Аскольд и дир - загадочные князья киева. История России. Аскольд и Дир Где правили аскольд и дир
Аскольд князь Киевский (совместно с Диром)
864 - 882
Б. Ольшанский. В лето 908 года. Идущие на Царьград
882
Аскольд - варяг из дружины Рюрика, киевский князь в 864-882 гг. (правил совместно с Диром).
Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам (864).
Поход руси на Константинополь в 860 году
Тризна русских дружинников. Картина Г. Семирадского.
С именами Аскольда и Дира в летописи связывается первый поход Руси на Царьград, датированный 866 годом (вероятно имел место в 860 году; византийские источники сообщают только об одном предводителе русов, не называя его имени), за которым последовало так называемое первое крещение Руси. Возможно, что христианским именем Аскольда было имя Николы, так как на месте его могилы была построена церковь в честь этого святого.
Аскольд и Дир были убиты (882) новгородским князем Олегом, обвинившим их в незаконном захвате власти, поскольку они не из рода Рюрика.
По Новгородской первой летописи варяги Аскольд и Дир не связаны с Рюриком, и пришли в Киев до приглашения Рюрика в Новгород, но после похода русов на Царьград. В Киеве они назвались князьями и стали воевать с древлянами и угличами.
Поход на Царьград Аскольда и Дира в Радзивилловской летописи, XV век
Описание в поздних источниках
В Псковской 2-ой летописи (XV век) сказано, что: «А князи в та лета бяху на Роускои земли; От Варяговъ 5 князеи, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик…» .
В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибели сына Аскольда в борьбе с болгарами (872), походах Аскольда на полочан (872), кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов (875). Поход руси на Царьград (860), отнесённый Повестью временных лет к 866, датирован 874-875 годами.
Осада Константинополя руссами во главе с Аскольдом и Диром. Патриарх Фотий и Император Михаил III касаются Ризой Богоматери поверхности моря. Радзивиловская летопись.
Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша (возможно, составленном для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд был полянским князем, потомком Кия, основателя Киева. Он был воеводой у князя Дира, возможно, сместившим последнего с престола и ставшим самовластным правителем.
Историография по Аскольду
Аскольдова могила, Иван Билибин
В 1919 году академик А. А. Шахматов связал князя Аскольда с Южным Приильменьем (центр Старая Русса) . Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 года началось движение скандинавской руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 года «молодого русского государства» . В 1920 академик С. Ф. Платонов отмечал, что будущие изыскания соберут... лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя . Видный историк русского зарубежья Г. В. Вернадский также связывал князя Аскольда со Старой Руссой.
Б. А. Рыбаков выдвинул смелое предположение о наличии в Древней Руси «аскольдова летописания».
Имя Аскольда, по мнению большинства исследователей, происходит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии - имя имеет местные, славянские корни. Б. А. Рыбаков считал, что имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов: сколоты.
В 2010 В.В.Фомин счел возможным допустить, что со Старорусской Русью (центр Старая Русса) "были связаны Аскольд и Дир, вынужденные покинуть Приильменье, как только там утвердился Рюрик, представлявший собой варяжскую Русь, вначале обосновавшуюся в Ладоге"
Дир (в Ипатьевской летописи также Дирдъ, ?-882) - легендарный варяг, овладевший вместе с Аскольдом Киевом и убитый вместе с ним новгородским князем Олегом.
Согласно «Повести временных лет», являлся боярином новгородского князя Рюрика. Вместе с Аскольдом они якобы спустились вниз по Днепру до Киева в земле полян, которые в это время не имели князя и платили дань хазарам, и сели там князьями. Далее в ПВЛ сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда Русь совершила первый поход на Константинополь (а в византийских источниках указано, что поход был в 860 году), затем примерно в 882 году преемник Рюрика, новгородский князь Олег захватил Киев и, по легенде, завлёк обманным путем Дира и Аскольда к своей ладье и умертвил обоих по причине незаконности их правления ввиду отсутствия княжеского достоинства, представив им Игоря, сына Рюрика.
Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
По другой гипотезе, Аскольд и Дир правили в разное время. Упоминание о Дире иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди (сер. X века), о неком могущественном славянском правителе: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают в его землю с различного рода товарами». Следовательно, Дир мог править либо после Аскольда, либо ещё до его прихода. По одной из версий Дир, упомянутый аль-Масуди, правил после Олега Вещего, но был смещён и убит легендарным Олегом II (которого в свою очередь около 936 года изгнал двоюродный брат Игорь Рюрикович). По этой версии, автор ПВЛ совместил предание об устранении Аскольда князем Олегом Вещим с преданием об устранении Дира легендарным Олегом II. По другой версии Дир княжил в Киеве до Аскольда и принимал участие в походе 860 года. Высказывалось предположение, что Дира можно отождествить с «царём славян», к которому кавказское племя санарийцев в 850-х годах обратилось за помощью против арабского халифа. Этот «царь славян» был поставлен автором IX века ал-Йа’куби наравне с правителями Византии и Хазарии. В. Н. Татищев, опираясь на «Иоакимовскую летопись», полагал, что приглашение Аскольда в Киев произошло из-за отсутствия у полян правителя, то есть, как полагают другие историки, после смерти Дира. Впрочем, сам Татищев считал появление Дира ошибкой в прочтении текста летописи.
Смерть Аскольда. Неизвестный художник конца XIX в.
Аскольд и Дир, якобы убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины». По одной из версий это свидетельствует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинавского написания имени Аскольда - Hoskuldr, или под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.
По другой версии «Дир» - это титул или прозвище князя Аскольда, существование которого у многих не вызывает сомнений. Советский историк-славяновед академик Рыбаков Борис Александрович писал: «личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».
Поход на Константинополь.
Сосредоточив после смерти братьев власть в своих руках, Рюрик жил в Новгороде, раздав лучшим дружинникам в кормление города Полоцк в земле кривичей, Ростов в земле мери, Белоозеро в земле веси, Муром (город одноименного финского племени на реке Оке). Он разрешил Аскольду и Диру отправиться в поход на Константинополь. Существуют разные мнения о происхождении Аскольда и Дира. По одной версии, Аскольд, русский каган, являлся прямым потомком Кия - основателя Киева. Он правил Киевом вместе с Диром (или Дмиром). По другой версии, киевским князем был Дир, у которого воеводой служил Аскольд. По третьей версии, Аскольд и Дир являлись дружинниками и товарищами Рюрика.
С небольшой дружиной они спустились по Днепру до Киева, остановились у полян и стали собирать войско. Киевляне платили дань хазарам. Аскольд и Дир обещали освободить их от дани и осели в богатом городе. Варяги во главе с опытными военачальниками провели несколько успешных походов в степь, и хазарам расхотелось требовать дань от киевлян. За четыре года активной боевой жизни дружина Аскольда и Дира значительно усилилась. Они решили идти на Константинополь.
Подготовка к сложному походу завершилась, и 200 ладей отправились в 860г. по Днепру к Черному морю. В каждой ладье было по 40-50 человек.
Жертвоприношение Рюрика 862 год.
Гравюра Б. Чорикова. XIX в.
Время для похода они выбрали очень удачное. В Царьграде в тот год не было ни армии, ни императора Михаила III, который вел трудную борьбу с арабами. В столице находился лишь патриарх Фотий, но он не думал о нашествии врага, обремененный государственными, религиозными и личными делами. Летом 860 г. император Михаил III ушел в поход на арабов. Ладьи Аскольда и Дира спешили к столице Византийской империи.
18 июня 860 г. в Константинополе стояла тихая солнечная погода. Вдруг на севере в проливе показалось пестрое пятно, и люди застыли от ужаса: ладьи руссов разрезали мягкую волну, приближаясь к городу. Ладьи шли точно по намеченному Аскольдом и Диром курсу. Каждая знала свое место в строю. Руссы четко высадили десант, взяли невысокие загородные ворота, рассыпались по предместьям. Работали воины Аскольда и Дира слаженно: все ценное они бросали в ладьи, затем огонь - в дома...
А византийские воины готовились к вражескому штурму. Они очень надеялись на высокие прочные стены Константинополя.
Справившись с первой задачей налета, руссы приблизились к городу и принялись сооружать насыпь. Защитников было слишком мало, и настроение у них быстро менялось. Они были близки к панике, отчаянию. С внешней стороны под стенами копошатся упрямые любители чужого добра. С внутренней стороны крепости, как из вулкана, неожиданно проснувшегося, несется шум паникующего Константинополя.
И вдруг стал затихать вулкан: что-то важное произошло в городе. Там в храме Святой Софии патриарх Фотий говорил спокойно, твердо. И речь его была странной. Он обличал сограждан, напоминая о том, как «греки несправедливо обежили приезжих руссов», о других грехах.
Насыпь росла. А жители столицы мировой державы шли к храму, откуда доносился уверенный голос: «Мы получали прощение и не миловали ближнего. Сами обрадованные, всех огорчали, сами прославленные, всех бесчестили... Наконец настало время прибегнуть к Матери Слова, к Ней, единственной надежде и прибежищу. К ней возопим: «Достопочтимая, спаси град твой, как ведаешь!»».
Из Влахернского храма подняли ризу Божией Матери, и отправился люд в Крестный ход. Патриарх и духовенство в полном облачении, хоругви, торжественный хор голосов, вереница горожан и впереди - чудотворная риза...
Руссы снизу увидели людей на крепостной стене и небо, подрезанное кромкой кирпичной стены. В небе продвигались не спеша люди, спаянные единым духом...
Несколько десятилетий подряд ходили славяне на славян, и не было у них единения, не было могучей опоры духа, который вел византийцев по стене. Рюрик мечом наводил порядок у славян - удалось ли это? Страх слегка угомонил славян, но между высокой стеной и небом византийским было другое. Не страх вел горожан в Крестный ход.
Византийцы все шли и шли по стене. Единой массой. Голоса певчих воздействовали на руссов магически. Руссы были не из пугливых. И то состояние, которое они испытывали, испугом назвать нельзя. То было более сильное чувство. И не чувство то вовсе было, но - Вера. В тот миг воины поняли, что людей на стене победить нельзя, как нельзя заставить солнце не светить. И когда неспешная процессия приблизилась по кромке между небом и стеной к строителям насыпи, кто-то из руссов вскрикнул, бросил инструмент и помчался к ладьям, увлекая за собой соратников. Никто в них не стрелял, никто не гнался за ними. А они бежали, бежали, будто от огня.
Взволнованные руссы отправились домой...
В 867 г., как говорит Фотий в послании Папе Римскому, племя руссов приняло христианскую веру. Это было одно из племен, осевших в Причерноморье. Впрочем, некоторые историки утверждают, будто первым на Руси принял православную веру Аскольд, а значит, и многие из его дружины.
Этот эпизод, зафиксированный в послании Константинопольского патриарха, нужно иметь в виду, обсуждая тему Крещения Руси, которое состоялось более чем через столетие после описываемых событий.
Аскольд - варяг из дружины Рюрика, киевский князь в 864-882 гг. (правил совместно с Диром).
В истории восточнославянского мира IX век, на середину которого приходится завершение процессов становления государственности и формирования феодальных отношений, стал весьма сложным и переломным моментом. Согласно «Повести временных лет», в это время существовало два раннегосударственных объединения: северное, с центром в Новгороде, где княжил варяг Рюрик, и южное, с центром в Киеве. Киевский стол занимал князь Аскольд - выдающийся государственный деятель раннесредневековой Европы. Именно при его правлении Киевское государство переживает общий подъем, уверенно выходит на мировую арену, становится важным фактором тогдашней международной политики. Аскольд принял титул кагана, который воспринимался современниками как императорский и свидетельствовал о политических амбициях киевского властителя.
К сожалению, летописные сведения об Аскольде не всегда соответствуют действительности, они довольно скупы, а порой и противоречивы. Более того, почти всегда имя Аскольда упоминается рядом с именем его брата Дира. По сообщению «Повести временных лет», Аскольд и Дир были дружинниками Рюрика, скандинавами по происхождению. В 862 г. они захватили Киев и стали киевскими князьями. Однако в более древнем Киевском летописном своде никаких сведений о прибытии Аскольда и Дира в Киев нет, лишь упоминается, что они в нём княжили. У историков имеются веские основания считать Аскольда и Дира последними представителями княжеской династии, основанной полулегендарным Кием. Так, еще в XV в. польский хронист Ян Длугош, знаток русских летописей, писал: «После смерти Кия, Щека и Хорива их сыновья и племянники правили в русских землях, пока наследование не перешло к двум родным братьям Аскольду и Диру». Большинство современных исследователей разделяет это мнение и считает Аскольда потомком Кия, младшим братом Дира, прямым и законным наследником киевского престола.
Военная деятельность. Походы против Византии
Князь Аскольд осуществил ряд мероприятий, способствовавших укреплению Киевского государства. Предпринимались многочисленные походы, основным направлением которых были юг и юго-восток. Точно неизвестно, в каком году Аскольд пришел к власти, но уже в 852-853 гг. его дружина принимала участие в борьбе с арабами в Закавказье, а в 864 г. русское войско достигло берегов Каспийского моря. Огромное внимание уделял киевский князь борьбе с кочевой Степью. В Никоновской летописи (XVI в.) находим датированную 864 г. запись о. гибели сына Аскольда: «Убиен бысть от болгар Оскольдов сын». Под «болгарами» здесь следует понимать тюрко-язычных кочевников, известных под названием «черных», кочевавших у южных границ Руси. В 867 г. Аскольд двинулся на печенегов, которые стали вытеснять из Нижнего Поднепровья венгров. Поход был удачным. «…Избита множество печенег Оскольд и Дир», - сообщает летописец. Беспокоило князя Аскольда и состояние северных рубежей: в 866 г. был осуществлен победоносный поход на кривичей.
Наибольшее же значение имели прославленные походы князя Аскольда против Византийской империи и заключенные с греками мирные соглашения. Первый поход приходится на 860 г. Киевское войско и флот неожиданно окружили Константинополь и вынудили имперскую администрацию заключить мирный договор. Момент для молниеносного удара был выбран очень удачно: весной 860 г. император Византии Михаил во главе 40-тысяч-ного войска отправился на войну с арабами, а византийский флот отплыл к острову Крит для борьбы с пиратами. В столице остался небольшой гарнизон, явно недостаточный для обороны городских стен. Внешнеполитическими трудностями и слабостью империи незамедлительно воспользовался Аскольд. Появление доселе невиданного грозного войска русичей не на шутку испугало жителей Царьграда. «Народ от страны Северной, и племена поднялись от краев земли, держа лук и копье; они жестоки и немилосердны, голос их шумит, будто море», - писал константинопольский патриарх Фотий в «Окружном послании». Во второй своей проповеди Фотий признавал, что Византия не смогла дать отпор «варварам» - русам, захватившим «бесчисленные богатства». Греки вынуждены были уплатить киевскому кагану огромную контрибуцию и согласились выплачивать дань, которая должна была идти на содержание русских купцов в Византии. По словам венецианского хрониста Иоанна Дьякона, победители возвратились на Русь «с триумфом».
Заключением нового, также весьма выгодного для Киева, соглашения увенчалось нападение Руси на Принцевы острова в Мраморном море в 863 г. Это соглашение закладывало экономическое основы пребывания русских купцов и дипломатов в греческой столице.
В 866 г. Аскольд вновь собирает войско и отправляется на двухстах кораблях в третий поход на Царьград. Но на сей раз фортуна отвернулась от князя - неожиданно разразилась страшная буря. Нестор-летописец в «Повести временных лет» приводит полулегендарную историю об этих событиях: «Царь же с трудом вошел в город и с патриархом Фотием всю ночь молился в церкви Святой Богородицы во Влахернах. И вынесли они с песнями знаменитую ризу Пресвятой Богородицы, и обмакнули в море её полу. В то время было тихо, море было спокойно, и вдруг поднялась буря с ветром, и огромные волны разбросали корабли язычников-русов, и прибило их к берегу и переломало так, что яко мало их оттаковыя беды извергнуты и в свояси возвратишася». «И был в Киеве плач большой», - констатирует летописец. князь аскольд киевский византийский
Несколько лет понадобилось князю Аскольду, чтобы построить новые корабли и собрать сильное войско. В 874 г. русичи снова двинулись на Константинополь. Но и на этот раз битва не состоялась. Греки предложили Аскольду мир. Был заключен новый договор, максимально удовлетворявший интересы киевской стороны.
Походы на Византию имели огромное значение. Русь была признана великой державой, достойной противницей империи. Она прочно утвердилась на побережье Черного моря, которое в тогдашних документах даже называли «Русским морем». С новым государством вынуждены были считаться вес страны Средиземноморского региона.
Крещение Руси. Загадка христианского имени князя
На крутом склоне киевских гор, на повороте дороги, которая бежит к Днепру, стоит ротонда. Любой из киевлян скажет, что там - Аскольдова могила. Когда-то на месте ротонды была церковь и называлась она - церковь Святого Николая. Построил ее Аскольд, первый из князей Руси, принявший новую веру - еще в 60-х годах IX столетия, задолго до знаменитого князя Владимира Святого. По тогдашней традиции князь Аскольд нарек имя построенной им церкви в честь своего патрона, святого Николая, имя которого принял при крещении.
Однако именно с этим христианским именем князя Аскольда связано столько загадок в нашей истории.
Дело в том, что согласно церковной традиции имя при крещении давалось в честь крестного отца. А крестным отцом князя Аскольда должен был быть, вне сомнения, либо высокий церковный иерарх, либо царственное лицо: речь ведь шла о престиже государства. В частности, именно так поступил болгарский хан Борис во время своего крещения в 863 году. Он выставил условие, чтобы его крестным отцом считался византийский басилевс Михаил III, правда, заочно, поскольку во время церемонии он, конечно, не смог присутствовать. И в его честь болгарского хана нарекли Михаилом. Подобным образом наш князь Владимир Святославович выбрал крестным отцом греческого царя Василия II, а следовательно, и получил его имя. Позже Владимир построил церковь Святого Василия - тоже согласно традиции.
Но кто мог быть крестным отцом князя Аскольда и в честь кого он получил имя Николай? Ведь ситуация с политической точки зрения была очень важной: впервые правитель Руси принимал христианство.
Если предположить, что Аскольда крестили греки - во время одного из походов, как это традиционно считается, то кого - по имени Николай! - киевский князь признал достойным считать своим крестным отцом? Анализ показывает, что в тот период в Византии не было ни императора, ни кого-нибудь из его родственников, ни патриарха, кто носил бы имя Николай.
Здесь будет уместным привлечь внимание еще к одной загадке, связанной с крещением Аскольда.
Традиционно считается, что крещение Руси состоялось во времена князя Владимира - десять лет тому назад Православная Церковь праздновала 1000-летие этого знаменательного события. Но почему отсчет христианской эры на Руси не ведется от крещения князя Аскольда? Казалось бы, для престижа русской церкви как раз выгодно подчеркнуть, что христианство у нас имеет более древнюю историю - более чем на столетие.
Конечно, о крещении Аскольда в летописях упоминается, но как-то мимоходом, а вся слава святителя Руси приписывается князю Владимиру.
Многие из историков соглашаются, что здесь кроется какая-то тайна. Единственная гипотеза, которая напрашивается, - это та, что князь Владимир принял крещение от Константинополя, а князь Аскольд - от Рима. Только крещение от Римской Церкви, что никак не импонирует престижу Восточной Церкви, может объяснить причину такой предвзятости. По-видимому, не без влияния греческих духовных наставников всякие упоминания о приоритете Рима в деле крещения Руси были оттеснены рассказами о Владимировом крещении - но уже от Константинополя.
Правда, некоторые могут не согласиться: мол-де, Великий раскол Церкви на Восточную и Западную произошел позже - через 65 лет после Владимирового крещения. Но в действительности то был уже окончательный разрыв между Константинополем и Римом, а первый раскол Церкви состоялся во времена князя Аскольда, когда в Риме первосвященником был Николай I, а константинопольскую кафедру возглавлял патриарх Фотий - один из самых образованных высших иерархов Восточной Церкви. Именно он впервые четко сформулировал догматические расхождения между Восточной и Римской Церквами. И именно с тех пор между обеими ветвями когда-то единой Церкви существует глубокое противостояние и глухая борьба за первенство. Кстати, соревновались Константинополь и Рим и за право первым крестить славян.
Но где, когда и кто именно крестил первого правителя Киевской Руси?
Кажется, одним из ключей к разгадке этой истории и может служить христианское имя Аскольда. А еще - интересная информация в одной из летописей: «Идет Аскольд на болгар и был убит его сын». В другой летописи говорится также о Дире, и о том, что ходили братья не на болгар, а на греков. Противоречия здесь нет, поскольку под греками наши летописцы понимали те христианские народы, которые придерживались греческого обряда. То есть летописи сообщают о походе киевских князей на крещеных болгар. Возникает закономерный вопрос: а не был ли этот поход непосредственно связан с теми драматическими событиями, которые происходили в Болгарии после введения там христианства?
Болгарский хан Борис давно пытался крестить свою державу, однако этому сопротивлялась многочисленная оппозиция - из тех ста чистых болгарских родов, которых в 679 году привел на Балканы хан Аспарух и которые теперь боялись раствориться среди местных славян, если будет принята общая для всех вера. Однако под давлением обстоятельств - поражений в войнах против греков и против франков, голода от страшной засухи и 40-дневного землетрясения - Болгария наконец в 863 году принимает крещение от Константинополя.
Можно не сомневаться: антихристианская оппозиция обращалась за помощью к другим языческим государствам, в том числе и к Руси, которая несколько лет перед этим, в 860 году, прославилась своим успешным походом на Константинополь. По-видимому, именно об ответе русских князей на предложение принять участие в войне против христиан и сообщает наша летопись: «Идет Аскольд и Дир на болгар...» Летописец приводит и дату похода: в лето 867-е.
Однако, несмотря на помощь союзников, болгарские язычники снова потерпели поражение. Более того, в этой войне погиб сын Аскольда. Хотя вряд ли русская дружина была полностью разгромлена; скорее всего болгарский хан Борис заключил мир с русами. И вполне вероятно, что одним из условий мирного договора было требование, чтобы русский князь, а возможно, и его дружина приняли новую веру, которой уже придерживалась Болгария. Таким образом гарантировалось бы, что в будущем русы снова не поддержат непокорных болгарских язычников.
Следовательно, крещение Аскольда могло состояться в Болгарии, во время неудачного похода в 867 году. Теперь напрашивается еще одна интересная гипотеза, на которую наводит выбор христианского имени для русского князя. Если принять во внимание тогдашнюю традицию, то вполне логично предположить, что крестным отцом мог быть папа римский Николай I. И прежде всего потому, что в 867 году в Болгарии князя Аскольда мог крестить только римский священник.
Оказывается, что в 866 году, разгневанный тем, что Константинопольский патриарх Фотий не согласился высвятить для Болгарии независимого архиепископа, хан Борис прогнал греческих священников и обратился за помощью к Риму. Осенью того же года папа Николай I прислал в Болгарию миссию во главе с епископом Формозой Портуенским, который повторно крестил болгар.
Если гипотеза о крещении первого правителя Руси верна, то вероятнее всего, что именно епископ Формоза и совершил необходимый обряд. При этом, конечно, Аскольд мог потребовать, чтобы его крестным отцом считался папа римский - Николай I: гордый князь вряд ли согласился бы, чтобы статус его крестного отца был ниже, чем у болгарского хана.
Наконец стоит заметить, что крещение, по-видимому, принял только один из братьев - Аскольд, а Дир так и остался язычником. В пользу такого предположения свидетельствует тот факт, что братья похоронены в разных местах. Аскольда - как христианина - похоронили на месте построенной им церкви; таким был и позже обычай у русских князей, Дира же, который так и остался верным русским богам, похоронили по старому русскому покону, вероятнее всего - сожгли, а потом урну с прахом закопали. Летописец Нестор сообщает, что могила Дирова - за святой Ориной, то есть где-то у церкви Святой Ирины.
Смерть
Князь Аскольд трагически погиб в 882 г. в результате заговора реакционной антихристианской верхушки и ладожского воеводы Олега, ставшего правителем Северной Руси в 979 г., после смерти князя Рюрика. Формально на княжеском столе сидел малолетний сын Рюрика Игорь, а Олег был лишь регентом. Впрочем, ловкий и неразборчивый в средствах регент не собирался довольствоваться ролью ладожско-новгородского князя. Его привлекали Киев и далекий Царьград. Через три года после смерти Рюрика он организовал поход на Юг. В 882 г., собрав дружины варягов, чуди, словен, мери, веси и кривичей, Олег двинулся по старинному пути «из варяг в греки». По дороге он захватил города Смоленск и Любеч и посадил там своих наместников (прежде эти города были подчинены Киеву).
На пути завоевателя стоял Киев. «И придоста к горам Киевским, и уведа Олег, яко Аскольд и Дир княжита, и похорони вой в лодьях, а другая назади остави, а сам приде, неся Игоря детьска... И приела ко Аскольду и Дирови, глаголя, яко гость есмь, идем в Греки от Олга и от Игоря княжича. Да прилета к нам с родом своим... И рече Олег Аскольду и Дирови: «Вы неста рода княжа, но аз есмь рода княжа, и вынесоша Игоря: А се есть сын Рюриков», - рассказывает киевский летописец. После этого Олег приказал убить Аскольда и Дира. «И сел Олег княжа в Киев». С этого момента Киев стал столицей объединенной Руси, «матерью городам руським».
Есть все основания считать, что события 882 г. были тщательно спланированы и организованы боярской оппозицией. Если бы не это, вряд ли смог Олег захватить хорошо укрепленную столицу Южной Руси. Возможно также, что недовольные политикой князя антихристианские круги сами призвали Олега-язычника в Киев. Со смертью Аскольда все его начинания пошли прахом. Русь была отброшена назад. Начался длительный и драматичный период языческой реакции. Смена династии привела также к отделению некоторых «племенных» владений от Киева и ухудшению отношений с Византией.
Князь Аскольд был похоронен на месте своей мученической смерти - в районе урочища Венгерское, которое с тех пор называют Аскольдовой могилой. Через 50 лет княгиня Ольга соорудила там церковь Святого Николая (под этим именем Аскольд принял святое крещение). Позже там был построен женский монастырь, а в XII в. - мужской. В 1810 г. на Аскольдовой могиле была возведена небольшая каменная церковь, которую в 1934 г. переделали под парковый павильон. В 1998 г. церковь Святого Николая отстроили и теперь она принадлежит греко-католической церкви.
Историография по Аскольду
В 1919 году академик А. А. Шахматов связал князя Аскольда с Южным Приильменьем (с центром в Старой Руссе). Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 года началось движение скандинавской руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 года «молодого русского государства» . В 1920 академик С. Ф. Платонов отмечал, что «будущие изыскания соберут… лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя» . Видный историк русского зарубежья Г. В. Вернадский также связывал князя Аскольда со Старой Руссой.
Б. А. Рыбаков выдвинул смелое предположение о наличии в Древней Руси «аскольдова летописания». Его точку зрения поддержал М. Ю. Брайчевский в труде «Утверждение христианства на Руси», где пытался реконструировать «аскольдову летопись», фрагменты которой в отредактированном виде якобы легли в основу «Повести временных лет».
Имя Аскольда, по мнению большинства исследователей, происходит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии - имя имеет местные, славянские корни. Б. А. Рыбаков считал, что имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов - сколоты.
В 2010 В. В. Фомин счёл возможным допустить, что со Старорусской Русью (центр Старая Русса) «были связаны Аскольд и Дир, вынужденные покинуть Приильменье, как только там утвердился Рюрик, представлявший собой варяжскую Русь, вначале обосновавшуюся в Ладоге»
Гипотезы
Аскольд и Дир, по преданию убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины». По одной из версий это свидетельствует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинавского написания имени Аскольда - Hoskuldr или под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.
Аскольд и Дир
Аскольд (Оскольд
, Скальд
) и Дир
- два дружинника Рюрика, о которых упоминается в истории начала русского государства. Предание говорит, что у Рюрика было двое "мужей", А. и Д., не родных ему, которые выпросились у него идти к Царю-граду с родом своим (есть известия, что А. и Д. оставили Рюрика по неудовольствию, так как он, размежевывая своим "мужам" земли веревкой на волости, или "верви", обделил А. и Д., которые в обиде ушли). Завидев на Днепре городок Киев, плативший дань хазарам
, А. и Д. остались в нем, собрав около себя много варягов, и начали владеть землею полян. Надо полагать, что Киев в то время был притоном варягов
и всяких искателей приключений, чем впоследствии были Тмуторокань и Берлад. По некоторым известиям сюда, в Киев, перебежало из Новгорода много людей, недовольных Рюриком. А. и Д. стали вождями довольно многочисленной шайки, и поляне должны были им подчиниться. А. и Д. воевали со степными варварами, с соседними славянскими племенами - древлянами
и угличами
, и с дунайскими болгарами. Имея в своем распоряжении немалое число ратных людей, А. и Д. с дружиной предприняли поход на Византию. Заветная мысль варяга исполнилась, и Русь оказалась у стен Царьграда, приплыв на 200 парусных ладьях в 866 г. Здесь Русь нажила себе славное имя, впервые отмеченное в Византийских хронографах. Аскольдов поход не удался, по греческим свидетельствам, вследствие чудесного заступничества Богородицы: поднявшаяся буря разбила русские ладьи, и остатки дружины возвратились со своими князьями назад в Киев. Византийцы вслед за этим передают о принятии христианства некоторыми русскими, о посылке к ним из Царьграда епископа. Таким образом, этот поход доставил в Киев первые семена христианства: так уже рано обнаружилось значение Киева в нашей истории вследствие столкновения Руси с Византией. В 869 г. † Рюрик, оставив малолетнего Игоря, передал княжение Олегу, как старшему в роде. Олег, продолжая стремление Рюрика к сосредоточию власти, двинулся на Ю. с войском, составленным из всех подвластных ему племен - чуди, славян (ильменских), мери, веси и кривичей.
Закрепив за собою Смоленск и Любеч, Олег прибыл в Киев, где княжили А. и Д. Здесь, рассказывает предание, Олег велел скрыть лодки, на которых приплыл, а в них спрятал дружину свою и послал сказать А. и Д., что земляки их - купцы, идущие в Грецию, хотят повидаться с ними. А. и Д. пришли, но тотчас же были окружены скрытыми ратниками Олега, который будто бы сказал им: "Вы не князья, ни роду княжеского" и, указывая на младенца Игоря, прибавил: "вот сын Рюриков". А. и Д. были убиты и погребены на горе на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчанном храмом св. Николая. Место это называется Аскольдовой могилой. Относительно эпизода об А. и Д. некоторые писатели русской истории высказывают сомнения, как, напр., Байер, Татищев и др. Д. Иловайский в своих "Разысканиях о начале Руси" (Москва, 1882 г.) полагает, что А. и Д. - продукт народной фантазии. Основывается Д. Иловайский на том обстоятельстве, что византийцы, описывая поход Руси, нигде не упоминают о предводителях его; они рассказывают об обращении этих руссов, об их посольстве в Рим и Константинополь по вопросу о вере, о чуде с Евангелием, причем говорят постоянно об одном князе, а не о двух. Наши летописцы, говорит Д. Иловайский, рассказ о нападении на Константинополь в 866 г. целиком взяли из византийских хронографов, но присоединили к нему имена А. и Д. Очень может быть, что названия каких-либо киевских урочищ вроде "Аскольдова могила" и "Дирова могила" могли послужить основанием к сказанию об этих двух витязях, подобно тому, как название Киев, Хоревщина и Щековина послужили основою для легенды о трех братьях, когда-то княживших у полян. То обстоятельство, что на могиле А. поставлена церковь, а Дирова могила, как свидетельствует летописец, находилась за церковью св. Ирины, указывает, что А. и Д. были христиане. Шлёцер ("Oskold und Dir" и "Нестор", в переводе Языкова, т. II, 15) опровергает мнение предшествовавших ему писателей. Морошкин считал А. и Д. хазарскими воеводами.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .
Смотреть что такое "Аскольд и Дир" в других словарях:
Аскольд и Дир, первые киевские князья, о которых упоминают летописные своды. Запись в Лаврентьевском своде (древн.) под разными годами сообщает, что А. и Д., дружинники Рюрика, ушли от него в Царьград вниз по Днепру, завладели по дороге Киевом и … Биографический словарь
АСКОЛЬД И ДИР - (2 я пол. IX рубеж IX X вв.?), возможно, первые рус. христ. князья. Согласно киевскому (?) преданию, зафиксированному в кратком, древнейшем виде в т. н. Начальном своде 90 х гг. XI в. (отразился в Комиссионном списке НПЛ), а в пространном, неск.… … Православная энциклопедия
Аскольд и Дир - легендарные киевские князья 60 80 х гг. 9 в. Сведения о биографии и деятельности А. и Д. туманны и противоречивы. Согласно распространенному летописному сказанию, А. и Д. варяги, бояре кн. Рюрика, в 862 отпросились у него для похода на Царьград… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Киевские князья (2 я половина 9 в.). Согласно летописным данным, А. и Д. были боярами Рюрика. Около 866 под предводительством А. и Д. Русь совершила первый поход на Константинополь. По летописи, около 882 А. и Д. были убиты новгородским… … Большая советская энциклопедия
Киевские князья (2 я пол. 9 в.). Согласно летописным данным, под предводительством А. и Д. Русь совершила первый поход на Константинополь еще до т. н. призвания варягов, что является дополнит. опровержением тождества Руси с норманнами. По… … Советская историческая энциклопедия
- … Википедия
Аскольд и Дир - киевские князья (2 я пол. 9 в.). Согл. летописным данным, под предводит. А. и Д. Русь совершила первый поход на Константинополь еще до т.н. «призвания варягов», что явл. дополнит. опровержением тожд. Руси с норманнами. По летописи, ок.… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Аскольд и Дир - (2 я пол. IX – рубеж IX X вв.) возможно, первые русские христианские князья. Они правили в Киеве до захвата его князем Олегом. Древнейшая версия представляет Аскольда и Дира пришельцами варягами, вокняжившимися в Киеве некоторое время спустя… … Православие. Словарь-справочник
Аскольд и Дир (Радзивилловская летопись) … Википедия
См. в статье Аскольд и Дир … Биографический словарь
Книги
- Родная-чужая кровь , А. Гришин-Алмазов , М. Петров , Неистовый князь Рюрик, от важные Аскольд и Дир, таинственный Ольг, известный в русских летописях как Вещий... кто они? Откуда пришли и каким чудом создали удивительное образование - Русь, от… Категория:
Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.
Источники
Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.
Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже - сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи. Л. Н. Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.
Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.
Из варяг в хазары
Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.
Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.
В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.
Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.
Поход на Царьград
О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем от византийских и итальянских хроникеров, что придает сведениям больше достоверности. Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях.
Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей. Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград.
Только благодаря усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер разбросали
корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернуться домой. Христиане или иудеи?
В некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире».
Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.
Убийство
После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.
Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того - братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным. Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.
А был ли Дир?
Согласно летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – высоком правом берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем – недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра: странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день, захоронены в разных местах!
Следует заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самостоятельную личность.
Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени. Историк Б. А. Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».
История киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.
Принято считать, что христианство на Руси зародилось при святом благоверном князе Владимире, получившем в народе прозвище Красно Солнышко. Однако это не так. Он всего лишь популяризировал эту религию, привел к ней массы. Незадолго до него христианство приняла его бабушка, княгиня Ольга. Она не только стала праведной последовательницей Христа, но и начала строить на Руси церкви, переводить богослужебные книги. Но и Ольга не была первой! Практически за 100 лет до Великого Крещения Руси христианство приняли прославленные киевские князья Аскольд и Дир.
Этапы становления христианства
Митрополит Макарий (Булгаков) в своем труде об истории Русской Церкви разделил процесс становления религии на Руси на пять этапов:
- Приход святого апостола Андрея Первозванного в Киевские и Новгородские земли;
- Крещение киевских князей Аскольда и Дира;
- Крещение княгини Ольги;
- Реформы князя Владимира по объединению языческих богов, завершившийся неудачей. После этого правитель задался целью найти для своего народа правильную веру;
- Крещение Руси
То есть предыстория 988 г. довольно велика и уходит своими корнями задолго до известной всем даты.
Апостол Андрей, ведя миссионерскую деятельность среди скифов, побывал в Русских землях. Он предрек строительство Киева и, почти наверняка, проповедовал христианство среди местных славянских племен. Нельзя сказать точно, какими оказались итоги, ибо сегодня мы знаем о русах, как о язычниках.
Первыми славянами, принявшими христианскую веру стали князья Аскольд и Дир.
Полулегендарные братья
Несмотря на то, что личности эти и по сей день являются полулегендарными, они оставили глубокий след в истории как Русского государства, так и Русской церкви.
Есть две основные версии, кем были братья Аскольд и Дир, и как они заняли киевский стол. По одной, они были дружинниками из войска Рюрика, которые захватили уже существовавший тогда Киев и стали его правителями. Другой вариант истории гласит, что они являлись потомками княжеской династии, шедшей еще со времен Кия, Щека и Хорива. Также историков волнует один вопрос. Аскольд и Дир – это одно лицо? Ведь во всех летописях они упоминаются вместе, практически неотделимые друг от друга. Может быть Дир – это прозвище или титул? Большая часть современных ученых все же придерживается мнения, что это были два человека, родных брата.
Так или иначе, но при Аскольде и Дире Киевское княжество переживало существенный подъем, выходило на мировую арену.
Военные успехи
Конечно, главными достижениями киевских князей были военные походы. Если точно неизвестно, когда братья пришли к власти, то с уверенностью можно сказать, что в 852-853 гг. их дружины воевали в Закавказье, пока в 864 г. не вышли к Каспийскому морю.
Столь же активную деятельность Аскольд и Дир вели со степняками. В 864 г. киевские войска оттеснили «черных» тюрков на юге. Тогда же в бою погиб сын Аскольда. В 866 г. братья побеждают племена кривичей, а в 867 г. – печенегов у Нижнего Поднепровья.
Отдельной вехой стоят походы князей на Византию.
Первое вторжение русских войск датируется 860 г. Тогда Аскольд и Дир выбрали очень удачный момент для нападения на Царьград, так как император Михаил оставил в городе лишь небольшой гарнизон. Основная часть его войск сражалась с арабами, а флот, ловя пиратов, бороздил берега Крита. Жители Царьграда не смогли дать отпор русским дружинам, поэтому согласились на мир при определенных условиях. Греки были обязаны выплатить Киевскому государству контрибуцию и дань на содержание русских купцов в Византии.
В 863 г. войска Аскольда и Дира оказываются в Мраморном море. После этого роль русских торговцев и дипломатов становится весомой в международных отношениях, и с новым государством были вынуждены считаться все средиземноморские страны.
Третий поход на Византию в 866 г. оказался неудачным для Киева. Связывают это с промыслом Божьим. Когда ладьи русских показались на горизонте, патриарх Фотий, находясь в храме Святой Богородицы во Влахернах, усердно молился. И ему было видение, которое патриарх поспешил исполнить. С молитвами из храма вынесли ценную реликвию – риза Пресвятой Божией Матери. Крестным ходом жители дошли до берега моря. Патриарх Фотий с молитвами опустил полы ризы в воду. Как сообщал летописец, спокойное море враз сделалось бурливым, подул сильный ветер, поднялись волны. Суда русичей переворачивало, выбрасывало на мель, ломало. Для киевских князей это была огромная утрата.
В 874 г. Аскольд и Дир с новым флотом и армией вновь отправились в Царьград. Битва опять не состоялась, так как миролюбивые греки согласились на новый договор, удовлетворяющий обе стороны.
Крещение Аскольда и Дира
Если верить легенде, после кораблекрушения 866 г. у берегов Византии Аскольд уверовал во всесильного греческого Бога. Этим воспользовался патриарх Фотий. Согласно документам, глава Византийской церкви отправил в Киев одного из своих епископов, чтоб нести христианство на землю русов. Аскольд и Дир обрели веру всем сердцем и душой. Они с радостью приняли Таинство Крещения. Вместе с ними крестились некоторые люди из числа бояр, дружинников и простых людей. Аскольду было дано новое имя – Николай.
Однако и тут перед историками встают вопросы. Почему мы не знаем нового имени Дира? Может быть, он остался язычником? Да, возможно и такое. Но в русской церковной традиции принято называть первыми христианами двух князей, а не одного.
Вторая загадка касается другого имени Аскольда. Известно, что в тот момент существовала традиция, когда крещеный получал имя своего крестного. Но единственным из всех Николаев того времени был только Папа Римский Николай I. Поэтому историки не исключают, что первое крещение Руси прошло не по греческому, а по римскому обряду. С другой стороны раскол Церкви на православную и католическую случится только через полтора века после Аскольда. Так что крестили князей по обрядам «общей» Христовой Церкви.
Есть и такая версия, что Аскольд и Дир приняли крещение от болгар, которые на тот момент уже были христианами. Вполне возможно, что крестным Аскольда стал какой-нибудь болгарский воевода по имени Николай.
В любом случае Аскольд и Дир стали первыми киевскими князьями, кто принял христианство. На берегу Днепра был построен первый храм, освященный во имя святого Николая (впоследствии Ольга возвела его в камне). На русскую землю было брошено благородное зерно, давшее первые посевы.
Гибель князей
Князья Аскольд и Дир погибли в 882 г. в результате заговора. Вещий Олег, бывший в то время правителей Северной Руси, не хотел довольствоваться только ладожско-новгородскими землями. Поэтому у него появился хитрый план. Он собрал большое войско, в состав которого входили дружины чуди, мери, веси, варягов, кривичей, и двинулся к Киеву. По пути войсками Олега были захвачены Смоленск и Любеч; там князь поставил своих, новгородских, наместников. По прибытии в Киев Олег высадил часть дружины на берег. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру гонцов, будто он везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те вошли в ладью, «больной» Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь». Показав братьям маленького Игоря, он повелел убить киевских князей.
Князь Аскольд был похоронен на месте своей мученической смерти - в районе урочища Венгерское, которое с тех пор называют Аскольдовой могилой.
Вопросы о канонизации
В декабре 2010 - январе 2011 гг. в Ужгородской украинской богословской академией были инициированы научные чтения. По их результатам соответствующие чины приняли решение о создании Комиссии по подготовке материалов для канонизации князя Аскольда, как мученика за веру во Христа. Бумаги должны были предоставить на рассмотрение предстоятеля Украинской православной церкви (Московского патриархата) и Комиссии по канонизации святых УПЦ. В январе 2013 г. ряд киевских ученых принял документы, поддерживающие канонизацию..
Однако УПЦ (МП) решение о просвящении князя Аскольда-Николая в лике святых пока не принято.
В то же время УПЦ (КП) на Поместном Соборе 27 июня 2013 г. причислила князя Аскольда к лику святых.