. С. Аверинцев, В. И. Арнольд, В.П. Маслов, Ю.А. Рыжов (два последних учились в одном классе), В.П. Мясников, политик и писатель В. К. Буковский, биофизик А. М. Жаботинский, основатель компании «Вымпел-Коммуникации» («Билайн») Д. Б. Зимин, фотожурналист Борис Кауфман, философ и культуролог Г. С. Померанц, протоиерей Александр Салтыков, актёр В. С. Шалевич. В школе учились также археолог Н. Я. Мерперт, актер Р. Я. Плятт, писатель-фантаст Кир Булычёв, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв, писатель М. П. Шишкин и др.
В завещании Александра Медведникова выделила часть средств на конкретные цели (например, 1 миллион рублей шел на больницу для неизлечимо больных), а остальной капитал - на благотворительность «по усмотрению» душеприказчика, коллежского советника Николая Цветкова.
Цветков решил, что лучшим способом увековечить ее память будет создать образцовую школу. 8 июня 1901 года он получил разрешение открыть гимназию имени Ивана и Александры Медведниковых. 2 октября она начала работу в доме №40 на Поварской.
Тем временем в Староконюшенном переулке заложили фундамент здания по проекту И.С. Кузнецова, куда гимназия перебралась в 1904 году.
В новом доме были большие помещения и коридоры, высокие потолки, гимнастический зал. Оборудовали гимназию Медведниковых по последнему слову техники: шинели учащихся просушивали и подогревали в раздевалке, мебель для гимназии изготовили на заказ, обустроили мастерские, а вентиляция с пылеосадочными камерами трижды обновляла воздух в классах в течение каждого часа. На все это потребовался 1 миллион рублей.
Путеводитель по архитектурным стилямН.А. Цветков и первый директор гимназии Василий Недачин создали новый тип гимназического образования в России.
Количество часов на изучение древних языков сократили, зато обязательным стало изучение французского, немецкого и английского. Расширилось преподавание мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В штат гимназии вошли преподаватель гимнастики, педиатр и дантист. Ученикам предлагали горячие завтраки. Родители гимназистов входили в педагогический совет. Стоимость обучения достигала 300 рублей в год, но некоторых учили бесплатно.
Цветков и Недачин рассчитывали, что по образцу Медведниковской гимназии будет перестроена вся школьная система. Ее учебные программы уже стали основой открывшейся в 1906 году гимназии для девочек Н.П. Хвостовой. Но в 1918 гимназия Медведниковых закрылась.
В.П. Недачин вскоре эмигрировал и создал в 1920-х русскую гимназию в Париже. А в бывшей мужской гимназии Медведниковых ввели совместное обучение. Вскоре она стала называться Опытной школой имени Томаса Эдисона. А после того, как в 1952 году в честь столетия со дня кончины Н.В. Гоголя ученики победили в творческом конкурсе, школе присвоили имя Гоголя.
История возникновения гимназии такова. Александра Медведникова, вдова коммерции советника Ивана Медведникова, завещала огромные суммы на пользу людям. Среди других добрых дел еще при своей жизни дарительница обсуждала вопрос о создании хорошей школы. После ее смерти за это дело взялся ее душеприказчик Н.А. Цветков, который и стал учредителем гимназии. В своем ходатайстве об учреждении гимназии он поставил условие о присвоении этой гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых. Так гимназия стала памятником добрых дел.
В классах было но 47-50 учащихся. Гимназия находилась в Староконюшенном переулке (вблизи Арбата). Здание было специально построено для нее, и при этом была проявлена особая забота о здоровье учеников. При сооружении здания были приняты во внимание все основные требования школьной гигиены. При гимназии имелся обширный двор с двумя площадками для игр и физических упражнений, с горками и хоккейной площадкой. В каждом классе были поставлены измерительные линейки, с помощью которых определялся рост учеников, и в связи с этим они рассаживались за партами. Школьная мебель была не стандартной, а рассчитанной на каждого ученика.
Так же, как физическое развитие детей, было тщательно продумано и хорошо организовано их обучение. При гимназии имелись обширная библиотека и замечательные коллекции наглядных пособий. В основу преподавания были положены министерские указания и программы, но в них вносился ряд изменений и дополнений; так, например, курс естествознания был развернут, широко иллюстрирован (учащиеся довольно обстоятельно знакомились с анатомией и физиологией человека на разборном скелете, опыты ставились на подопытных животных).
Учителями применялись новые методы преподавания, так, в старших классах часто читались лекции, сопровождавшиеся показом наглядных пособий, что для того времени было редкостью. Наглядность в преподавании использовалась почти по всем предметам.
На физическое состояние учащихся обращалось особое внимание, врач наблюдал за здоровьем учеников. Спорт, гимнастика, подвижные игры были введены в обиход школьной жизни.
Большое внимание уделялось развитию духа товарищества и взаимопомощи, дружбы. Доносы, жалобы не поощрялись. Детям постоянно внушалась мысль, что позорно обижать младших и слабых. Более сильные в учении всегда помогали с самого первого класса слабым.
В то же время развивалась ответственность за себя, самостоятельность. Самостоятельное выполнение учебных заданий, забота о чистоте и опрятности, о своих вещах, учебных пособиях, классной мебели необходимы были для каждого гимназиста.