Виды образовательных учреждений. Система дошкольного образования в россии Что относится к дошкольным учреждениям
Детское дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации , реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.
Современная система детских дошкольных учреждений в России
В числе учреждений данного типа наиболее распространённым является детский сад . Помимо этого в России существуют и такие виды дошкольных учреждений как:
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития ребёнка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
В Российской Федерации в 2007 году насчитывалось более 45 тыс. детских дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4800 тыс. детей (61,3 % детей в возрасте до 7 лет, что почти приближается к уровню 1991 года - 63,9 %). Вместе с тем в ряде регионов сохраняется очередь на право получения места в дошкольном учреждении, что порой вынуждает родителей подавать заявление о приёме в дошкольное учреждение едва ли не сразу после рождения ребёнка. По данным Росстата, показатели очерёдности в дошкольные образовательные учреждения составляли на начало 2007 года около 1 млн детей.
На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребёнка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.
Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий родителей.
Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.
Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчёте норматива бюджетного финансирования. В группах: от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей. В разновозрастных группах: при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей; при наличии в группе детей любых трёх возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей; при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.
Взаимоотношения родителей и детского дошкольного учреждения
В соответствии с законодательством (Закон об образовании) правоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. На основе договора и в соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение вправе реализовывать дополнительные образовательные программы, а также оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учётом потребностей семьи в данных дополнительных образовательных услугах. Важно обратить внимание на то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета. Средний размер родительской платы в субъектах Российской Федерации колеблется от 176 рублей в месяц в Орловской области до 2129 рублей в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе . Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребёнка: от 7 % в Орловской области до 31,9 % в
Детские учреждения
общее название лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания детей в возрасте до 14 лет включительно; находятся в ведении органов здравоохранения, просвещения и других ведомств, предприятий и организаций.
1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .
Смотреть что такое "Детские учреждения" в других словарях:
ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - имеют своей задачей удовлетворение разнообразных нужд и потребностей подрастающих поколений в целях воспитательного на них воздействия, защиты прав, охраны и укрепления здоровья и устранения дефектов в состоянии здоровья и в поведении. Сложность… …
ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, детские дошкольные учреждения в СССР (гос. или кооп.), предназначены для обществ. воспитания и всестороннего развития детей в возрасте от 2 мес до 7 лет. Осн. часть Д. у. составляют детские сады и ясли (см. Ясли детские, ясли… … Демографический энциклопедический словарь
Общее название лечебно профилактических и учебно воспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания детей в возрасте до 14 лет включительно; находятся в ведении органов здравоохранения, просвещения и других ведомств, предприятий и… … Большой медицинский словарь
Детские учреждения - общее название лечебно профилактических и учебновоспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания детей в возрасте до 14 лет включительно … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Учреждения дошкольного воспитания. Первые ясли и детские воспитательные группы в Москве были созданы в благотворительных и сиротских заведениях и приютах (см.). Во второй половине XIX в. появились детские учреждения, основанные на… … Москва (энциклопедия)
Детские ясли-сады - – учреждения дневного ухода за детьми дошкольного возраста (обычно младше 5 лет), находящиеся в ведении местных органов власти (обычно департаментов социального обеспечения, хотя некоторые учреждения также подчиняются департаменту образования)… … Словарь-справочник по социальной работе
ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ - ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ. Благодаря ряду анатомо физиол. особенностей детского организма, его фнкц. неустойчивости и ярко выраженной пластичности, возникновение, течение и исход Д. б. представляют часто настолько своеобразные черты, что вполне оправдывают … Большая медицинская энциклопедия
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания… … Официальная терминология
Учреждения дополнительного образования туристско-краеведческого профиля - центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции юных туристов (СЮТур), детские туристские базы, детские туристские клубы... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ … Официальная терминология
Детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно оздоровительные лагеря, оборонно спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и… … Википедия
В Российской Федерации дошкольные учреждения для воспитания детей от 2 месяцев до 3 лет … Большой Энциклопедический словарь
Книги
- Горнолыжный атлас. Альпы. 2006 , . Горнолыжный Атлас Альп, подготовленный Всеобщим Германским Автомобильным Клубом (далее ADAC), представляет самые лучшие альпийские курорты для занятий зимними видами спорта. Как и раньше мы…
- Справочник руководителя дошкольного учреждения № 9 2014 , Отсутствует. «Справочник руководителя дошкольного учреждения» – авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все…
Существующие детские сады подразделяются по направлениям и методам образования детей. В данном перечне представлены основные их виды и особенности проводимых в них занятий.
● Виды детских садов, их особенности
Детский сад
Дошкольное образовательное учреждение для пребывания ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Дети занимются общим развитием: изучают окружающий мир, знакомятся с основными навыками в быту, общению с другими детьми, готовятся к поступлению в школу.
Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка
Детские сады делятся по принадлежности на:
- муниципальные,
- ведомственные,
- частные (коммерческие)
- домашние (семейные).
Деление детских садов по специализации:
- общеразвивающего вида;
- центры развития детей;
- сад компенсирующего вида;
- детский сад комбинированного вида;
- детский сад оздоровительного типа
- детский сад присмотра и оздоровления;
- детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «начальная школа - детский сад»;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «общеобразовательная школа»;
- центр развития ребенка - детский сад;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «центр образования».
В детских садах дети распределены на группы согласно их возраста и особенностей развития.
Детский сад общеразвивающего вида
Само название говорит о специализации детского сада - всестороннее развитие ребенка.
У таких садов могут быть разные приоритетные направления, такие как:
- физическое,
- интеллектуальное,
- художественно-эстетическое развитие
Детский сад компенсирующего вида
Специализация - коррекция при определённых отклонениях, как психического, так и физического развития ребёнка.
Компенсирующее обучение подразумевает организацию реабилитационных занятий, ведущих к устранению различных нарушений, не включающих умственные отклонения.
Группы в таких детских садах формируются из детей, испытывающих выраженные трудности в освоении обычных общеобразовательных программ согласно возрасту. Главная задача, которую решает детский сад компенсирующего вида - помощь детям в восстановлении и укреплении нормального нервно-психического и физического здоровья.
Показания для посещения детского сада компенсирующего вида:
- заболевания, связанные с ухудшением зрения;
- проблемы слуха;
- заболевания, нарушающие функции опорно-двигательного аппарата;
- проблемы с психологическим равновесием (нервозность, агрессивность, повышенная нервная возбудимость, раздражительность);
- дефекты речи.
Помимо перечисленных показаний, направление в группы могут выдаваться детям часто болеющим острыми респираторно-вирусными заболеваниями (ОРЗ) и ослабленной иммунной системой.
В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой. При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае. Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.
Детский сад комбинированного вида
В состав такого заведения входят компенсирующие, общеразвивающие и оздоровительные группы, причём в абсолютно разных сочетаниях.
Детский сад оздоровления и присмотра
Приоритет деятельности - выполнением профилактических, санитарно-гигиенических, оздоровительных процедур, а также других мероприятий, направленных на вышеуказанные цели.
Дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка"
Это специализированный детский сад, в котором осуществляется психологическое, в том числе и физическое развитие, оздоровления и коррекции воспитанников.
Именно в таких центрах чаще всего бывают физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, детский театры и т.д.
Многие детские сады имеют специализированные группы:
- группы подготовки к общеобразовательной школе
;
- группы подготовки к начальной школе
;
- дошкольные группы от центров образования
;
Дошкольная группа "Центра образования"
Центр образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы:
- дошкольного
- начального общего
- основного общего
- среднего (полного) общего образования
- программы профессиональной подготовки обучающихся
- дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.
Виды дошкольных учреждений в зависимости от своей специфики и функций подразделяются:
- детский сад;
- детский сад компенсирующего вида;
- детский сад обще развивающего типа;
- детский сад с национальным (этнокультурным) компонентом образования;
- детский сад комбинированного типа;
- детский сад оздоровления и присмотра;
- дошкольные группы образовательных государственных учреждений «начальная школа — детский сад»;
- дошкольные группы образовательных государственных учреждений «общеобразовательная школа»;
- детский сад - центр развития ребенка;
- дошкольные группы образовательных государственных учреждений «центр образования»;
- дошкольные группы образовательных государственных учреждений «прогимназия».
Детский садик - это наиболее распространённый вид дошкольного государственного образовательного учреждения, подробнее на этом сайте. В нем обеспечивается постоянный присмотр за детьми, уход и оздоровление, воспитание и обучение детей. Все детские сады отличаются наличием разных образовательных прогарам.
Детский сад государственного обще развивающего вида с основным приоритетным осуществлением какого-то направления или нескольких направлений развития воспитанников - интеллектуального, физического, художественно-эстетического.
Садик оздоровления и присмотра функционирует с основным акцентом на санитарно-гигиенические, оздоровительные профилактические, мероприятия и процедуры.
В Центре развития ребенка - детский сад есть физкультурно-оздоровительный и игровой комплексы, детский театр, изостудия, компьютерный класс, также бассейн. Применяется в воспитании комплексный подход к организации всей работы с детьми - здесь осуществляется как физическое и психическое развитие, так и коррекция, а особенно акцент делается на художественно-эстетическое развитие и интеллектуальное развитие детей.
Детский садик компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. В такие детские сады детей берут с различными патологиями, это, например, с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением слуха, с нарушением зрения, с нарушениями речи, с нарушением интеллекта, очень часто болеющих детей. В таких детских садах работают медики с высокой квалификацией, а для детей создаются в детском саду особые условия - это иногда диетическое питание, сауны, бассейны, массажные кабинеты, небольшое количество детей в группах. В таких детских садах компенсирующего типа детей не только лечат, но и также обучают и воспитывают в соответствии со специальной программой. При таких садах существуют консультационные пункты, где все родители могут получить правильный совет, рекомендацию, как поступать с ребёнком в том или ином случае. Чтобы попасть в такой садик компенсирующего вида, обязательно необходимо направление педиатра или справки от специалистов по конкретному профилю садика.
Виды дошкольных учреждений комбинированных типов включают в себя по несколько разных групп: это обще развивающие, компенсирующие, оздоровительные, а также группы в разном сочетании.
Тип образовательного учреждения определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих типов образовательных учреждений:
Дошкольные;
Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
Начального профессионального образования;
Среднего профессионального образования;
Высшего профессионального образования;
Послевузовского профессионального образования;
Дополнительного образования взрослых;
Дополнительного образования детей;
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
Специальные (коррекционные) (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии);
Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Первые пять типов образовательных учреждений являются основными и наиболее распространенными, в связи с этим кратко рассмотрим их некоторые особенности.
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) - это тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Основными задачами дошкольных образовательных учреждений являются: обеспечение воспитания и раннего образования детей; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; обеспечение развития индивидуальных способностей детей; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Традиционно дошкольные образовательные учреждения отвечают запросам детей в возрасте 3 - 7 лет. Ясли-сад предназначены для посещения детьми 1 - 3 лет, а в отдельных случаях - от 2 месяцев до года. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на пять основных видов
Детский сад общеразвивающего вида - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развитиявоспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
Детские сады и детские сады общеразвивающего вида - это традиционные дошкольные образовательные учреждения, в которых реализуются основные программы дошкольного образования в соответствии с установленными государственными стандартами. Основной целью реализации данных образовательных программ является интеллектуальное, художественное, эстетическое, нравственное и физическое развитие детей раннего возраста. В зависимости от возможностей того или иного дошкольного учреждения (материально-технической оснащенности, воспитательно-педагогического состава и пр.) в них могут осуществляться не только традиционные образовательные программы воспитания и обучения, но, и выбраны какие-либо иные приоритетные образовательные направления (обучение рисованию, музыке, хореографии, языковым навыкам, иностранным языкам).
Детский сад компенсирующего вида - с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
Детские сады данного вида являются специализированными и создаются для детей, имеющих различные нарушения в физическом и (или) психическом развитии (в том числе глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии). Дети с отклонениями в развитии могут приниматься и в дошкольные образовательные учреждения любого другого вида при наличии условий для коррекционной работы. При этом прием осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. Обучающие программы, методики (технологии) воспитания, коррекции и лечения в ДОУ данного вида разрабатываются с учетом конкретной специфики имеющихся у детей отклонений. Материально-техническое оснащение таких детских садов несколько отличается от обычных, поскольку указанные дети нуждаются в особом уходе. Для детей создаются физиотерапевтические, массажные, логопедические и иные кабинеты; бассейны; фитобары и диетические столовые; специальные приспособления и оборудование в группах и т.д.Количество коррекционных групп и их наполняемость в детских сада как компенсирующего, так и обычного вида определяются уставом ДОУ в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления процесса воспитания, обучения и коррекции. Как правило, предельная наполняемость группы (в зависимости от конкретного вида) не должна превышать 6-15 человек.
Детский сад присмотра и оздоровления - с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.
Такие детские сады преимущественно рассчитаны на детей в возрасте до трех лет. Основное внимание уделяется санитарным и гигиеническим условиям, предупреждению и профилактике заболеваний детей. Проводятся оздоровительно-укрепляющие и основные воспитательно-обучающие мероприятия.
Детский сад комбинированного вида . В детские образовательные учреждения подобного вида могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.
Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
В центрах развития ребенка основное внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку. Приоритетными направлениями являются интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей: развитие мотивации личности к познанию и творчеству; укрепление здоровья и удовлетворение потребности детей в занятиях физкультурой и спортом. Для реализации учебно-воспитательного процесса и укрепления здоровья в настоящих образовательных учреждениях создаются игровые, физкультурно-оздоровительные комплексы; бассейны; компьютерные классы. Могут быть организованы художественные студии, детские театры, различные кружки, секции - и все это в рамках одного центра развития ребенка. Помимо воспитателей с детьми занимаются психологи, логопеды, иные специалисты. В таком учреждении ребенок может находиться как целый день, так и определенное количество часов (посещать какие-либо отдельные занятия) - по усмотрению родителей.
Большинство детских садов являются муниципальными и (или) государственными образовательными учреждениями. Однако за последние годы появилось много частных (негосударственных) дошкольных образовательных учреждений.
Если родители полагаете, что для ребенка достаточно стандартного набора предлагаемых образовательных услуг, а также в случае затруднительного материального семьи либо по иным причинам (например, выбор ДОУ ограничен), то имеет смысл определить ребенка в государственное или муниципальное дошкольное учреждение. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. В бюджетные дошкольные образовательные учреждения в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных и вынужденных переселенцев, студентов. Количество групп в таких ДОУ определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. Как правило, в группах (в зависимости от вида группы) не должно содержаться более 8-20 детей.
В том случае, когда родители располагают денежными средствами, и предъявляют повышенные требования к организации учебно-воспитательного и оздоровительного процесса в детском саду и индивидуальному подходу к ребенку, стоит остановить свой выбор на негосударственном (частном) дошкольном учреждении. Подобные ДОУ имеют в своем распоряжении бассейны, иногда - сауны, большие игровые комнаты, дорогостоящий учебно-игровой материал, спальные комнаты повышенной комфортности, наиболее качественный и предельно разнообразный рацион питания, а также другие блага, на обеспечение которых, разумеется, требуются значительные материальные затраты. Наполняемость групп обычно не превышает 10 человек, а реализуемые образовательные программы ориентированы на более углубленное и вариативное обучение детей.
Однако все перечисленные выше удобства, равно как и дополнительные образовательные и воспитательные программы, в настоящее время могут предложить на платной основе государственные и муниципальные дошкольные учреждения, которые имеют право оказывать дополнительные платные образовательные и иные услуги при условии их лицензирования. Что касается процесса воспитания и обучения, то практически в любом дошкольном учреждении за основу берется установленная законодательством основная комплексная образовательная программа. Дошкольных образовательных программ и технологий в настоящее время существует немало, это программы: «Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад-дом радости», «Золотой ключик» и другие. Все они ориентированы на должное обеспечение воспитания и раннего образования детей, развития их индивидуальных особенностей. Таким образом, совсем не обязательно искать частный детский сад, а можно воспользоваться услугами, предоставляемыми государственным или муниципальным дошкольным образовательным учреждением за отдельную дополнительную плату. В любом случае при выборе дошкольного учреждения следует заботиться об интересах ребенка, учитывая его желания, а не об удовлетворении собственных амбиций в престижности обеспечиваемого ему образовательного уровня.. Тем родителям, которые предпочитают воспитывать и обучать ребенка на дому (лично или с помощью гувернеров, приходящих педагогов), стоит всерьез задуматься о том, насколько верно они поступают, принимая подобное решение.. Чтобы в дальнейшем, при адаптации такого ребенка к школьной жизни, не возникло проблем, рекомендуется хотя бы непродолжительное посещение детского сада. Ведь именно в дошкольном учреждении ребенок получает навыки общения со сверстниками, учится ориентироваться в группе, сопоставлять коллективные интересы со своими собственными. Все это происходит под непосредственным контролем воспитателей и педагогов. Каким бы качественным не было домашнее образование, оно не может в полной мере дать всего того, что ребенок мог бы получить, посещая детский сад.
Помимо собственно дошкольных образовательных учреждений существуют и образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста . В таких учреждениях реализуются как общеобразовательные программы дошкольного образования, так и программы начального общего образования. Такие образовательные учреждения создаются для детей в возрасте с 3 - 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста. Это могут быть:
Детский сад - начальная школа;
Детский сад компенсирующего вида (с осуществлением квалифицированной корекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся) - начальная школа;
Прогимназия (с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.)). В прогимназиях детей подготавливают к поступлению в гимназию
Общеобразовательные учреждения в зависимости от уровней реализуемых образовательных программ подразделяются на следующие виды.
Начальная общеобразовательная школа - р еализует общеобразовательную программу начального общего образования (нормативный срок освоения 4 года). Начальная школа - это первая (начальная) ступень школьного образования, на которой дети приобретают основные (фундаментальные) знания для дальнейшего образования - получения основного общего образования. Основными задачами учреждений начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
В настоящее время начальная общеобразовательная школа представлена тремя основными государственными системами обучения: традиционной, системой развивающего обучения Л. В. Занкова и системой развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. В образовательных учреждениях начального уровня реализуются и такие экспериментальные программы как «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Перспектива», «Школа России» и др. Все они направлены на углубленное изучение учебных предметов и расширенное интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.
Основная общеобразовательная школа - реализует общеобразовательные программы основного общего образования (нормативный срок освоения 5 лет - вторая (основная) ступень общего образования). Задачами основного общего образования являются создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. В основной общеобразовательной школе могут реализовываться программы начального общего образования.
Средняя общеобразовательная школа. - реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения 2 года - третья (старшая) ступень общего образования). Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, на третьей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, реализуемое путем создания профильных школ. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильная школа - это основная институциональная форма реализации цели профильного обучения. В перспективе предусматриваются и иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения. Для наиболее эффективного осуществление процесса профильного обучения предусматривается непосредственный контакт профильной школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Предварительным этапом введения профильного обучения является начало перехода на предпрофильное обучение в последнем (9-ом) классе основной ступени общего образования.
В средних общеобразовательных школах также могут реализовываться образовательные программы начального общего и основного общего образования.
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - реализует общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам. Может реализовывать образовательные программы начального общего и основного общего образования. Основной задачей таких школ (иногда их именуют спецшколы) является преподавание (помимо основных образовательных учебных предметов) в рамках узкой специализации по отдельному предмету (предметам). Это существенно отличает спецшколы от гимназий и лицеев, реализующих широкий спектр дополнительных учебных дисциплин. В своем большинстве это - спортивные спецшколы, школы с углубленным изучением иностранных языков и физико-математические школы.
Гимназия - реализуются общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, как правило, по предметам гуманитарного профиля. Существенное внимание уделяется изучению иностранных языков, культурологическим, а также философским дисциплинам. Гимназии могут реализовывать общеобразовательные программы начального общего образования. В большинстве случаев в гимназиях учатся дети с повышенной мотивацией к обучению. Гимназические классы могут организовываться и в обычных общеобразовательных школах.
Лицей - образовательное учреждение, реализующие общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В лицеях организуется углубленное изучение группы учебных предметов по определенному профилю (техническому, естественнонаучному, эстетическому, физико-математическому и др.). Лицеи, как и гимназии, могут реализовывать общеобразовательные программы начального общего образования. Лицеи призваны создать оптимальные условия для нравственного, эстетического, физического развития учащихся со сформировавшимися интересами в выборе профессии и дальнейшего образования. В лицеях широко практикуются индивидуализированные учебные программы и планы. Лицеи могут создаваться как самостоятельные образовательные учреждения, а могут функционировать и как лицейские классы обычных общеобразовательных школ, сотрудничая с высшими учебными заведениями и производственными предприятиями. В настоящее время некоторые лицеи имеют статус экспериментальных образовательных учреждений с авторскими моделями и технологиями обучения.
Учреждения начального профессионального образования. Еще совсем недавно в нашей стране нерадивых учеников пугали: «Будешь плохо учиться, не возьмешься за ум - пойдешь в ПТУ!». При этом данная «страшилка» была более чем реальна. После окончания основной школы подростки из неблагополучных семей (неуспевающие и подобные им) прямиком «шли» в профессиональные технические училища (ПТУ), где им прививали трудовые навыки и пытались воспитать «педагогически запущенных» детей достойными гражданами нашего общества. Поскольку «путевку» в ПТУ выпускники школ получали, зачастую, не по своей воле, то и учились они спустя рукава - лишь небольшая часть учащихся ПТУ после окончания училища трудоустраивалась по специальности. Из-за этого данные образовательные учреждения имели не самую лучшую репутацию, а процент закрепления на рабочих местах выпускников ПТУ едва превышал 50%. Однако время не стоит на месте, и, как свидетельствует статистика, в настоящее время процент трудоустройства на рабочие специальности этой группы молодежи приближается к 80%. И если учесть, что безработица в России по-прежнему очень высока, то стоит задуматься над тем, что же лучше: высшее образование с нуля (сразу после окончания средней школы) и возможный статус безработного по завершении обучения в ВУЗе или диплом выпускника ПТУ, гарантированный заработок, опыт работы и возможность дальнейшего обучения? Рабочие специальности были нужны всегда, а в наши дни, когда значительная часть подрастающего поколения мечтает стать бизнесменами и менеджерами, ищет легкие пути заработка, потребность в квалифицированных рабочих кадрах только возрастает.
Основной целью учреждений начального профессионального образования является подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Следует заметить, что такая формулировка основной цели начального профессионального образования несколько устарела. В настоящее время ее можно сформулировать по-новому - максимальное удовлетворение потребностей всех отраслей отечественной экономики квалифицированными профессиональными рабочими и специалистами.
Начальное профессиональное образование - неплохой старт для продолжения обучения по выбранной специальности либо получения новой с уже имеющимся багажом профессиональных знаний и трудовых практических навыков.
К учреждениям начального профессионального образования относятся:
Профессиональное училище;
Профессиональный лицей;
Учебно-курсовой комбинат (пункт);
Учебно-производственный центр;
Техническая школа;
Вечерняя (сменная) школа.
Профессиональные училища (строительные, швейные, электротехнические, связи и т.п.) - основной вид учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных профессиональных рабочих и специалистов. Нормативные сроки обучения составляют 2-3 года (в зависимости от уровня образования при поступлении, выбранной специальности, профессии). На базе профессиональных училищ могут разрабатываться и внедряться инновационные методики в сфере начального профессионального образования по соответствующему профилю подготовки квалифицированных кадров, обеспечивающих высокий уровень профессионального образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих запросы личности и производства.
Профессиональные лицеи (технические, строительные, коммерческие и т.п.) - центр непрерывного профессионального образования, в котором осуществляется, как правило, межотраслевая, и межрегиональная подготовка квалифицированных специалистов и рабочих по сложным, наукоемким профессиям. В профессиональных лицеях можно получить не только конкретную профессию повышенного уровня квалификации и завершить среднее (полное) общее образование, но и в некоторых случаях приобрести среднее профессиональное образование. Данный тип учреждения является своего рода опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.
Учебно-курсовой комбинат (пункт) , учебно-производственный центр , техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечерняя (сменная) школа осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовки рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.
Помимо того что обучение в бюджетных (государственных и муниципальных) учреждениях начального профессионального образования является бесплатным, их обучающимся гарантируется обеспечение стипендиями, местами в общежитиях, льготным или бесплатным питанием, а также иными видами льгот и материальной помощи в соответствии с компетенцией образовательного учреждения и действующими нормативами.
Образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения). Основными целями и задачами деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования являются:
Подготовка специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;
Удовлетворение потребностей рынка труда (с учетом отраслевых запросов экономического сектора) в специалистах со средним профессиональным образованием;
При наличии соответствующей лицензии образовательные учреждения среднего профессионального образования могут реализовывать образовательные программы начального профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и начального профессионального образования.
К средним специальным учебным заведениям относятся техникум и колледж.
Техникум (училище) (сельскохозяйственный, гидромелиоративный техникум; речное, педагогическое училище и др.) - реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня.
Колледж (медицинский, экономический и др.) - реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.
В техникумах и колледжах осуществляется профессиональная подготовка более сложного уровня, чем в учреждениях начального профессионального образования, и поступить в них, соответственно, значительно труднее. Основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования могут осваиваться по различным формам обучения, отличающимся объемом аудиторных занятий и организацией образовательного процесса: очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах или в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм обучения. Нормативные сроки обучения по образовательным программам среднего профессионального образования устанавливаются государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Как правило, обучение продолжается 3 - 4 года. В необходимых случаях сроки обучения по конкретным образовательным программам среднего профессионального образования могут быть увеличены по сравнению с нормативными сроками обучения. Решение об увеличении сроков обучения принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование или иной достаточный уровень предшествующей подготовки и (или) способностей, допускается обучение по сокращенным или ускоренным образовательным программам среднего профессионального образования, порядок реализации которых устанавливается федеральным органом управления образованием.
Большое количество выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования получают достаточно высокий теоретический уровень знаний, умений и навыков, что позволяет им в дальнейшем на протяжении нескольких лет работать по специальности и без получения высшего профессионального образования. В некоторых случаях диплом о средне-специальном образования дает право на получение высшего профессионального образования (как правило, по той же специальности, но уже более высокого уровня) в сокращенные сроки (до трех лет). Студенты средних профессиональных учреждений могут совмещать работу с обучением, и, если образование данного уровня приобретается впервые, а учебное заведение имеет государственную аккредитацию, пользоваться установленными трудовым законодательством РФ льготами (учебный отпуск, бесплатный проезд к месту учебы и др.).
Кстати, данное правило распространяется и на учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования. Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Среднее специальное учебное заведение в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно в соответствии с законодательством РФ разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии и иные социальные пособия и . За успехи в освоении образовательных программ, в экспериментально-конструкторской и другой работе для студентов устанавливаются различные формы морального и материального поощрения. Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.
Образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения). Особо говорить о приоритете высшего образования не имеет смысла, так как он был, есть и всегда будет. Развитие рыночной экономики, научно-технический прогресс диктуют новые требования, соответствовать которым невозможно без высокого уровня образования. В последние годы стало нормой иметь два и более высших образования.
Проблема в получении высшего образования решаема, вопрос остается только за его качеством. Диплом об окончании того или иного вуза, конечно, купить можно, такие услуги сейчас, к сожалению, имеют место, но вот приобрести за плату истинные знания без должного на то желания самого обучающегося и соответствующих усилий высшего образовательного учреждения нельзя.
Целями и задачами образовательных учреждений высшего профессионального образования являются:
Подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования;
Удовлетворение потребностей государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;
Организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;
Удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
В соответствии с законодательством РФ об образовании устанавливаются следующие виды высших учебных заведений:институт, университет, академия. Данные высшие учебные заведения (каждое в соответствии со своей спецификой) реализуют образовательные программы высшего профессионального образования; образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной, научной и научно-педагогической деятельности. На базе университетов и академий могут создаваться университетские и академические комплексы, объединяющие образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Высшие учебные заведение любого вида (в т.ч. их филиалы) могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.
Н.А. Агешкина
Метки: , Предыдущая записьСледующая запись